Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 31.07.2025 г. № 289-ФЗ

pravo.gov.ru

Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>Об отдельных вопросах регулирования платформенной экономики в Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой                              22 июля 2025 года</p><p>Одобрен Советом Федерации                                  25 июля 2025 года</p><p> </p><p>Глава 1. Общие положения</p><p> </p><p>Статья 1. Предмет регулирования, цели и сфера применения настоящего Федерального закона</p><p> </p><p>1. Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы платформенной экономики в Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие между операторами посреднических цифровых платформ, их партнерами, пользователями и иными лицами в связи с продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг.</p><p>2. Целями настоящего Федерального закона являются:</p><p>1) создание безопасной цифровой среды на цифровых платформах, способствующей повышению уровня доступности товаров, работ, услуг, а также развитию предпринимательства и конкуренции;</p><p>2) создание правовых, экономических и организационных условий развития и функционирования цифровых платформ;</p><p>3) обеспечение единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению деятельности цифровых платформ;</p><p>4) обеспечение баланса экономических интересов хозяйствующих субъектов, функционирующих в сфере платформенной экономики, а также обеспечение гарантий соблюдения прав и законных интересов физических и юридических лиц;</p><p>5) повышение доступности осуществления торговой деятельности, выполнения работ, оказания услуг для хозяйствующих субъектов, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства.</p><p>3. Положения настоящего Федерального закона не применяются к отношениям, связанным:</p><p>1) с организацией и осуществлением деятельности аудиовизуальных сервисов, деятельности лиц, являющихся кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, а также лиц, оказывающих профессиональные услуги на финансовом рынке;</p><p>2) с предоставлением лицензии на использование программ для электронных вычислительных машин, баз данных посредством программы для электронных вычислительных машин, которая предназначена для поиска, просмотра и приобретения указанных программ, баз данных;</p><p>3) с распространением исключительно товаров, услуг, принадлежащих владельцам информационных ресурсов.</p><p>4. Действие положений настоящего Федерального закона не распространяется на операторов инвестиционных платформ, операторов государственных и муниципальных информационных систем, операторов иных информационных систем (информационных ресурсов), создаваемых в соответствии с федеральными законами, на операторов электронных площадок и операторов специализированных электронных площадок, функционирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) или законодательством Российской Федерации о приватизации.</p><p> </p><p>Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе</p><p> </p><p>Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:</p><p>1) платформенная экономика - совокупность организационных и имущественных отношений, складывающихся в результате взаимодействия неограниченного круга лиц посредством цифровых платформ для осуществления предпринимательской деятельности или в иных целях, в том числе не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;</p><p>2) цифровая платформа - информационная система, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг;</p><p>3) владелец цифровой платформы - лицо, обеспечивающее организацию взаимодействия пользователей цифровой платформы, в том числе самостоятельно и по своему усмотрению определяющее цели и порядок использования цифровой платформы, включая порядок размещения информации на такой платформе, с учетом положений, предусмотренных настоящим Федеральным законом;</p><p>4) партнер посреднической цифровой платформы (далее - партнер) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, в том числе иностранный гражданин или лицо без гражданства (за исключением физических лиц, совершающих между собой на посреднической цифровой платформе сделки, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности), применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" и являющиеся партнером-продавцом и (или) партнером-исполнителем, осуществляющими деятельность на посреднической цифровой платформе;</p><p>5) партнер-продавец - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на продажу товаров пользователям-покупателям;</p><p>6) партнер-исполнитель - партнер, заключивший гражданско-правовой договор с оператором посреднической цифровой платформы и осуществляющий деятельность на посреднической цифровой платформе, направленную на выполнение работ, оказание услуг для пользователей-заказчиков в рамках гражданско-правовых отношений при условии соблюдения требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом;</p><p>7) пользователь посреднической цифровой платформы (далее - пользователь) - лицо, не являющееся оператором посреднической цифровой платформы и использующее технические возможности посреднической цифровой платформы в целях приобретения товаров (пользователь-покупатель) и (или) получения результатов выполнения работ, оказания услуг (пользователь-заказчик);</p><p>8) оператор посреднической цифровой платформы (далее - оператор) - юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, индивидуальный предприниматель, иностранный гражданин или лицо без гражданства, оказывающие услуги, связанные с организацией взаимодействия партнеров и пользователей на посреднической цифровой платформе, и являющиеся владельцем такой цифровой платформы или лицом, с которым этот владелец заключил договор об эксплуатации посреднической цифровой платформы;</p><p>9) посредническая цифровая платформа - цифровая платформа, обеспечивающая взаимодействие оператора, партнеров и пользователей в целях заключения гражданско-правовых договоров, предоставляющая технические возможности размещения заказов и (или) карточек товаров, работ, услуг, совершения сделок, осуществления оплаты товара, работы, услуги пользователем в пользу партнера, соответствующая дополнительным критериям, установленным на основании части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, и включенная в реестр посреднических цифровых платформ в соответствии с частью 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;</p><p>10) пункт приема и выдачи заказов (далее - пункт выдачи заказов) - объект логистической инфраструктуры оператора, в котором оператором или владельцем пункта приема и выдачи заказов осуществляется деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также могут осуществляться иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;</p><p>11) владелец пункта приема и выдачи заказов (далее - владелец пункта выдачи заказов) - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие договор с оператором и на законном основании осуществляющие в пункте выдачи заказов деятельность по приемке, хранению, доставке, выдаче, отправлению и возврату товаров, заказанных пользователем-покупателем на посреднической цифровой платформе, а также иные действия, направленные на совершение сделок, проведение расчетов или осуществление финансовых операций между пользователем, оператором и (или) партнером;</p><p>12) логистическая инфраструктура оператора - склады, распределительные центры, пункты выдачи заказов и иные необходимые для выдачи и (или) доставки товаров объекты, принадлежащие оператору, владельцу пункта выдачи заказов или привлекаемым ими третьим лицам на праве собственности или ином законном основании;</p><p>13) личный кабинет - информационный ресурс, размещенный на посреднической цифровой платформе, используемый партнерами, владельцами пунктов выдачи заказов и пользователями для осуществления своих прав и исполнения своих обязанностей посредством такой платформы;</p><p>14) заказ - размещенное на посреднической цифровой платформе задание пользователя-заказчика на выполнение работ, оказание услуг, адресованное партнеру-исполнителю;</p><p>15) карточка товара, работы, услуги (далее - карточка товара) - предложение партнера о продаже товара, выполнении работы, об оказании услуги, адресованное пользователям посреднической цифровой платформы;</p><p>16) поисковая выдача - предоставление пользователю информации, размещенной на посреднической цифровой платформе, в соответствии с его запросом на посреднической цифровой платформе;</p><p>17) рейтинг товара, работы, услуги, партнера, пункта выдачи заказов (далее - рейтинг) - результат оценки товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов на посреднической цифровой платформе, рассчитываемый оператором с учетом выставленных пользователями оценок товара, работы, услуги, пункта выдачи заказов, деятельности партнера, владельца пункта выдачи заказов, а также иных критериев, предусмотренных правилами пользования посреднической цифровой платформой.</p><p> </p><p>Статья 3. Принципы правового регулирования платформенной экономики в Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Правовое регулирование отношений между лицами, осуществляющими использование цифровых платформ, основывается на принципах:</p><p>1) автономии воли, в том числе свободы в заключении гражданско-правовых договоров посредством использования цифровых платформ;</p><p>2) добросовестности;</p><p>3) имущественной самостоятельности;</p><p>4) обеспечения безопасных условий продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг на цифровых платформах, защиты прав потребителей соответствующих товаров, работ, услуг;</p><p>5) обеспечения гарантий соблюдения прав и законных интересов каждого из участников отношений, являющихся предметом регулирования настоящего Федерального закона.</p><p>2. Предоставление доступа к цифровой платформе, а также ее использование основывается на принципах прозрачности (открытости), запрета дискриминации и недопустимости ограничения свободного доступа лиц к цифровой платформе, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.</p><p>3. Правовое регулирование платформенной экономики в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и федеральных конституционных законах, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.</p><p>4. Настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, регулирующие использование цифровых платформ, применяются независимо от вида деятельности оператора, сферы деятельности лиц, использующих соответствующую платформу, и информационной технологии, использованной для создания и обеспечения функционирования такой платформы, за исключением случаев, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 1 настоящего Федерального закона.</p><p>5. К отношениям с партнерами, являющимися иностранными юридическими лицами, иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, иностранными гражданами и лицами без гражданства, осуществляющими деятельность с использованием посреднической цифровой платформы на законном основании, настоящий Федеральный закон применяется в части, не противоречащей праву Евразийского экономического союза и международным договорам Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 4. Цифровая платформа. Реестр посреднических цифровых платформ</p><p> </p><p>1. Владелец цифровой платформы обязан:</p><p>1) обеспечить равный и беспрепятственный доступ неограниченного круга лиц к цифровой платформе, возможность ознакомления с правилами пользования цифровой платформой, в том числе посредством предоставления свободного и открытого доступа к правилам пользования цифровой платформой;</p><p>2) не допускать создания на цифровой платформе дискриминационных условий для лиц, относящихся к одной категории и использующих такую цифровую платформу;</p><p>3) разместить на цифровой платформе адрес электронной почты для направления владельцу такой цифровой платформы юридически значимых сообщений, а также свои фамилию, имя и отчество (при наличии) (для физического лица) или наименование (для юридического лица);</p><p>4) соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности:</p><p>а) не допускать использования цифровой платформы в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов и материалов, пропагандирующих порнографию, насилие и жестокость, а также размещения предназначенной для пользователей информации, содержащей нецензурную брань;</p><p>б) не допускать распространения информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, инвалидности, а также в связи с их политическими убеждениями;</p><p>в) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций;</p><p>г) обеспечивать защиту сведений, содержащихся на цифровой платформе и обрабатываемых с ее использованием, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации в области персональных данных.</p><p>2. Цифровая платформа в случае соответствия критериям, указанным в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также дополнительным критериям, установленным на основании части 4 настоящей статьи, признается посреднической цифровой платформой с момента включения в реестр посреднических цифровых платформ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение такого реестра.</p><p>3. Правительством Российской Федерации устанавливаются правила формирования и ведения реестра посреднических цифровых платформ, определяющие в том числе состав сведений, включаемых в такой реестр, условия и порядок включения в такой реестр и исключения из него указанных сведений.</p><p>4. Дополнительные критерии отнесения цифровой платформы к посредническим цифровым платформам, в том числе в зависимости от количества пользователей информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации и осуществляющих доступ к данной цифровой платформе, с учетом критериев, указанных в пункте 9 статьи 2 настоящего Федерального закона, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Глава 2. Взаимодействие оператора, партнеров и владельцев пунктов выдачи заказов</p><p> </p><p>Статья 5. Договор между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Проверка сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов</p><p> </p><p>1. Взаимодействие оператора с партнером и владельцем пункта выдачи заказов осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов. Оператор обязан обеспечить партнеру, владельцу пункта выдачи заказов возможность заключить указанный договор в электронной форме на посреднической цифровой платформе.</p><p>2. При заключении договора с партнером или владельцем пункта выдачи заказов оператор осуществляет проверку сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, посредством проверки сведений о таком лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, либо посредством идентификации и (или) аутентификации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", а также иными способами, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.</p><p>3. Правительство Российской Федерации:</p><p>1) определяет перечень сведений, подлежащих проверке оператором в соответствии с частью 2 настоящей статьи, порядок осуществления такой проверки;</p><p>2) устанавливает иные способы, кроме предусмотренных частью 2 настоящей статьи, проверки сведений о лице, имеющем намерение стать партнером или владельцем пункта выдачи заказов, в том числе предусматривающие случаи, в которых оператор обязан запрашивать у такого лица дополнительные сведения перед заключением с ним договора, осуществлять проверку полноты и достоверности представляемой информации.</p><p>4. Условия договора между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов должны в том числе предусматривать:</p><p>1) требования к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов;</p><p>2) порядок обмена юридически значимыми сообщениями, в том числе направления уведомления об изменении договора в сроки, указанные в статье 12 настоящего Федерального закона;</p><p>3) исчерпывающий перечень применяемых к партнеру, владельцу пункта выдачи заказов и оператору мер ответственности, основания и порядок их применения;</p><p>4) порядок обжалования решений и действий (бездействия) оператора в рамках системы досудебного рассмотрения жалоб (разрешения споров) с указанием срока и процедуры рассмотрения жалоб, порядок дальнейшего разрешения споров в случае недостижения согласия между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, порядок направления партнером сведений, необходимых оператору для принятия решения по жалобе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона;</p><p>5) порядок продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе порядок и условия приостановления или прекращения принятия заказов партнером-исполнителем, порядок определения продолжительности выполнения работ, оказания услуг с использованием посреднической цифровой платформы;</p><p>6) порядок осуществления взаиморасчетов между оператором и партнером или владельцем пункта выдачи заказов, включая порядок определения срока платежей;</p><p>7) порядок предоставления партнеру, владельцу пункта выдачи заказов доступа к информации о принципах формирования рейтинга, об основаниях изменения рейтинга и о последствиях, наступающих для партнера, владельца пункта выдачи заказов при определенных значениях рейтинга;</p><p>8) порядок доступа к инфо</p></div>
Показать следующую страницу документа