Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Банк документов /
<div><p> </p><p> </p><h4>РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ</h4><p> </p><h4>ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН</h4><p> </p><h4>О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации</h4><p> </p><p>Принят Государственной Думой 23 сентября 2025 года</p><p>Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2025 года</p><p> </p><p>Статья 1</p><p> </p><p>Внести в Воздушный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290; 2007, № 50, ст. 6245; 2008, № 30, ст. 3616; 2011, № 7, ст. 901; № 15, ст. 2019, 2024; 2012, № 31, ст. 4318; 2013, № 23, ст. 2882; № 27, ст. 3477; 2014, № 16, ст. 1836; № 30, ст. 4254; № 42, ст. 5615; 2015, № 29, ст. 4356, 4379, 4380; 2016, № 1, ст. 82; № 27, ст. 4224; 2017, № 31, ст. 4777; 2020, № 8, ст. 915; 2021, № 24, ст. 4188, 4226; № 27, ст. 5159; 2022, № 1, ст. 57; № 12, ст. 1783; № 48, ст. 8325; № 52, ст. 9377; 2023, № 1, ст. 24; № 12, ст. 1878; № 14, ст. 2384; № 32, ст. 6219; 2024, № 6, ст. 765; № 33, ст. 4985; 2025, № 17, ст. 2120; № 31, ст. 4658) следующие изменения:</p><p>1) подпункт 4 пункта 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:</p><p>"4) деятельность юридических лиц, осуществляющих разработку и (или) изготовление подлежащей обязательной сертификации в соответствии с подпунктами 2, 21 и 3 настоящего пункта авиационной техники, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок пассажиров, светосигнального и метеорологического оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, за исключением деятельности по разработке бортового авиационного оборудования.</p><p>Требования к юридическим лицам, указанным в абзаце первом настоящего подпункта, устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации. Требования, установленные настоящим подпунктом, могут быть изменены или исключены в отношении участников экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утверждаемой в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 258-ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых и технологических инноваций в Российской Федерации".";</p><p>2) пункт 1 статьи 82 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, а также сертификация изготовителей радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, предусмотренная подпунктом 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров.</p><p>Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктом 3 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий.</p><p>Обязательная сертификация, предусмотренная подпунктами 2, 21 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, с привлечением подведомственной ему организации в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по проведению обязательной сертификации, предусмотренной подпунктами 2, 21 и 4 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса.</p><p>Порядок привлечения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, подведомственной ему организации, сертификационных центров и испытательных лабораторий устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.";</p><p>3) в статье 83:</p><p>а) наименование изложить в следующей редакции:</p><p>"Статья 83. Обязательная сертификация светосигнального оборудования, устанавливаемого на сертифицированных аэродромах, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов, радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем";</p><p>б) дополнить пунктами 9 и 10 следующего содержания:</p><p>"9. Порядок проведения обязательной сертификации деятельности юридических лиц, осуществляющих изготовление радиотехнического оборудования и оборудования авиационной электросвязи, используемых для обслуживания воздушного движения, наземного оборудования по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем (далее в настоящей статье - изготовители оборудования), должен содержать в том числе:</p><p>1) требования к документам, представляемым в целях проведения обязательной сертификации деятельности изготовителей оборудования, включая требования к содержанию таких документов;</p><p>2) порядок проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, а также виды таких проверок;</p><p>3) требования к документам, оформляемым по результатам проведения проверок соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи, включая требования к содержанию таких документов и порядок их оформления;</p><p>4) порядок оформления документов по результатам подтверждения соответствия деятельности изготовителей оборудования требованиям федеральных авиационных правил, указанных в пункте 10 настоящей статьи (далее в настоящей статье - сертификаты соответствия), и формы сертификатов соответствия;</p><p>5) основания и порядок замены сертификатов соответствия, включая основания для отказа в такой замене;</p><p>6) требования к срокам действия сертификатов соответствия.</p><p>10. Требования к изготовителям оборудования устанавливаются федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, и должны содержать в том числе:</p><p>1) требования к организационной структуре изготовителя оборудования и наличию персонала, занятого в процессах изготовления оборудования;</p><p>2) требования к наличию помещений, производственных площадей и средств технологического оснащения;</p><p>3) требования к обеспечению изготовителем оборудования контроля за качеством изготовления оборудования;</p><p>4) требования к сопровождению эксплуатации изготовленного оборудования;</p><p>5) требования к управлению рабочей конструкторской документацией, включая требования к учету, хранению, изготовлению копий и изменению такой документации;</p><p>6) требования к управлению эксплуатационной документацией на изготавливаемое оборудование;</p><p>7) требования к управлению комплектующими изделиями и материалами, используемыми при изготовлении оборудования, включая требования к осуществлению входного контроля их качества;</p><p>8) требования к осуществлению контроля и проведению испытаний изготавливаемого оборудования;</p><p>9) требования к управлению несоответствующими результатами процессов;</p><p>10) требования к документированию жизненного цикла каждого изготовленного экземпляра оборудования, включая документирование сведений об изготовлении экземпляра оборудования, о составе экземпляра оборудования, владельце оборудования, вводе его в эксплуатацию, выполнении доработок оборудования, проведенных испытаниях экземпляра оборудования при вводе его в эксплуатацию и после выполнения доработок, полученных рекламациях на качество оборудования, прекращении эксплуатации (списании) экземпляра оборудования.";</p><p>4) статью 14 дополнить пунктом 3 следующего содержания:</p><p>"3. Порядок планирования и координирования использования воздушного пространства устанавливается федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, которые должны содержать в том числе:</p><p>1) порядок получения и обработки органами единой системы организации воздушного движения информации о планах использования воздушного пространства, ходе их выполнения, а также другой информации по вопросам разрешительного и уведомительного порядка использования воздушного пространства;</p><p>2) порядок стратегического, предтактического и тактического (текущего) планирования использования воздушного пространства, координирования использования воздушного пространства в целях его распределения по месту, времени и высоте между пользователями воздушного пространства, а также обеспечения организации потоков воздушного движения;</p><p>3) порядок взаимодействия органов единой системы организации воздушного движения между собой, с органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, органами противовоздушной обороны в части выявления воздушных судов - нарушителей порядка использования воздушного пространства.";</p><p>5) статью 15 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 15. Структура и классификация воздушного пространства</p><p> </p><p>1. Структура и классификация воздушного пространства устанавливаются (изменяются) в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.</p><p>2. Порядок, указанный в пункте 1 настоящей статьи, определяет в том числе:</p><p>1) порядок представления обоснования необходимости установления (изменения) элементов структуры и классификации воздушного пространства;</p><p>2) порядок представления предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;</p><p>3) порядок описания границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;</p><p>4) порядок рассмотрения и согласования поступающих предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства:</p><p>с руководящими органами единой системы организации воздушного движения;</p><p>с оперативными органами единой системы организации воздушного движения;</p><p>с операторами аэродромов гражданской авиации и лицами, назначенными уполномоченными органами, в ведении которых находятся аэродромы государственной и экспериментальной авиации;</p><p>с федеральными органами исполнительной власти, в интересах которых установлены запретные зоны и зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов), Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос", Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";</p><p>5) требования к оформлению предложений об установлении (изменении) границ элементов структуры и классификации воздушного пространства;</p><p>6) порядок представления руководящими органами единой системы организации воздушного движения предложений об установлении (изменении) структуры и классификации воздушного пространства в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, после их рассмотрения и согласования в соответствии с подпунктом 4 настоящего пункта.</p><p>3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, на основании предложений, разрабатываемых и представляемых в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются:</p><p>1) запретные зоны;</p><p>2) зоны ограничения полетов (постоянные зоны ограничения полетов, временные зарезервированные зоны ограничения полетов);</p><p>3) постоянные опасные зоны;</p><p>4) зоны полетов беспилотных воздушных судов;</p><p>5) зоны единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;</p><p>6) районы контролируемых аэродромов (вертодромов);</p><p>7) границы классов воздушного пространства Российской Федерации.";</p><p>6) статью 16 дополнить пунктом 3 следующего содержания:</p><p>"3. Порядок регистрации нарушений порядка использования воздушного пространства Российской Федерации, указанный в пункте 2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:</p><p>1) порядок регистрации уполномоченным органом в области использования воздушного пространства нарушений использования воздушного пространства Российской Федерации;</p><p>2) перечень подлежащей регистрации информации о нарушении порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.";</p><p>7) дополнить статьей 242 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 242. Предотвращение авиационных происшествий</p><p> </p><p>1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, в целях проведения анализа информации о безопасности полетов в гражданской авиации и определения мероприятий, необходимых для предотвращения авиационных происшествий и инцидентов, осуществляет сбор, обработку, систематизацию, хранение, анализ и использование информации об авиационных происшествиях и инцидентах с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, об авиационных происшествиях и инцидентах с гражданскими воздушными судами Российской Федерации, произошедших за пределами территории Российской Федерации, о рекомендациях по обеспечению безопасности полетов, предложенных комиссией по расследованию авиационного происшествия или инцидента в ходе расследования или по результатам расследования авиационного происшествия или инцидента, о дополнительных рекомендациях по обеспечению безопасности полетов, разработанных уполномоченными органами гражданской авиации в соответствии с пунктом 3 статьи 95 настоящего Кодекса на основании результатов рассмотрения или анализа нескольких авиационных происшествий или инцидентов, о результатах рассмотрения рекомендаций по обеспечению безопасности полетов, предложенных комиссией по расследованию авиационного происшествия или инцидента в ходе расследования или по результатам расследования авиационного происшествия или инцидента, выполняет иные функции в соответствии с настоящим Кодексом.</p><p>2. Сбор, обработка, систематизация, хранение, анализ и использование информации о результатах расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи производятся с использованием федеральной государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта" (далее также - АИС ОГУ), предусмотренной статьей 1012 настоящего Кодекса.</p><p>3. АИС ОГУ, предназначенная для выполнения требований пункта 1 настоящей статьи, должна содержать следующую информацию:</p><p>1) об учетном номере авиационного происшествия или инцидента;</p><p>2) о виде документа, на основании которого вносятся данные в АИС ОГУ;</p><p>3) о классификации авиационного происшествия или инцидента;</p><p>4) о дате и времени авиационного происшествия или инцидента;</p><p>5) о дате первичного сообщения об авиационном происшествии или инциденте;</p><p>6) о виде воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>7) о типе воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>8) о государственном и регистрационном опознавательных знаках, бортовом номере воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>9) о собственнике, владельце и (или) об эксплуатанте воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>10) о принадлежности воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, к виду авиации;</p><p>11) о государстве регистрации и государстве эксплуатанта воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>12) о месте авиационного происшествия или инцидента;</p><p>13) об описании обстоятельств авиационного происшествия или инцидента;</p><p>14) о заключении комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента;</p><p>15) о полете воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и характеристиках полета;</p><p>16) об этапе эксплуатации воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент;</p><p>17) о типе местности в районе авиационного происшествия или инцидента;</p><p>18) о полученных в результате авиационного происшествия или инцидента телесных повреждениях людей на борту воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и людей на земле;</p><p>19) о последствиях для воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и других объектов, вовлеченных в авиационное происшествие или инцидент;</p><p>20) о воздушном судне, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, об агрегатах, изделиях и о деталях воздушного судна, с состоянием которых связаны авиационное происшествие или инцидент;</p><p>21) о метеорологических условиях в момент авиационного происшествия или инцидента;</p><p>22) о членах экипажа воздушного судна, с деятельностью которых связаны авиационное происшествие или инцидент (фамилия, имя, отчество, пол, должность, дата рождения, гражданство, наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и годы их окончания, наименования направлений подготовки (специальностей) (при наличии), квалификация (при наличии), метеорологический минимум, общий налет, налет на типе воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, налет в должности, налет по виду работ, при выполнении которых произошли авиационное происшествие или инцидент, вид, номер, дата выдачи свидетельства специалиста авиационного персонала);</p><p>23) о персонале наземных служб, с деятельностью которых связаны авиационное происшествие или инцидент (фамилия, имя, отчество, пол, должность, дата рождения, гражданство, наименования организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и годы их окончания, наименования направлений подготовки (специальностей) (при наличии), квалификация (при наличии);</p><p>24) об аэродроме (о вертодроме, посадочной площадке), на территории которого произошли авиационное происшествие или инцидент (наименование и индекс местоположения аэродрома (вертодрома, посадочной площадки), координаты контрольной точки, превышение над уровнем моря, магнитный курс взлета или посадки, длина и ширина взлетно-посадочной полосы, состояние поверхности взлетно-посадочной полосы);</p><p>25) о пожаре на воздушном судне, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, и (или) на месте авиационного происшествия или инцидента (информация о моменте возникновения пожара, об источнике восплам</p></div>Показать следующую страницу документа