Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 26.06.2008 г. № 102-ФЗ

pravo.gov.ru

Об обеспечении единства измерений
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>частью 3 настоящей статьи, обеспечивается предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной, коммерческой, служебной и (или) иной охраняемой законом тайны такой доступ к указанным документам и сведениям должен быть ограничен, причем в случае получения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, межведомственного запроса в целях, связанных с предоставлением государственной или муниципальной услуги и (или) ведением базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, предоставление содержащихся в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений документов и сведений осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". (В редакции Федерального закона от 28.07.2012 № 133-ФЗ)</p><p>3. Порядок создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него и внесения изменений в данные сведения, предоставления содержащихся в нем документов и сведений устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ)</p><p> </p><p>Глава 7. Организационные основы обеспечения единства измерений</p><p> </p><p>Статья 21. Федеральные органы исполнительной власти, государственные научные метрологические институты, государственные региональные центры метрологии, метрологические службы, организации, осуществляющие деятельность по обеспечению единства измерений</p><p> </p><p>1. Деятельность по обеспечению единства измерений основывается на законодательстве Российской Федерации об обеспечении единства измерений и осуществляется:</p><p>1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);  (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>2) подведомственными федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, государственными научными метрологическими институтами и государственными региональными центрами метрологии;</p><p>3) Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, руководство которыми осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений;</p><p>4) метрологическими службами, а также аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. (В редакции федеральных законов от 23.06.2014 № 160-ФЗ; от 21.07.2014 № 254-ФЗ)</p><p>2. Основными задачами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и государственному метрологическому контролю (надзору), являются: (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>1) разработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области обеспечения единства измерений, а также координация деятельности по нормативно-правовому регулированию в данной области;</p><p>2) организация взаимодействия с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области обеспечения единства измерений;</p><p>3) реализация государственной политики в области обеспечения единства измерений;</p><p>4) координация деятельности по реализации государственной политики в области обеспечения единства измерений;</p><p>5) осуществление федерального государственного метрологического контроля (надзора) и координация деятельности по его осуществлению;  (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>6) межведомственная координация деятельности по разработке и производству измерительной техники в Российской Федерации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)</p><p>7) организация мониторинга состояния системы обеспечения единства измерений, прогнозирования измерительных потребностей экономики и общества. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)</p><p>3. Распределение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений и федеральному государственному метрологическому контролю (надзору), осуществляет Правительство Российской Федерации.  (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>4. Основными задачами государственных научных метрологических институтов являются:</p><p>1) проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, экспериментальных разработок и осуществление научно-технической деятельности в области обеспечения единства измерений;</p><p>2) разработка, совершенствование, содержание, сличение и применение государственных первичных эталонов единиц величин;</p><p>3) передача единиц величин от государственных первичных эталонов единиц величин;</p><p>4) участие в разработке проектов нормативных документов в области обеспечения единства измерений;</p><p>5) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений;</p><p>6) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений и предоставление содержащихся в нем документов и сведений;</p><p>7) участие в международном сотрудничестве в области метрологии;</p><p>8) разработка, совершенствование, аттестация первичных референтных методик (методов) измерений и референтных методик (методов) измерений; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>9) проведение обязательной метрологической экспертизы стандартов, проектной, технической, в том числе конструкторской и технологической, документации и других объектов; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>10) проведение испытаний средств измерений в целях утверждения типа в соответствии с областью аккредитации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>11) проведение поверки средств измерений в соответствии с областью аккредитации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>5. Государственные научные метрологические институты могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.</p><p>51. Государственные региональные центры метрологии создаются в форме федеральных бюджетных учреждений или федеральных автономных учреждений для выполнения работ и (или) оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, на территории Российской Федерации. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)</p><p>6. Основными задачами государственных региональных центров метрологии являются:</p><p>1) совершенствование, содержание и применение государственных эталонов единиц величин, используемых для обеспечения прослеживаемости;</p><p>2) участие в оказании государственных услуг по обеспечению единства измерений; (В редакции  Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>3) проведение поверки средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, а также других средств измерений в соответствии с установленной областью аккредитации;</p><p>4) передача единиц величин от государственных эталонов единиц величин;</p><p>5) проведение обязательной метрологической экспертизы стандартов, проектной, технической, в том числе конструкторской и технологической, документации и других объектов в соответствии с областью аккредитации; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>6) проведение испытаний средств измерений в целях утверждения типа в соответствии с областью аккредитации. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>(Часть в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)</p><p>7. Государственные региональные центры метрологии могут также выполнять иные работы и (или) оказывать иные услуги по обеспечению единства измерений.</p><p>8. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли осуществляет научно-техническую и метрологическую деятельность по воспроизведению национальной шкалы времени и эталонных частот, по определению параметров вращения Земли, а также по обеспечению потребности государства в эталонных сигналах времени и частоты, в информации о параметрах вращения Земли и точном значении московского времени и календарной дате. (В редакции Федерального закона от 02.12.2013 № 338-ФЗ)</p><p>9. Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке, испытанию и внедрению стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных образцов, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.</p><p>10. Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов осуществляет деятельность по разработке и внедрению стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в науке и технике в целях обеспечения единства измерений на основе применения указанных стандартных справочных данных, а также по ведению соответствующих разделов Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений.</p><p>11. Государственная служба времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственная служба стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственная служба стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов осуществляют деятельность в соответствии с положениями о них, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 22. Метрологические службы</p><p> </p><p>1. Федеральные органы исполнительной власти и государственные корпорации, осуществляющие функции в областях деятельности, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, создают метрологические службы, в том числе в отраслях промышленности, в целях организации деятельности по обеспечению единства измерений в пределах своей компетенции. (В редакции  Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>2. Права и обязанности метрологических служб федеральных органов исполнительной власти и государственных корпораций, указанных в части 1 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти или государственных корпораций, создавших метрологические службы, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.</p><p>3. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в областях, указанных в частях 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона, могут создавать метрологические службы в добровольном порядке. Федеральными законами может быть установлена обязательность создания метрологических служб.</p><p>4. Права и обязанности метрологических служб юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в части 3 настоящей статьи, порядок организации и координации их деятельности определяются положениями о метрологических службах, утверждаемыми руководителями этих юридических лиц или индивидуальными предпринимателями.</p><p>(Статья в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 254-ФЗ)</p><p> </p><p>Глава 8. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений</p><p> </p><p>Статья 23. Ответственность юридических лиц, их руководителей и работников, индивидуальных предпринимателей</p><p> </p><p>Юридические лица, их руководители и работники, индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необоснованно препятствующие осуществлению федерального государственного метрологического контроля (надзора) и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции  федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 24. Ответственность должностных лиц</p><p> </p><p>1. За нарушения законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, а также федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный метрологический контроль (надзор), и подведомственных им организаций несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>2. Действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обжалование действий (бездействия) должностных лиц не приостанавливает исполнения их предписаний, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Глава 9. Финансирование в области обеспечения единства измерений</p><p> </p><p>Статья 25. Финансирование в области обеспечения единства измерений за счет средств федерального бюджета</p><p> </p><p>За счет средств федерального бюджета финансируются расходы на:</p><p>1) разработку, совершенствование, содержание государственных первичных эталонов единиц величин, а также разработку, совершенствование, аттестацию государственных первичных референтных методик (методов) измерений и референтных методик (методов) измерений; (В редакции  Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ)</p><p>2) разработку и совершенствование государственных эталонов единиц величин;</p><p>3) фундаментальные исследования в области метрологии;</p><p>4) выполнение работ, связанных с деятельностью Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов;</p><p>5) разработку утверждаемых федеральными органами исполнительной власти нормативных документов в области обеспечения единства измерений;</p><p>6) выполнение работ по федеральному государственному метрологическому контролю (надзору);  (В редакции федеральных законов от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ)</p><p>7) проведение сличения государственных первичных эталонов единиц величин с эталонами единиц величин Международного бюро мер и весов и национальными эталонами единиц величин иностранных государств;</p><p>8) уплату взносов Российской Федерации в международные организации по метрологии;</p><p>9) создание и ведение Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений;</p><p>10) (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 23.06.2014 № 160-ФЗ)</p><p>11) проведение обязательной метрологической экспертизы содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений. (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 27.12.2019 № 496-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 26. Оплата работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений</p><p> </p><p>1. Работы и (или) услуги по передаче единиц величин от государственных эталонов единиц величин и поверке средств измерений, входящих в перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, оплачиваются по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 496-ФЗ)</p><p>2. Работы и (или) услуги по проведению испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, аттестации методик (методов) измерений, метрологической экспертизы, указанной в частях 2 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона, по поверке средств измерений, не вошедших в перечень средств измерений, указанный в части 1 настоящей статьи, калибровке средств измерений оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.</p><p>3. Государственные региональные центры метрологии в пределах установленного государственного задания оказывают государственные услуги и (или) выполняют работы в области обеспечения единства измерений для граждан и юридических лиц за плату по регулируемым ценам в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. (Дополнение частью - Федеральный закон от 21.07.2014 № 254-ФЗ)</p><p> </p><p>Глава 10. Заключительные положения</p><p> </p><p>Статья 27. Заключительные положения</p><p> </p><p>1. Нормативные правовые акты Российской Федерации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением нормативных правовых актов Российской Федерации, относящихся к законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, должны быть приняты в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.</p><p>2. До дня вступления в силу настоящего Федерального закона федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в областях деятельности, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяют в пределах их компетенции перечни измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений.</p><p>3. Нормативные правовые а</p></div>
Показать следующую страницу документа