Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации</h4><p>(Наименование в редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p> </p><p>Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года</p><p>Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года</p><p> </p><h4>(В редакции федеральных законов от 02.07.2021 № 331-ФЗ, от 08.07.2024 № 169-ФЗ, от 08.08.2024 № 223-ФЗ, от 28.12.2024 № 523-ФЗ, от 31.07.2025 № 336-ФЗ)</h4><p> </p><p>Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон определяет цели и принципы экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых и технологических инноваций, круг участников экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых и технологических инноваций, а также регулирует отношения, связанные с их установлением и реализацией, в том числе изменением, приостановлением, прекращением, мониторингом, оценкой их эффективности и результативности. (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>2. Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых и технологических инноваций могут устанавливаться в соответствии с настоящим Федеральным законом по следующим направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых и технологических инноваций: (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>1) медицинская деятельность, в том числе с применением телемедицинских технологий и технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозах граждан, фармацевтическая деятельность;</p><p>2) проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания;</p><p>3) сельское хозяйство;</p><p>4) финансовый рынок;</p><p>5) продажа товаров, работ, услуг дистанционным способом;</p><p>6) архитектурно-строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, снос объектов капитального строительства, эксплуатация зданий, сооружений;</p><p>7) предоставление государственных и муниципальных услуг и осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, осуществление иных полномочий и функций государственными органами и органами местного самоуправления; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 331-ФЗ)</p><p>8) промышленное производство (промышленность);</p><p>81) разработка и внедрение технологических инноваций, а также производство высокотехнологичной продукции; (Дополнение пунктом - Федеральный закон от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>9) иные направления разработки, апробации и внедрения цифровых и технологических инноваций, установленные Правительством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>1. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>1) экспериментальный правовой режим в сфере цифровых и технологических инноваций (далее - экспериментальный правовой режим) - применение в отношении участников экспериментального правового режима в течение определенного периода времени специального регулирования по направлениям разработки, апробации и внедрения цифровых и технологических инноваций, предусмотренным частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>2) цифровые инновации - новые или существенно улучшенные продукт (товар, работа, услуга, охраняемый результат интеллектуальной деятельности) или процесс, новые метод продаж или организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях, введенные в употребление, созданные или используемые по направлениям, предусмотренным частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, с применением технологий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России);</p><p>3) общее регулирование - нормативное правовое регулирование, содержащее общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение, и действующее в Российской Федерации по состоянию на дату начала срока действия экспериментального правового режима, установленного Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России;</p><p>4) акты общего регулирования - нормативные правовые акты Российской Федерации, в том числе федеральные законы, акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, а также нормативные акты Банка России;</p><p>5) специальное регулирование - нормативное правовое регулирование, отличающееся от общего регулирования и устанавливаемое в соответствии с настоящим Федеральным законом программой экспериментального правового режима в отношении участников экспериментального правового режима на определенный срок и, если иное не предусмотрено программой экспериментального правового режима, на определенной территории. Если общее регулирование установлено федеральными законами, то специальное регулирование устанавливается в случаях, предусмотренных соответствующими федеральными законами;</p><p>6) программа экспериментального правового режима - акт специального регулирования, определяющий условия экспериментального правового режима и утверждаемый в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (далее - акт Правительства Российской Федерации), а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, нормативным актом Банка России (далее также - акт Банка России);</p><p>7) регулирующий орган - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по одному из направлений, предусмотренных частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банк России;</p><p>8) уполномоченный орган - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативному правовому регулированию и полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, по вопросам экспериментальных правовых режимов, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банк России;</p><p>9) инициативное предложение - предложение об установлении экспериментального правового режима, включающее в том числе описание предлагаемого специального регулирования, мер, направленных на минимизацию рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям;</p><p>10) инициатор - государственный орган, орган местного самоуправления (по направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, вносящие инициативное предложение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;</p><p>11) организация предпринимательского сообщества - определенная Правительством Российской Федерации, а по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Банком России некоммерческая организация или некоммерческие организации, представляющие предпринимательское сообщество по вопросам экспериментальных правовых режимов. Определенные Банком России организация предпринимательского сообщества или организации предпринимательского сообщества участвуют в соответствующих правоотношениях в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, если иное не установлено Банком России;</p><p>12) координационный орган - орган, определяемый Правительством Российской Федерации для разрешения разногласий между государственными органами и организациями по результатам рассмотрения инициативных предложений и иных вопросов, регулируемых настоящим Федеральным законом;</p><p>13) субъект экспериментального правового режима - государственный орган, орган местного самоуправления (по направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в соответствии с программой экспериментального правового режима;</p><p>14) участник экспериментального правового режима - субъект экспериментального правового режима, а также лицо, вступившее в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима, возникшие в рамках экспериментального правового режима;</p><p>15) претендент - государственный орган, орган местного самоуправления (по направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, имеющие намерение стать субъектом экспериментального правового режима;</p><p>16) мониторинг экспериментального правового режима - система наблюдений, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации о выполнении программы экспериментального правового режима.</p><p>2. Понятия "высокотехнологичная продукция" и "технологические инновации" используются в значениях, определяемых в соответствии с Федеральным законом "О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". (Дополнение частью - Федеральный закон от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 3. Цели экспериментального правового режима</p><p> </p><p>Целями экспериментального правового режима являются:</p><p>1) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;</p><p>2) развитие конкуренции;</p><p>3) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;</p><p>4) повышение эффективности государственного или муниципального управления;</p><p>5) обеспечение развития науки и социальной сферы;</p><p>6) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;</p><p>7) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>8) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых и технологических инноваций. (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 4. Принципы экспериментального правового режима</p><p> </p><p>Принципами экспериментального правового режима являются:</p><p>1) недопустимость ограничения конституционных прав и свобод граждан, нарушения единства экономического пространства на территории Российской Федерации или иного умаления гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;</p><p>2) обеспечение безопасности личности, общества и государства;</p><p>3) прозрачность и открытость экспериментального правового режима;</p><p>4) равноправие претендентов;</p><p>5) добровольность участия в экспериментальном правовом режиме;</p><p>6) определенность специального регулирования по времени, кругу лиц и, если иное не вытекает из существа экспериментального правового режима, ограничение специального регулирования в пространстве;</p><p>7) минимизация отступлений от общего регулирования.</p><p> </p><p>Статья 5. Правовое регулирование отношений, связанныхс установлением и реализацией экспериментального правового режима</p><p> </p><p>1. Правовое регулирование отношений, связанных с установлением и реализацией экспериментального правового режима, осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными актами Банка России.</p><p>2. Законодательством субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено установление экспериментального правового режима в субъекте Российской Федерации, в том числе определен порядок его установления, в рамках полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.</p><p>3. Положения программы экспериментального правового режима, устанавливающие условия экспериментального правового режима, могут исключать или изменять действие положений федерального закона в случае, если это прямо предусмотрено соответствующим федеральным законом.</p><p>4. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима, в том числе правомерными действиями участника экспериментального правового режима, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>5. Специальное регулирование не должно затруднять обеспечение государственной защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, иных лиц, подлежащих государственной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также реализацию мер по осуществлению государственной охраны. Информационное взаимодействие участников экспериментального правового режима осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации об обращении со сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну, конфиденциальную и иную информацию, отнесенную в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, а также законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.</p><p>6. Предметом специального регулирования не могут быть правоотношения, возникшие при осуществлении деятельности, связанной с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, в том числе при защите государственной тайны, обеспечении безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, стабильности финансового рынка Российской Федерации, экономической безопасности Российской Федерации, а также в связи с возможным введением в оборот товаров, работ и услуг, оборот которых ограничен или запрещен. (В редакции Федерального закона от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>7. Федеральными законами могут быть предусмотрены дополнительные гарантии защиты прав лиц, вступающих в правоотношения с субъектом экспериментального правового режима, в том числе в части их информирования о специальном регулировании, возможности отказа от вступления в указанные правоотношения.</p><p>8. Установление экспериментальных правовых режимов в соответствии с настоящим Федеральным законом не может являться основанием для предоставления соответствующим участникам экспериментальных правовых режимов налоговых льгот.</p><p>9. Особенности применения положений настоящего Федерального закона к правоотношениям, возникающим в связи с установлением и реализацией экспериментального правового режима по направлению, предусмотренному пунктом 7 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации, по направлению, предусмотренному пунктом 4 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.</p><p> </p><p>Статья 6. Условия установления экспериментального правового режима</p><p> </p><p>1. Установление экспериментального правового режима допускается при одновременном соблюдении следующих условий:</p><p>1) общее регулирование, касающееся отношений в сфере цифровых и технологических инноваций по направлениям, предусмотренным частью 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, содержит требования, предписания, запреты, ограничения, при соблюдении которых внедрение цифровых и технологических инноваций невозможно или существенно затруднено; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>2) существует технологическая возможность применения цифровых и технологических инноваций либо для их использования требуется техническая, технологическая, организационная или иная подготовка; (В редакции Федерального закона от 28.12.2024 № 523-ФЗ)</p><p>3) установление экспериментального правового режима должно привести к достижению одной или нескольких целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона;</p><p>4) инициативное предложение содержит обоснованную оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям и меры, направленные на минимизацию таких рисков.</p><p>2. (Часть утратила силу - Федеральный закон от 08.08.2024 № 223-ФЗ)</p><p>3. Экспериментальный правовой режим устанавливается в отношении определенного круга субъектов экспериментального правового режима или одного субъекта экспериментального правового режима на определенный срок и, если иное не предусмотрено таким экспериментальным правовым режимом, на определенной территории, в рамках которой субъекты экспериментального правового режима осуществляют определенную деятельность в соответствии с программой экспериментального правового режима.</p><p> </p><p>Статья 7. Срок действия экспериментального правового режима</p><p> </p><p>1. Срок действия экспериментального правового режима определяется программой экспериментального правового режима с учетом целей, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, и не может превышать три года. Этот срок может быть продлен в соответствии с частью 3 статьи 15, пунктом 2 части 7 и частью 8 статьи 18 настоящего Федерального закона. Программой экспериментального правового режима могут быть установлены различные сроки участия в экспериментальном правовом режиме для разных субъектов экспериментального правового режима. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p>2. Срок действия экспериментального правового режима исчисляется со дня вступления в силу акта Правительства Российской Федерации или акта Банка России об установлении экспериментального правового режима и утверждении программы такого экспериментального правового режима, если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации или Банком России. (В редакции Федерального закона от 08.07.2024 № 169-ФЗ)</p><p> </p><p>Статья 8. Внесение инициативного предложения</p><p> </p><p>1. Инициатор или инициаторы, являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, должны соответствовать следующим требованиям:</p><p>1) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый к</p></div>Показать следующую страницу документа