Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Новости   /

Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам

6 июня 2025 года, Московская область, Ново-Огарёво

Владимир Путин провёл в режиме видеоконференции заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам.

Основная тема – запуск новых национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития России на период до 2030 года и перспективу до 2036 года.

* * *

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

В 2025 году стартовали новые национальные проекты. По сути, это ключевые, базовые инструменты созидания, формирования будущего страны. Они консолидируют усилия всех уровней власти, предпринимательских и научных кругов, наших институтов развития, общественных объединений по достижению национальных целей.

Напомню, что эти цели просчитаны на горизонте до 2030 года и на перспективу до 2036 года, установлены в таких сферах, как демография, экология и повышение благополучия граждан, улучшение делового климата и создание условий для самореализации каждого человека, цифровизация управленческих процессов, государственных сервисов, сферы услуг и так далее.

Конечно, большая, системная работа в рамках нацпроектов ведётся не с чистого листа. По итогам предыдущих нацпроектов даже с учётом непростых внешних условий нам удалось добиться заметных позитивных изменений в жизни страны, сделать многое для уверенного, поступательного развития экономики и социальной сферы, для повышения качества жизни российских семей.

Эти выводы в том числе подтверждает анализ Счётной палаты. Она детально, подробно рассмотрела исполнение нацпроектов с 2019 по 2024 год, подготовила свои оценки и рекомендации, которые, конечно, должны быть учтены Правительством и коллегами в субъектах Федерации.

Уважаемые коллеги, мы проводим заседания нашего Совета дважды в год. Как и договаривались в прошлый раз, в декабре, сегодня мы оценим старт реализации новых национальных проектов, их первые, текущие результаты.

Отмечу, что сейчас, на начальном этапе, важно полностью обеспечить нормативно-правовую базу нацпроектов, создать рамки работы, понятные для всех участников, прежде всего для регионов, муниципалитетов, подрядчиков, исполнителей на местах. И конечно, нужно обеспечить их чётким, ритмичным финансированием.

От того, как решаются эти вопросы, зависят темп и качество нацпроектов, а их, напомню, нужно с самого начала держать на стабильно высоком уровне, не упрощать себе задачи, не снижать планку до удобных, заведомо достижимых параметров, а, наоборот, ставить амбициозные, но при этом, конечно же, адекватные цели и аккумулировать все возможные средства и ресурсы для их уверенного достижения.

В этой связи несколько слов о качестве планирования нацпроектов. По статистике, некоторые показатели, намеченные на 2030 год, уже достигнуты в первом квартале текущего года. И, безусловно, это позитивный результат.

Так, до нового исторического минимума снизилась младенческая смертность. Россия прочно вошла в число стран мира с наиболее эффективной системой защиты здоровья новорождённых.

Или другой показатель: доля семей, которые получают меры поддержки на детей, что называется, проактивно, то есть без заполнения заявлений, подачи обращений и так далее, – так вот эта доля уже вплотную приблизилась к 100 процентам. Хотя даже на 2030 год ориентир был немного скромнее.

С одной стороны, результаты, конечно, радуют, вызывают, думаю, можем сказать это объективно, гордость за специалистов, трудовые коллективы, которые вносят вклад в эту работу. С другой стороны, нам уже сейчас нужно ставить новые цели. Повторю, объективно оценивая свои возможности, но при этом понимая, что мы можем достигать большего.

Есть и другие примеры. Они говорят о том, что нам нужно улучшить качество планирования, о том, что далеко не все факторы своевременно нами учитываются.

Например, стартовал нацпроект по транспортной мобильности. Он реализуется всего несколько месяцев. Правительство предлагает тем не менее пересмотреть его финансирование, а именно: сократить расходы в текущем году, финансирование нацпроекта по средствам производства – тоже подрезать, причём существенно.

Понятно, что причины здесь могут быть разными, они и являются разными, в том числе расходы могут переноситься с текущего года на следующий, и так бывает в текущей работе. В общем-то, если по правде сказать, постоянно бывает. Но возникает и вопрос о качестве того самого планирования, о котором я только что сказал.

При этом подчеркну: речь в данных случаях идёт о национальных проектах, которые призваны укреплять технологический суверенитет. А это такие направления, как авиастроение, робототехника и так далее.

Как уже сказал, текущий год является во многом определяющим для технологического развития России. Важно чётко понимать направления, которые сегодня и в долгосрочной перспективе будут задавать темпы роста, динамику развития отраслей, регионов, всей страны. Нужно зафиксировать те сферы и области, где предстоит обеспечить настоящее глобальное технологическое лидерство компаний, научных центров, предприятий.

Хотел бы обратить внимание: профильные нацпроекты должны быть проектами достижения технологического лидерства не по названию, а по сути. Прошу провести анализ этой работы до подготовки бюджета на следующую трёхлетку.

Кроме того, нужно ориентировать профильные нацпроекты на повышение технологического суверенитета не по отдельным элементам, а по отраслям в целом. Такое поручение тоже уже давалось ранее. Очень прошу доложить о его выполнении в самые короткие сроки.

Что ещё принципиально важно и на самом деле очевидно? Новые технологические решения нельзя готовить, что называется, в стол. Это мы тоже хорошо с вами знаем и много раз об этом говорили. Они должны находить широкое применение, тиражироваться во всех сферах. Главное, чтобы их использование приводило к повышению конкурентоспособности российских товаров и услуг, отечественной экономики в целом. И конечно, помогало делать жизнь наших граждан удобнее и комфортнее.

В этой связи прошу всех коллег в Правительстве держать на личном контроле внедрение новых технологий по своим сферам ответственности. Здесь ключевая задача – гибко настраивать регуляторику, заострять её на экспериментах, обкатке и внедрении перспективных технологий. Прошу коллег ускорить утверждение соответствующих планов.

Этот вопрос особенно важен в развитии, как пример, беспилотных авиационных систем. Что бывает, если мы запаздываем с их освоением, в том числе со средствами противодействия беспилотникам, мы с вами все хорошо знаем.

Отмечу, что за последние годы наши инженеры, конструкторы добились заметного прогресса. Отечественные прототипы и серийные образцы беспилотников были недавно представлены на выставке в Москве. С ними в том числе ознакомились зарубежные лидеры, посетившие Россию в дни празднования 80-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В отдельных сегментах российские беспилотные системы уже являются самыми передовыми в мире, превосходят иностранные аналоги. Иностранцы часть их и копируют. Чтобы нарастить объём и качество работ в области беспилотников, реализуется специальный нацпроект. Мы сегодня его тоже обсудим.

Позиции технологического флагмана предстоит укрепить и нашей ракетно-космической промышленности. Мы гордимся уникальными достижениями советских и российских учёных, космонавтов, всех специалистов космической отрасли. И обязательно будем формировать здесь смелые, долгосрочные планы, задавать горизонт комплексного развития для уверенной работы ракетостроителей, разработчиков космических аппаратов, а также их коллег из смежных секторов.

Профильный «космический» нацпроект подготовлен, его рассмотрение также входит в нашу повестку. Мы не так давно с вами встречались и обо всём этом говорили.

В завершение – ещё одна тема. В декабре прошлого года мы говорили о том, что нужно включить в национальные проекты мероприятия мастер-планов дальневосточных и арктических городов. Знаю, что такая работа ведётся. В ближайшее время Правительство должно утвердить долгосрочные планы развития шестнадцати опорных городов Арктики.

Вместе с тем здесь ещё есть ряд вопросов, которые требуют особого внимания с нашей стороны. Прежде всего они связаны с финансированием. Это естественно, обычно, мы это всё обсуждали. В этой связи считаю возможным поддержать предложение Министерства финансов и поговорить о выделении специального, отдельного лимита именно на реализацию мастер-планов дальневосточных и арктических городов. Он должен поэтапно выйти на уровень не менее пяти процентов от расходов соответствующих госпрограмм в ближайшие шесть лет. Это не потребует дополнительного финансирования в целом. Просто нужно программы посмотреть и нацелить их на развитие именно этого региона, стратегически важного для России.

Давайте начнём. Пожалуйста, слово – Михаилу Владимировичу [Мишустину].

М.Мишустин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Владимир Владимирович, по Вашему поручению с начала этого года Правительство приступило к практической реализации 19 самых, наверное, масштабных в истории нашей страны национальных проектов. Это важнейшие инструменты, которые направлены на достижение утверждённых Вами национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036-го, а также на решение ещё целого ряда поставленных Вами в Послании Федеральному Собранию задач по повышению качества жизни граждан и укреплению экономики.

Запланированные мероприятия, их более тысячи, охватывают все ключевые сферы. В проработке поступивших предложений участвовали представители регионов, парламентарии, профильные комитеты Госсовета, предприниматели, экспертное сообщество. Такой подход позволяет учесть интересы людей, которые проживают в самых разных уголках нашей страны.

На выполнение национальных проектов в течение ближайших шести лет предусмотрено свыше 53 триллионов рублей, включая 40 триллионов рублей – мы об этом в декабре говорили – из федерального бюджета и, соответственно, внебюджетные источники. Поэтому крайне важно, чтобы в работу включились институты развития. Кассовое исполнение опережает утверждённый график: размер уже выделенных средств превышает 2 триллиона 300 миллиардов рублей, что составляет примерно 39 процентов от годового объёма финансирования.

С момента старта национальных проектов прошло чуть более пяти месяцев. Период, конечно, пока небольшой, но первые итоги уже есть. Также коротко скажу о том, что запланировано реализовать с их помощью.

Один из самых значимых, наверное, для людей – это «Семья» – касается улучшения условий для воспитания детей, получения образования, развития социальной инфраструктуры, а также повышения качества и доступности медицинской помощи для наших маленьких граждан и будущих мам.

За первые четыре месяца было проведено более 26 тысяч полных циклов ЭКО. По состоянию на 1 июня ежемесячное пособие для родителей, которые воспитывают малышей, предоставлено более чем пяти миллионам человек, но с учётом прошлого года это уже более 10 миллионов человек.

Ещё свыше 90 тысяч граждан получили поддержку по так называемому социальному контракту, а материнским капиталом распорядились уже более 800 тысяч семей, порядка 114 тысяч родителей воспользовались семейный ипотекой и программами, которые в послании Федеральному Собранию Вы предложили продлить до 2030 года.

Свыше 50 тысяч многодетных семей получили по 450 тысяч рублей на погашение ипотечного кредита, более 170 тысяч людей старшего возраста и с ограничениями по здоровью уже охвачены системой долговременного ухода в рамках проекта «Продолжительная и активная жизнь».

Возводим также и современную инфраструктуру первичного звена здравоохранения, в том числе в сельских отдалённых территориях откроется дополнительно ещё четыре тысячи отделений медицинской помощи. Для тех, кто нуждается в постоянном уходе, будет введено в эксплуатацию не менее 55 стационарных объектов организаций социального обслуживания.

За первые три месяца этого года для медицинских учреждений приобретено более 1000 транспортных средств, в том числе передвижных мобильных комплексов, в Свердловской, в Челябинской областях созданы ФАПы, также участковые больницы, врачебные амбулатории в Ханты-Мансийском автономном округе. Бесплатными лекарствами обеспечили 900 тысяч пациентов.

Благодаря проекту «Инфраструктура для жизни» планируем модернизировать коммунальную инфраструктуру для 20 миллионов человек, также обновить жилищный фонд не менее чем на 20 процентов.

Серьёзная проблема – это аварийные дома, в которых проживают люди, не имея возможности приобрести другое жильё. Поставлена задача по Вашему поручению расселить более шести миллионов квадратных метров. За четыре месяца 16 тысяч человек уже смогли переехать из ветхого фонда. Здесь мы, конечно, особенно рассчитываем на поддержку руководителей на местах.

В большинстве регионов приступили в этом году к дорожным работам. Приводим в нормативное состояние трассы, которые соединяют отдалённые пункты с областными центрами. В частности, в Амурской области ремонтируется участок магистрали, который связывает Благовещенск с космодромом Восточный и городом Свободный.

По Вашему поручению по всей стране будет построено ещё не менее 150 современных школ и 100 детских садов. Это поможет многим семьям там, где ещё сохраняется нехватка мест. Соответствующие мероприятия запланированы в том числе в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Почти с половиной российских субъектов сегодня Министерством, соответственно, заключены соглашения на создание таких объектов в течение ближайших трёх лет.

В рамках перехода на программу «Профессионалитет» на 1 апреля в неё включены уже свыше трети колледжей страны. Продолжаем строительство кампусов мирового уровня. Крупнейшую программу государственной поддержки университетов «Приоритет-2030» реализуем с фокусом на достижение технологического лидерства, Вы об этом говорили подробно в выступлении.

Ещё об одном национальном проекте – «Экологическое благополучие». Здоровый воздух, чистая вода должны быть доступны всем нашим гражданам. В ряде регионов ситуацию осложняют объекты накопленного вреда. Уже определены первые восемь таких площадок, запускаем по ним работу. Их ликвидация восстановит более 300 гектаров земель, улучшит условия проживания для 150 тысяч человек.

Чтобы обеспечить поступательное движение страны вперёд, нужна сильная экономика. На это нацелен соответствующий проект – «Эффективная и конкурентная экономика». Формируем благоприятный деловой климат, стимулируем рост малого и среднего предпринимательства.

Расширяется инфраструктура промышленных техно- и бизнес-парков. Планируется создать не менее 100 таких центров, 39 регионов уже представили 87 проектов. Действуют, соответственно, и меры помощи. С начала года объём так называемых зонтичных поручительств составил свыше 35 миллиардов рублей, а закупки крупнейших заказчиков у субъектов МСП за пять месяцев превысили три триллиона рублей.

Для наращивания торговли с зарубежными партнёрами реализуется проект «Международная кооперация и экспорт», он предусматривает сквозную поддержку российских компаний. В текущем году направили на льготное кредитование экспортёров сельхозпродукции порядка 15 миллиардов рублей, что позволит производителям увеличивать объёмы изготовления и поставки сырья и продовольствия.

В условиях санкций и изменения основных маршрутов движения товаров продолжаем организовывать новую логистику. Для этого развиваем инфраструктуру международных коридоров в направлении дружественных государств в рамках проекта «Эффективная транспортная система», которая крайне важна и для расширения возможностей поездок по стране.

Рост интереса к путешествиям в России привёл в том числе к усилению роли воздушного сообщения, которое должно функционировать без сбоев. С начала текущего года уже введены в эксплуатацию четыре новых терминала: в Новокузнецке, в Тюмени, в Петропавловске-Камчатском и в Минеральных Водах. Все они уже принимают рейсы, и такая работа будет продолжена.

Чтобы повысить безопасность перелётов, комфорт пассажиров, модернизируем не менее 75 аэродромных комплексов. Вы такую задачу поставили к 2030 году, следим за её выполнением. Одновременно создаём удобное средство размещения. Благодаря нацпроекту «Туризм и гостеприимство» появится ещё около 80 тысяч гостиничных номеров.

Для стимулирования предпринимателей приняли важное решение продлить – мы Вам докладывали подробно, Владимир Владимирович, – до 2030 года право на применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость для отелей, для иных объектов для путешественников.

Для эффективной работы и комфортного отдыха сегодня нужно обеспечить надёжный широкополосный доступ к сети «Интернет». Эту задачу решаем в рамках проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», в котором для такой цели в том числе предусмотрено создание низкоорбитальной спутниковой группировки.

В числе других приоритетов проведение исследований в области искусственного интеллекта – его внедрение, улучшение взаимодействия граждан и государства. Мы продолжим масштабирование сервисов и услуг в электронном виде, в электронной форме.

Ну и, безусловно, одна из главных задач нацпроекта «Кадры» – это обеспечение секторов экономики квалифицированными специалистами. На сегодня уже актуализировали прогноз потребностей отраслей в сотрудниках на пятилетний период. Сейчас объединяем усилия ведущих образовательных организаций и предприятий, внедряем во всех регионах единый стандарт взаимодействия службы занятости с гражданами и работодателями.

Все национальные проекты крайне важны для нашей страны, но при этом особая миссия возложена на восемь проектов технологического лидерства. Они укрепляют независимость России в критически значимых сферах, способствуют ускоренному созданию прорывных решений, внедрению отечественных разработок, наращиванию выпуска наукоёмкой продукции.

Вы приводили пример: в их число входит проект «Беспилотные авиационные системы». Вот по итогам прошлого года он показал уровень достижения близкий к 100 процентам, что стало возможным благодаря объединению усилий частного бизнеса, государственных корпораций, научных организаций. В ближайшие шесть лет на его выполнение направим четверть триллиона рублей, и средства пойдут на становление, по сути, новой отрасли. Сегодня Виталий Геннадьевич Савельев, куратор этого проекта, подробно расскажет о его реализации.

Теперь о развитии технологического лидерства, о развитии космической деятельности. Доработка его завершена, я Вам это докладывал, Владимир Владимирович. В его основе переход к сервисной модели, что подразумевает предоставление пусковых услуг под ключ, управление орбитальным движением, другие возможности при активной роли частных компаний с опытом и с надёжной репутацией.

На мероприятие обновлённого нацпроекта по космосу предлагается выделить из федерального бюджета около 4 триллионов 400 миллиардов рублей до 2036 года, в том числе 1 триллион 700 миллиардов в течение ближайших шести лет.

На финальном этапе формирования сейчас находится девятый проект технологического лидерства, который посвящён развитию биоэкономики. Он направлен на снижение зависимости от импорта критически важных компонентов для повышения эффективности использования ресурсного потенциала нашей страны. Мы будем создавать конкурентоспособные производства. Цель – выйти в лидеры мирового рынка биотехнологий.

Денис Валентинович Мантуров по двум этим проектам более подробно доложит.

В целом уже в текущем году в ходе реализации восьми нацпроектов технологического лидерства будут созданы восемь клинических баз для отработки новых медицинских технологий, клинических исследований, лекарственных препаратов, испытаний медизделий, два центра инженерных разработок по новым материалам и химии и две площадки для опытно-промышленного производства и масштабирования технологий. А на базе университета «Иннополис» будет развёрнут центр промышленной робототехники.

Это, конечно, лишь часть большой работы, которая будет проведена для укрепления технологического суверенитета страны. Здесь также хотел бы сказать, что элементы, связанные с бюджетным планированием, Вы как раз упомянули, Владимир Владимирович, о возможных вариантах, в том числе и сокращение бюджета, ни в коем случае не должны затрагивать соответствующие маркеры и коэффициенты, которые были поставлены как показатели эффективности. Они декомпозированы на работу.

Здесь вопрос идёт о бюджетной сбалансированности и в том числе о планировании по годам. И я думаю, что в понедельник на Правительстве мы детально обсудим в том числе все элементы, связанные с финансированием таких проектов. Важно, что расширение собственных линий разработки позволит нам нарастить номенклатуру и количество отечественных высокотехнологичных товаров и услуг. Такая цель была обозначена Вами в Послании Федеральному Собранию.

Уважаемый Владимир Владимирович, все задачи, которые поставлены в нацпроектах, предельно конкретные, они чётко описывают результаты, которые увидят люди на улицах, в районах, где они живут, в городах, в регионах. Это и современные поликлиники, больницы, детские сады, школы, аэропорты, новые дороги, коммунальная, другая инфраструктура и, соответственно, технологические решения, и те как раз проекты, о которых мы говорили, направленные на достижение национального суверенитета в области технологий и промышленности.

Чтобы оперативно реагировать на ход их исполнения, отлажена система обратной связи, о которой Вы всегда говорите, Правительство ежедневно получает её из разных источников, в том числе и об отношении жителей к тем инициативам, которые реализуются, о направлениях, которые требуют дополнительного внимания, и о возможной точечной донастройке нацпроектов.

Для объективной оценки результатов усовершенствовали инструменты мониторинга, разработан и утверждён единый план по достижению наццелей, продолжается его цифровизация. Особое внимание уделяем операционным рискам, смотрим на своевременное выполнение всех контрольных точек по мероприятиям, в том числе по выделению средств, проведению экспертиз, конкурсов, отборов и по заключению контрактов и соблюдению графиков и этапов работ.

Отдельно хочу в заключение отметить: чтобы поддерживать высокие темпы исполнения нацпроектов, конечно, российским субъектам нужно заранее понимать, на какие ресурсы они могут рассчитывать в следующем бюджетном цикле. Мы как раз об этом с Сергеем Семёновичем сейчас подробно говорили. Для этого Правительством подготовлена и внесена в Госдуму законодательная инициатива, она предусматривает распределение соответствующих трансфертов в регионы не позднее 20-х чисел августа.

Доклад окончен.

В.Путин: Спасибо.

Уважаемые коллеги, предоставлю слово нескольким нашим коллегам, которые и здесь находятся, и находятся на связи. А потом, если будет необходимость, предоставлю слово тому, кто пожелает пообсуждать все затронутые вопросы.

Сейчас слово Собянину Сергею Семёновичу как председателю комиссии Госсовета по государственному и муниципальному управлению. Пожалуйста.

С.Собянин: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

По итогам предыдущего заседания Совета Вы, уважаемый Владимир Владимирович, дали ряд важных поручений по повышению эффективности реализации национальных проектов. Разрешите доложить о ходе их выполнения.

Первое – в кратчайшие сроки, по Вашему поручению до конца декабря предыдущего года, – буквально за несколько недель – была завершена работа и подписаны все соглашения с субъектами Российской Федерации. Также была проведена корректировка методик расчёта показателей национальных и федеральных проектов. Огромная, большая, важная работа.

Правительством России внесены необходимые изменения в единые методологические рекомендации по проектной деятельности. Таким образом, все регионы страны получили возможность приступить к реализации мероприятий новых нацпроектов уже с января 2025 года.

Если сравнивать предыдущую волну, 2019 года, то мы начинали это достаточно сложно: в течение всего года отдельными проектами, и взаимодействие было основано на бумажной переписке, волоките. Потому что было начало вообще такого процесса. Сегодня ситуация значительно лучше с точки зрения технологий выполнения, сроков, подходов и так далее.

Решён и ряд организационных вопросов. В частности, коллеги, мои коллеги, обращались с просьбой, чтобы им давали больше времени для рассмотрения национальных проектов. Это предложение от комиссий и от отдельных субъектов. Такие решения были приняты, и сегодня, по крайней мере, достигнут компромисс в этом отношении с ведомствами. Вместе с тем по ряду поручений мы продолжаем совместную работу комиссий Госсовета, Правительства Российской Федерации, Минфина и профильных органов исполнительной власти.

В мае – то, что сейчас Михаил Владимирович сказал, – в Государственной Думе был принят в первом чтении правительственный закон о внесении изменений в Бюджетный кодекс. Предлагается закрепить в нём правило, согласно которому объёмы софинансирования мероприятий нацпроектов доводятся до регионов не позднее августа предшествующего года. Для чего это делается? Это позволяет регионам в плановом порядке сформировать свои бюджеты, скоординировать их с нацпроектами и тем самым более эффективно решать задачи нацпроектов.

Поскольку август уже не за горами, большая просьба дать поручение ускорить прохождение этого законопроекта в Государственной Думе и, самое главное, после его принятия сделать так, чтобы он незамедлительно вступил уже в этом году в силу. То есть объёмы финансирования мероприятий нацпроектов на 2026 год уже довести до регионов в августе этого года. Министерство финансов таким образом и работает, по факту уже работает, и я думаю, что это вполне возможно сделать.

Следующий вопрос. Правительство приняло Стратегию пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года. Конечно, было бы правильно национальные проекты координировать со Стратегией пространственного развития. Это важная, достаточно сложная работа.

В общем, сейчас уже на финальной стадии доработка плана по реализации Стратегии и синхронизация её с национальными проектами. Необходимо до конца этого года провести эту крайне важную работу, чтобы в 2026 году двигаться уже полностью синхронно, скоординированно со Стратегией пространственного развития нашей страны.

Подготовлены показатели и подведены оценки эффективности деятельности высших должностных лиц. Тоже достаточно сложные документы. Мы провели целый ряд совещаний в Администрации Президента, с Правительством Российской Федерации. Все эти вопросы решены.

В целом за последние полгода удалось решить большинство поставленных Вами, уважаемый Владимир Владимирович, задач. Так что мы уверены, что цели новых национальных проектов будут успешно достигнуты. Работа сложная, напряжённая, но вполне реальная.

Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Благодарю Вас. Спасибо.

Игорь Иванович Шувалов, пожалуйста.

И.Шувалов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Также разрешите доложить о том, что удалось сделать за полгода. С декабря, когда запускали национальный проект, Вы поставили определённые задачи перед ВЭБом и другими организациями развития. Вы, Владимир Владимирович, сказали, что мы обязаны представить лучшую эффективность, используя свой капитал, и полностью встроиться в работу по федеральным проектам по достижению национальных целей развития.

Для этого в Правительстве Российской Федерации была рассмотрена стратегия группы развития, мы защищали её в Координационном центре, Михаил Владимирович проводил это мероприятие, присутствовали члены Правительства, представители бизнеса и организаций развития. И после доработки наблюдательным советом «ВЭБ.РФ» была утверждена Стратегия до 2030 года.

По итогам работы к 2030 году наши обязательства вместе со всеми организациями, которые входят в пояс координации, – предоставить помощь проектам в размере до 30 триллионов рублей.

В настоящий момент мы обладаем необходимым капиталом для того, чтобы эту работу начать, мы её начинаем. Но в обозримом будущем нам серьёзно придётся договориться о том, какие источники капитала мы будем использовать.

Вы также, Владимир Владимирович, поставили задачу, что для лучшей координации работы должна быть образована специальная рабочая группа при Совете. Такую работу мы провели совместно с Администрацией Президента и Правительством Российской Федерации. Вы подписали соответствующий указ и распоряжение Президента. Определены полномочия этой группы, состав и те организации, которые в эту группу входят.

Также должен сказать, что помимо привычной работы на федеральном уровне с организациями развития теперь нашей задачей является: активная работа с другими организациями с государственным капиталом, также с частным бизнесом, поддерживать частную инициативу, и отдельный большой сегмент нашей работы – по поддержке работы региональных организаций развития и региональных инициатив по развитию малого, среднего бизнеса, крупных инвестиционных проектов. Так что эта работа запущена. Мы приступили в новом формате и полностью включены в федеральные и национальные проекты.

Владимир Владимирович, для того чтобы вести разговор о дополнительном капитале, мы, конечно, понимаем свою ответственность по абсолютной прозрачности для финансовых властей, в целом для рынка, с тем чтобы обеспечить финансовую стабильность. И мы развиваем постоянный диалог с Министерством финансов, Министерством экономического развития и с Центральным банком Российской Федерации.

Мы понимаем, что сейчас ведётся в Правительстве серьёзная работа по тому, как дать нам больше возможностей по работе. Кстати, должен Вам сказать, что мы обладаем одинаковыми экспертными данными – Центральный банк, Правительство и организации развития – по роли в национальных экономиках. И в настоящий момент наш совокупный портфель, наши активы к ВВП страны всего 2,5 процента. Если посмотреть на данные, которыми мы обладаем, то, например, организации развития в Китайской Народной Республике и в ФРГ этот совокупный объём активов – 14 процентов.

Но мы понимаем, что просто запрашивать капитал поддержкой из федерального бюджета сегодня неразумно. Мы рассматриваем самые разные варианты. Скорее всего, этот диалог потребует изменения регуляторной базы, для того чтобы мы были более прозрачны для Центрального банка. Этот диалог также, как я сказал, ведётся.

Были проведены серьёзные проверки со стороны Федерального казначейства, Счётной палаты, Генеральной прокуратуры. Рассматриваем итоги этой работы, для того чтобы упрочить своё положение и статус и отработать замечания, которые мы получили в ходе этих проверок, для того чтобы серьёзно отнестись к необходимости пополнения капитала.

Для того чтобы эту работу проводить, мы, наверное, будем докладывать на заседании комитета или Совета по финансовой стабильности. Это организация, которая включает в себя и членов Правительства, и представителей Центрального банка, и Администрации Президента. И при вот этом диалоге с этим органом, обеспечивая, безусловно, финансовую стабильность и не создавая никаких дополнительных рисков для финансовой системы, мы понимаем, что в целом наш портфель должен расти. И в тех объёмах, о которых только что говорил Михаил Владимирович, мы готовы в полном объёме обеспечить привлечение внебюджетных источников для выполнения национальных целей.

Спасибо.

В.Путин: Благодарю Вас.

Михаил Михайлович Кузнецов, пожалуйста.

М.Кузнецов: Уважаемый Владимир Владимирович!

Опросы «Народного фронта» показывают, что население наиболее информировано о следующих национальных проектах: «Семья» – 62 процента информированных, «Продолжительная и активная жизнь» – 50 процентов, «Молодёжь и дети» – 45 процентов и «Инфраструктура для жизни» – 45 процентов.

Среди сфер жизни, в которых отмечают наши граждане наиболее заметные изменения к лучшему, – «Цифровизация госуслуг», это абсолютный лидер, отмечает 61 процент населения, рост по сравнению с прошлым годом аж на 17 пунктов. «Благоустройство городской среды» – 52 процента отмечают изменения к лучшему, рост на 12 пунктов, и «Общественный транспорт» – рост на 11 пунктов к прошлому году. Меньше всего изменений люди видят в доступности жилья, в поддержке предпринимательства и охране окружающей среды.

В этот раз мы дополнительно задали вопрос представителям территориального общественного самоуправления про препятствия в достижении целей национального развития и реализации нацпроектов. На первом месте – высокая бюрократическая нагрузка на госслужащих, на втором – недостаточная вовлечённость людей в реализацию нацпроектов.

Что особенно важно? 90 процентов опрошенных выразили готовность принять участие в решении задач национальных проектов. Мы видим в этом возможность опережающего достижения показателей. Есть явно потенциал внутри системы управления с опорой на активное участие людей. Приведу несколько примеров.

Национальный проект «Семья». Уважаемый Владимир Владимирович, как Вы сказали на заседании Госсовета по семье в конце прошлого года, достижение целей нацпроекта невозможно без изменения культуры отношений в семье. Сейчас, по нашим опросам, 40 процентов жителей полагают, что их намерение родить третьего ребенка не получит поддержки у родных, друзей и коллег, а 43 процента женщин уверены, что работодатель не пойдёт им навстречу в период беременности и будет против гибкого графика работы с маленьким ребёнком. Изменение таких установок невозможно без широкого гражданского участия.

Благодаря Вашему решению, Владимир Владимирович, мы ведём совместную работу на площадке Совета Федерации под руководством Валентины Ивановны Матвиенко в этой части. И есть первые маленькие победы. Например, «Российские железные дороги» доработали сервис приобретения билетов. Теперь члены одной многодетной семьи могут купить билеты в одном купе или рядом в плацкарте на востребованные направления. Мы близки к решению вопроса снижения детского тарифа в такси и наличия детского кресла в каждом автомобиле.

Сейчас меры поддержки многодетных семей разрозненны от субъекта к субъекту и не воспринимаются как признание особой роли и высокого общественного статуса. Часть субъектов Российской Федерации уже отказалась от принципа нуждаемости.

Предлагаем разработать единый стандарт, включающий не только меры поддержки для нуждающихся, но и привилегии для многодетных родителей, а лучше на всю жизнь. И это в большинстве случаев не вопрос выделения дополнительных бюджетных средств.

Нацпроект «Продолжительная и активная жизнь». Сфера здравоохранения воспринимается населением в первую очередь через состояние первичного звена. И важнейшим вопросом, который беспокоит граждан, является дефицит узких специалистов в поликлиниках. Эту проблему мы регулярно обсуждаем под руководством Леонида Михайловича Рошаля в «Народном фронте». По данным «Народного фронта», 52 процента пациентов сталкивались с отсутствием необходимого врача или с невозможностью записаться. Чаще всего это невролог, эндокринолог, кардиолог, ЛОР.

Считаем, что существенный потенциал есть в развитии института врачей общей практики, особенно в сельской местности. Две трети опрошенных нами терапевтов готовы дообучаться и совмещать отдельные функции узких специалистов. Пациенты с простыми вопросами будут оперативнее получать помощь и разгружать очередь.

Ещё одним простым решением может стать расширение горизонта электронной записи на специализированную помощь с двух недель, как это сейчас, хотя бы до одного месяца.

Важнейший показатель нацпроекта – это народосбережение. Решение этой задачи исключительно силами систем здравоохранения затруднительно, необходимо изменение отношения граждан к своему здоровью.

По данным Росстата, у нас треть населения не обращаются к врачам в случае болезни, две трети имеют избыточный вес, вредные привычки. Вовлечение населения в заботу о собственном здоровье ведётся неравномерно от субъекта к субъекту. В регионах, где системно реализуются здоровьесберегающие программы, ситуация в положительную сторону меняется значительно быстрее.

Хотелось бы заметить, что здоровьесбережение – это одно из самых востребованных направлений, в котором готовы принимать участие 67 процентов представителей территориального общественного самоуправления. Они готовы проводить профилактические акции, вакцинации, помогать с диспансеризацией, дни здоровья до организации семейных и спортивных клубов.

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В условиях специальной военной операции беспилотная авиация получила мощный импульс к развитию благодаря десяткам компаний, созданных гражданскими инженерами практически с нуля при поддержке Министерства обороны. Вы говорили об этом, Владимир Владимирович, в Вашем вступительном слове.

Традиционный цикл НИОКР и выход изделий в серию сократился с нескольких лет до нескольких месяцев. За три года поставлены в войска сотни тысяч изделий БПЛА, РЭБ, РЭР, НРТК, произведённых в так называемом народном ОПК. Поддержание и развитие этой отрасли – это всегда гарантированный спрос, его могут обеспечить в том числе экспортные контракты.

Спрос со стороны заграничных стран есть, и на фоне специальной военной операции он только растёт. Малым производителям нужна помощь государства здесь, единый оператор, который возьмёт на себя координирующую функцию. С одной стороны, мы должны не допустить утечки технологий. С другой стороны, очень важно открыть рынки сбыта дружественных стран для отечественных производителей БПЛА, таким образом поддержав их развитие.

Нацпроект «Молодёжь и дети». Целей национального проекта невозможно достичь, если не создать условия работы для учителя. Мы неоднократно поднимали вопрос бюрократической нагрузки на педагогов. Пока эта проблема сохраняется. Хотя Министерством просвещения ведётся большая работа и организована вся законодательная база, 43 процента опрошенных нами в этом году педагогов тратят пока более семи часов в неделю на выполнение задач, которые не относятся к обучению и воспитанию, а 41 процент учителей считают, что уровень бюрократической нагрузки пока не сократился.

На следующей неделе мы собираемся на площадке у Елены Владимировны Шмелёвой в «Сириусе» совместно с Рособрнадзором, с Министерством просвещения и с представителями педагогического сообщества, для того чтобы ещё раз посмотреть на пути решения этой проблемы.

Мы перед сегодняшним совещанием обсуждали с Сергеем Сергеевичем Кравцовым. Он вообще считает, что надо уже прокуратуру просить. Ну, может быть, пока прокуратуру не отправлять к учителям, конечно, а провести совместные проверки. Мы можем вместе посмотреть и попробовать найти здесь решения, которые позволят эту нагрузку снизить.

Уважаемый Владимир Владимирович, «Народный фронт» будет продолжать мониторинг реализации нацпроектов и вовлекать людей в достижение национальных целей развития.

Большое спасибо. Доклад закончил.

В.Путин: Спасибо.

У нас второй вопрос – о ходе работ по отдельным направлениям в части достижения национальных целей.

Пожалуйста, Мантуров Денис Валентинович.

Д.Мантуров: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Разрешите, я сразу по двум вопросам доложу.

В.Путин: Пожалуйста.

Д.Мантуров: Прежде всего хотел бы сказать в целом по финансированию уже реализуемых национальных проектов техлидерства.

В текущем году по ним в федеральном бюджете было предусмотрено порядка 315 миллиардов рублей. При этом мы уже фиксируем определённое снижение доходов по источникам, которые были увязаны с мероприятиями нацпроектов. В частности, то, что Вы упомянули по станкам и транспортной мобильности. Ввиду чего, как Вы отметили, было уменьшение финансирования отдельных госпрограмм Минпромторга. Это необходимо сделать, чтобы Минфин сохранил сбалансированность бюджета текущего года.

Вместе с тем модель оптимизации не повлечёт отказа от мероприятий, обозначенных национальным проектом. В частности, треть снижения финансирования приходится на нераспределённый резерв Минфина по станкам, а в части транспортной мобильности мы приоритизировали этапы установки критических НИОКР и «сдвинули вправо» спросовые механизмы, привязанные к поставкам авиационной техники.

Особо хотел бы отметить, что мероприятиям, оказывающим влияние на достижение показателей технологического лидерства, допускается только перенос финансирования на следующий год, но без его сокращения. В течение года мы будем выравнивать ситуацию, Михаил Владимирович соответствующее поручение дал. Ключевые приоритеты направим, экономя по уже проведённым и будущим отборам. По отдельным статьям будем замещать выпавшие средства за счёт непрограммных в том числе источников и дополнительно сфокусируем на внешних проектах техлидерства системные механизмы поддержки.

Тем самым, Владимир Владимирович, сейчас не идёт речь про корректировку показателей национальных проектов, которые должны быть достигнуты до 2030 года. Такими же принципами будем руководствоваться и двумя национальными проектами, которые хотел бы доложить.

Первый из них – развитие космической деятельности. Сегодня предлагается утвердить его в обновлённой редакции. По Вашему поручению мы расширили периметр мероприятий на ключевые приоритеты космической повестки. Функциональные задачи возложены на восемь федеральных проектов, наиболее капиталоёмкие из них предполагают существенное наращивание орбитальных группировок спутников. Продолжим увеличивать число аппаратов связи на околоземной, геостационарной и высокоэллиптической орбитах.

Тем самым рассчитываем к 2030 году покрыть стабильными каналами связи всю территорию страны, включая Арктику, и обязательным условием для этого является вовлечение в работу производства космических аппаратов предприятий частного бизнеса. Также они примут участие в дальнейшем развитии сегмента дистанционного зондирования Земли.

Это касается спутников оптикоэлектронного наблюдения и радиолокационного обзора. Технологический акцент сделан на повышение разрешения снимков до значений, сопоставимых с конкурентами. И не менее важным считаем начиная с осени следующего года запустить полноценную рыночную модель предоставления данных ДЗЗ, тем самым обеспечим «Роскосмосу» новый постоянный источник дохода.

Отдельное внимание уделим развитию системы ГЛОНАСС. Мы должны, во-первых, поддерживать штатный состав спутников, это 24 космических аппарата, а во-вторых, нацелены на трёхкратное повышение точности их позиционирования, что необходимо в том числе для развития рынков беспилотников, а также на обеспечение помехоустойчивости навигации.

Для кратного увеличения производства космических аппаратов нацпроект предполагает обновление индустриальной базы отрасли. За счёт техперевооружения планируем к 2030 году удвоить производительность труда. Это позволит оптимизировать себестоимость продукции.

Ещё один базовый фактор нашей конкурентоспособности в космосе связан со снижением стоимости вывода на орбиту полезной нагрузки. В этой связи нацпроект предусматривает дальнейшее развитие семейства ракет-носителей. Исходим из задачи быть в тройке мировых лидеров по количеству запусков. Добиваться этого будем через использование многоразовых двигателей и возвращаемых ступеней и через развитие инфраструктуры космодромов, прежде всего Восточного. Это необходимо в том числе для сохранения наших позиций в области пилотируемой космонавтики.

Продолжая работу на МКС, мы должны к 2030 году модуль за модулем обеспечить плановый переход к собственной орбитальной станции. Она станет первой в мире платформой-дроном, оснащённой роботами для своего обслуживания. Это запатентованное решение Российской Федерации. Апробация технологии позволит применить для нашей лунной программы такой формат.

В целом на освоение Солнечной системы направлены федеральные проекты «Космическая наука» и «Космический атом». Их реализация призвана дать России технологическое лидерство в познании дальнего космоса. В частности, у нас будет возможность первыми в мире развернуть ядерную электростанцию на Луне и изучить атмосферу Венеры. Хотел бы отметить, что на сегодня мы единственная страна, кто когда-либо приземлялся на эту планету.

По всему спектру задач нам требуются новые кадры. Национальный проект должен сформировать условия для ежегодной подготовки не менее двух тысяч студентов и учёных. В результате к 2030 году каждый третий инженер в отрасли должен быть моложе 35 лет.

Владимир Владимирович, учитывая масштаб задач, в качестве горизонта планирования помимо текущей пятилетки определили период до 2036 года. Общий объём бюджетного финансирования нацпроекта, как уже было доложено, составляет 4,4 триллиона рублей, и порядка 360 – это внебюджетные источники дополнительные.

Мы прошли все необходимые согласования, предлагаем сегодня утвердить нацпроект и начать его реализацию.

А теперь что касается национального проекта «Технологическое обеспечение биоэкономики». При его подготовке мы исходили из необходимости формирования условий для производства продуктов, критически важных для развития отраслей экономики. Имею в виду агропромышленный комплекс, пищевую индустрию, леспром, химию, фармацевтику, ветеринарию, энергетику и сектор переработки отходов.

В реализации задачи по становлению биоэкономики опираемся на уже сформированные заделы. У нас под рукой наработки советской школы, которая обеспечила СССР второе место в мире по объёмам производства биопродуктов. Кроме того, наша страна обладает разнообразной ресурсной базой. Прежде всего это касается сельхозсырья, леса и аквакультуры. По итогам прошлого года российский рынок биотехнологической продукции составил 440 миллиардов рублей. В этой сфере работает порядка 225 предприятий, это если не брать совсем малые предприятия.

В.Путин: Какое-то ведомство отвечает за это направление?

Д.Мантуров: Это межведомственная задача.

В.Путин: Кто-то курирует это всё?

М.Мишустин: Денис Валентинович Мантуров.

Д.Мантуров: Я куратор этого направления. Базово – Минпромторг и другие ведомства. Как я уже сказал, Министерство сельского хозяйства, Минобрнауки и другие ведомства обеспечивают вклад в развитие этих направлений.

Их компетенция охватывает практически все продуктовые направления, такие как вакцины, полисахариды, биопластики, кормовые белки, аминокислоты, витамины, антибиотики, ферменты, спирты и биоудобрения. Вместе с тем нам важно масштабировать объёмы выпуска, создавать новые мощности и заходить в более сложные ниши.

Чтобы сегментировать и приоритизировать задачи, в нацпроекте акцент сделан на четырёх технологических платформах: это микроорганизмы, микробный биосинтез, продукты переработки растительного и животного сырья, а также средства производства. Всего мы выделили 36 продуктовых направлений, по которым пока преимущественно зависим от импорта.

Для слома этой ситуации нам важно воссоздать технологическую инфраструктуру отрасли, обеспечить её всем спектром оборудования, штаммами-продуцентами, компонентами питательных сред, ферментами, препаратами и вспомогательными материалами. Кроме того, будем взращивать инжиниринговые компании, способные организовать весь цикл производства. А на уровне сбыта большая работа предстоит по консолидации запросов на уже освоенную номенклатуру по всем отраслям потребления.

Помимо научно-технологических и производственных аспектов нацпроект задаёт регуляторный вектор развития биоэкономики. Речь идёт про определение соответствующих кодов ОКПД – видов деятельности, а также про модернизацию системы стандартизации и измерений.

В том же ключе видим необходимость аналитического сопряжения уже имеющихся программных документов, которые затрагивают отдельное направление биоэкономики. Это нацпроект по продовольственной безопасности, госпрограммы Минпромторга, Минсельхоза, Минобрнауки и другие ведомства.

В целом нацпроект носит выраженный, как я уже сказал, межведомственный характер. Координация ведётся на площадке Совета по развитию микробиологической промышленности и биотехнологий. В его составе более 200 представителей министерств, научного сообщества и коммерческих организаций. В том числе в него входят вузы, которым надлежит решить вопрос обеспечения отрасли инженерными кадрами. Причём в первую очередь нам нужно фокусироваться не на их количестве, а на их качестве и компетенции, на адаптации по цели нацпроекта в профессиональных и образовательных стандартах.

Владимир Владимирович, на сегодня основные мероприятия нацпроекта свёрстаны. В результате их реализации ожидаем, что к 2036 году объём потенциального употребления продуктов биоэкономики превысит один триллион рублей, но для этого нам предстоит наполнить нацпроект финансированием. Минпромторг из своих источников изыскал уже около 23 миллиардов рублей. Тем самым для начала средства предусмотрены, но по дополнительной потребности с Минфином должны решить в рамках нового бюджета начиная со следующего года. Это должны сделать до конца текущего года. В целом национальный проект подготовлен для утверждения, но процедурно мы сможем это сделать только после подписания закона «О бюджете», который будет сделан до конца текущего года.

При этом большой массив работ по биоэкономике уже реализуется, не дожидаясь финализации. Фокусируем на этой тематике системные инструменты поддержки, а также привлекаем институты развития, такие как Фонд перспективных исследований, Российский научный фонд, «Иннопрактика», платформа НТИ, «Сколково» и Фонд развития промышленности. Предложенные в нацпроекте подходы одобрены всеми заинтересованными ведомствами.

Просим, Владимир Владимирович, Вас поддержать данный подход и дать возможность финализировать этот национальный проект.

Спасибо за внимание. Доклад закончил.

В.Путин: Денис Валентинович, Вы сказали, что нужно наполнять этот проект финансированием, так? И в то же время сказали, что готов перечень соответствующих мероприятий. Как же вы создали перечень соответствующих мероприятий, не имея финансирования?

Д.Мантуров: Владимир Владимирович, мы в прошлом году ещё начали формировать перечень продуктов, в том числе которые находятся уже на стадии реализации, в том числе за внебюджетные источники и теми институтами развития, о которых я упомянул. И изыскали дополнительные средства со стороны в первую очередь Минпромторга и аналитически со стороны Минсельхоза.

При этом 36 продуктов и те направления, которые обозначены, требуют действительно дополнительного финансирования. Общий объём до 2030 года – это порядка 380 миллиардов рублей, которые мы договаривались с Минфином в текущем планировании бюджета трёхлетки и последующих лет финализировать и поставить в электронный бюджет Правительству для обеспечения реализации всех этих направлений.

В.Путин: Но мы с Вами понимаем, Вы же опытный человек: пока финансирования нет, невозможно определить ни перечень, ни ключевые показатели проекта. Мы договариваемся – это же одно, а другое дело – как они стоят в бюджете. Это разные вещи, да?

Д.Мантуров: Владимир Владимирович, если мы не начнём, то мы будем ждать, соответственно, как минимум до следующего года.

В.Путин: Понятно, понятно.

Д.Мантуров: Поэтому мы вынуждены были начинать из тех ресурсов, которые были найдены, но определив приоритеты, которые крайне важны. Мы с Минфином, уверен, найдём решение.

В.Путин: Хорошо. Тогда прошу Вас просто повнимательнее быть. Вы сказали: готов перечень мероприятий, я записал. Не может быть готов окончательный перечень мероприятий без обеспечения финансирования, и приоритеты невозможно определить. Надо же иметь ресурсы, чтобы определять эти приоритеты и перечень. Пожалуйста, повнимательнее.

Д.Мантуров: Хорошо, Владимир Владимирович.

В.Путин: Теперь по поводу беспилотной авиации. У нас занимается этим Минпром, да?

Д.Мантуров: Минпром как исполнитель.

М.Мишустин: Савельев Виталий Геннадьевич.

В.Путин: Савельев? Хорошо, ладно.

По поводу космоса. Мы сегодня с утра разговаривали с генеральным директором госкорпорации «Роскосмос» Бакановым Дмитрием Владимировичем. Я хотел бы ему тоже слово предоставить. Пожалуйста, Дмитрий Владимирович.

Д.Баканов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Да, действительно, паспорт национального проекта полностью свёрстан. У нас все процедуры согласования и на стратегической сессии у Михаила Владимировича прошли, и по линии Администрации Президента на рабочей группе Госсовета с Михаилом Михайловичем Котюковым, и с Министерством финансов, Антоном Германовичем, все объёмы и лимиты до 2036 года тоже отстыкованы. Поэтому здесь у нас вопросов нет.

В.Путин: Всё готово?

Д.Мантуров: Полностью.

Д.Баканов: Полностью.

В.Путин: Хорошо. В целом согласовали всё это, да?

Д.Баканов: Да, и по орбитальной группировке, и по ракетам, по космодромам, совместно с созаказчиком в лице Минобороны. То бишь здесь у нас вопросов никаких не осталось.

В.Путин: Я бумажку посмотрел. Вы уверены, что у нас получится увеличить долю пусковых услуг?

Д.Баканов: Именно такую задачу перед собой ставим. Для этого заложили технологию возвращаемой первой ступени – раз, и кислородно-водородной третьей ступени для «Ангары» – два.

В.Путин: А что касается внебюджетного финансирования, мы на последнем совещании… Где оно у нас было?

Д.Мантуров: В Бауманке.

В.Путин: В Бауманке. Говорили о необходимости сделать всё необходимое для того, чтобы привлечь внебюджетное финансирование, все страны мира идут по этому пути. А для этого нужно принять соответствующую нормативную базу, создать эту нормативную базу. Потому что надо коммерциализировать услуги, и Вы сами об этом говорили, надо ставить и перед ведомствами, и перед частным бизнесом определённые задачи и предоставлять им определённые возможности, в том числе на коммерческой основе. И что?

Д.Баканов: Да, здесь у нас по двум направлениям основная работа. Первое – это услуги связи. И здесь у нас есть «Бюро 1440», которое создаёт группировку «Рассвет». Это наш ответ «Старлинку», своя группировка широкополосной связи и интернет в любой точке страны и мира.

И второе направление – это дистанционное зондирование Земли, космические аппараты оптической съёмки. Здесь, как Денис Валентинович правильно сказал, уже мы подготовили все решения, чтобы возникла платность со следующего, 2026 года. Как раз эта платность за снимки и будет базой для возврата CAPEX тем инвесторам, которые будут создавать эту орбитальную группировку частную.

В.Путин: Когда это будет сделано-то? Понимаете, пока нет у бизнеса понимания, как будут возвращаться вложенные деньги, никакого движения не будет. Только будет одно движение – в сторону Минфина с целью выбить из него дополнительные ресурсы.

Д.Баканов: Общая нормативная база принята, остался последний акт – это тариф за конкретное качество съёмки. Планируем работу завершить по этому акту до конца лета, к сентябрю.

В.Путин: Не только тариф важен, важны требования со стороны Правительства – но это вы же должны готовить прежде всего – к участникам этой деятельности. Требования должны быть. Вот тариф есть, а платить по этому тарифу никто не будет. Зачем платить, когда можно всё получить бесплатно?

Д.Баканов: У нас также договорённость с Министерством финансов следующего характера. Все снимки, которые до одного метра, будут платными, так называемые высокодетальные снимки, а все снимки от метра до десяти будут предоставляться на бесплатной основе.

В.Путин: Послушайте, Дмитрий Владимирович, договорённость – это хорошее дело, это начало пути. Но нужны нормативные документы, надо их подготовить и внедрять в практическую экономическую жизнь.

Д.Баканов: Хорошо.

Д.Мантуров: Все приняты.

В.Путин: Приняты? Скажите тогда, что приняты.

Д.Мантуров: Владимир Владимирович, все нормативные акты приняты. Я буквально две недели собирал всех, всем задачи поставил для того, чтоб все в своих бюджетах планировали средства на оплату этих услуг. И как Дмитрий Владимирович прокомментировал, свыше метра – это будет сохраняться бесплатно, а всё, что меньше, будет уже…

В.Путин: Хорошо. Тогда я Вас очень прошу как первого вице-премьера это проконтролировать.

Д.Мантуров: Обязательно.

В.Путин: Сказали – замечательно, а теперь нужно проконтролировать, чтобы это было учтено в бюджете.

Д.Мантуров: Обязательно это сделаем.

В.Путин: Ладно?

Д.Мантуров: Хорошо.

В.Путин: Спасибо большое.

Виталий Геннадьевич, пожалуйста.

В.Савельев: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Совета!

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы» [БАС] является первым национальным проектом технологического лидерства. Он был сформирован в 2023 году и реализуется с 2024 года.

В состав национального проекта входит пять федеральных проектов, направленных на комплексное развитие нового сектора экономики: от разработки и производства баз до создания необходимой для применения беспилотных авиационных систем инфраструктуры и подготовки кадров.

Руководитель национального проекта – Министр промышленности и торговли Антон Андреевич Алиханов. Объём финансирования национального проекта на период с 2024 по 2030 год составляет свыше 283 миллиардов рублей.

Площадками Минпромторга России сформирован и функционирует специальный оперштаб для управления и реализации национального проекта. Заседание оперштаба под председательством руководителя национального проекта проходит каждые две недели.

Функционирует обновлённый региональный совет, куда вошли представители всех субъектов Российской Федерации. Заседания совета проходят один раз в квартал. Решения стратегического характера принимаются на заседании правительственной комиссии по развитию БАС под моим председательством.

Целью национального проекта является создание новой, технологически независимой, конкурентоспособной отрасли беспилотных авиационных систем. До 2030 года перед нами стоят задачи: сформировать российский рынок БАС в объёме 46 тысяч единиц продукции, обеспечить долю отечественных БАС в объёме российского рынка 70 процентов, оснастить инфраструктурой научно-производственные центры в 48 регионах. Кратко доложу о достигнутых результатах.

Ключевым федеральным проектом является разработка, стандартизация и серийное производство БАС и комплектующих. За прошлый год объём производства гражданских БАС вырос более чем в 2,5 раза по сравнению с 2023 годом. В этом году произведено уже более 3200 БАС, что соответствует календарному плану федерального проекта.

Совместно с регионами развивается сеть научно-производственных центров. За прошлый год 15 организаций получили соответствующий статус. С начала 2025 года статус НПЦ присвоен ещё пяти организациям. Реализуем этот показатель по развитию НПЦ с опережением графика. Статус резидентов НПЦ на текущий момент получили 393 организации. В прошлом году было поддержано 148 проектов на сумму более 1,5 миллиарда рублей. Практика поддержки резидентов НПЦ продолжается в 2025 году.

В рамках федерального проекта стимулирования спроса на отечественные БАС продолжается работа по увеличению объёма российского рынка. Для реализации этого федерального проекта сформирован перечень мер поддержки отечественных БАС, в том числе программы льготного лизинга, субсидирование лётного часа, механизм предоставления скидки на отечественные БАС. Указанные инструменты распространяются только на российские разработки. В реестр Минпромторга сегодня включены 42 модели от 15 российских производителей. Полностью реализован план государственного гражданского заказа в 2024 году, в рамках которого единый поставщик ГТЛК предоставил заказчикам более 2700 БАС на сумму почти 6,5 миллиарда рублей. Президиум Правительственной комиссии утвердил государственный гражданский заказ на 2025 год.

В рамках федерального проекта «Перспективные технологии для беспилотных авиационных систем» продолжается работа по созданию научно-технического задела отраслей БАС по девяти приоритетным направлениям.

В 2024 году начата работа по 29 НИОКР с общим объёмом финансирования 44,7 миллиарда рублей на период до 2026 года. В третьем квартале 2025 года Фондом Национальной технологической инициативы будет запущен отбор исполнителей на новый пакет НИОКР на сумму 3,1 миллиарда рублей со сроком исполнения до 2027 года.

В рамках федерального проекта «Кадры для БАС» Минобрнауки ведёт масштабную работу по подготовке и привлечению талантливой молодёжи в отрасль на всех этапах образования. Благодаря мероприятиям федерального проекта в прошлом году подготовлено более 10 тысяч человек. В 2025 году запланирована подготовка более 5,5 тысячи человек. При этом, если учесть мероприятия иных проектов и образовательных программ Минобрнауки, Минпросвещения, Фонда НТИ, по различным направлениям, связанным с БАС, обучение проходят порядка 68 тысяч человек. В этом году планируем завершить разработку цифрового реестра кадров БАС.

В рамках федерального проекта Минтранса «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем» продолжается развитие инфраструктуры для полётов. Государственная корпорация по ОрВД и концерн «Алмаз-Антей» успешно завершили испытание тестового комплекса единой интегрированной системы планирования использования воздушного пространства.

Совместно с Минтрансом, Росавиацией, Минпромторгом приняли согласованное решение развивать не только сеть посадочных площадок, но и мобильные дронопорты. На май текущего года уже установлен 31 дронопорт в восьми субъектах. До конца года планируем установить ещё не менее 20 дронопортов. Такое решение позволит сократить объём капитальных затрат на строительство посадочных площадок, развивая рынок услуг БАС. Прошу поддержать данный подход.

Уважаемый Владимир Владимирович, по итогам совещания по вопросу развития беспилотных авиационных систем в научно-производственном центре БАС в Самаре Вы дали ряд поручений. Кратко доложу текущий статус выполнения наиболее значимых поручений.

Первое. Развитие гражданского рынка БАС на сегодняшний день ограничено закрытым небом в регионах. Мы работаем с силовыми ведомствами над соответствующими техническими решениями и необходимой нормативно-правовой базой.

Второе. Организована работа по формированию архитектуры концепции «бесшовного неба». Прорабатывается возможность создания единой системой идентификации БАС на базе ГИС «ЭРА-ГЛОНАСС». В соответствии с требованиями законодательства все БАС с 1 марта текущего года подлежат обязательному оснащению оборудованием удалённой идентификации.

Вчера проведено совещание под председательством Первого заместителя Председателя Правительства Дениса Валентиновича Мантурова по вопросу использования космических систем связи и геопространственных данных в интересах БАС. На совещании приняли решение о совместной проработке технических требований к космическим группировкам, обслуживающих сервисы БАС.

Третье. В части нормативного регулирования использования БАС воздушного пространства подготовлен проект постановления Правительства по установлению нового класса H воздушного пространства для выполнения полётов. Такой класс Н будет установлен до конца текущего года.

Четвёртое. В рамках поручения о создании национального рейтинга регионов, оценивающего внедрение БАС, планируем запустить такой рейтинг с 2026 года. Расчёт рейтинга и координацию развития сети НПЦ планируем возложить на новый федеральный центр БАС.

Пятое. Для развития потенциала сформирован план мероприятий, который будет реализован в рамках другого национального проекта – «Международная кооперация и экспорт» – Минпромторга России.

Шестое. В период с 7 по 17 августа текущего года совместно с правительством Москвы и платформой НТИ проводим мероприятия по развитию беспилотных систем на трёх площадках: это проектно-образовательный интенсив «Архипелаг-2025» в Сколтехе, выставка, деловой форум и соревнования по БАС в Сколково, а также на форуме «Армия-2025».

На этой неделе посетил выставку беспилотных авиационных систем на общественной площадке «Точка кипения» национальной технологической инициативы в Москве. На выставке представлены передовые разработки в области БАС, в том числе тяжёлые БАС различных типов. Хочу отметить огромный вклад в работу в интересах отрасли БАС Пескова Дмитрия Николаевича.

Отмечу, что в процессе реализации поручений мы, конечно, сталкиваемся с бюджетными ограничениями, так же как и другие национальные проекты. Мы их преодолеваем за счёт применения новых подходов, например, мобильных дронопортов, о которых я сейчас говорил, а также за счёт других федеральных проектов. Дополнительное финансирование на национальный проект БАС будем определять в рамках бюджетного планирования на 2026–2028 годы.

Уважаемый Владимир Владимирович, ход реализации нацпроекта БАС находится на контроле у Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Владимировича Мишустина. В настоящий момент уровень достижения национального проекта БАС составляет 99,6 процента. Реализация национального проекта и федеральных программ продолжится в соответствии с Вашими поручениями.

Благодарю за внимание. Доклад закончил.

В.Путин: Антон Андреевич, есть что добавить?

А.Алиханов: Владимир Владимирович, в целом Виталий Геннадьевич всю картину относительно как национального проекта, так и поручений тольяттинских, которые Вы дали по итогам совещания, отразил.

Единственное хотел бы, наверное, сказать, что в части работы по космосу и упомянутого вчерашнего совещания под руководством Дениса Валентиновича и Виталия Геннадьевича у нас уже за счёт средств, которые мы выделяли на Агентство стратегических инициатив, заказана научно-исследовательская работа, которая, собственно, определит техническое задание на эти спутники, которые будут обслуживать потребности беспилотной авиации, и не только авиации. Мы исходим из того, что она будет обслуживать и потребности автомобильных беспилотников и тех, которые используются в водной среде.

Но если говорить про поручение, которое касается системы идентификации, то уже мы, собственно, проводим сейчас полёты со всей отраслью. Несколько решений интегрировать планируем в эту систему. Это и система ГЛОНАСС, и GSM-трекеры, и подключения к программному комплексу, так называемый «Небосвод», который будет обеспечивать нам идентификацию беспилотника. Это решение установки специального ответчика, по сути, авиационная технология, так называемая АЗН-В, трекеры различные. И сейчас наша отраслевая ассоциация в Алферьево провела на аэродроме только в мае месяце 17 полётов, то есть мы отрабатываем уже технологию. В июле месяце вместе с коллегами из Минтранса окончательно примем «дорожную карту» по внедрению этого механизма. Уже, как Вы говорили, нормативно обусловим это, закрепим в нормативно-правовом регулировании, для того чтобы это стало обязательным для всех пользователей.

У нас система обязательного приёмного ответчика «свой–чужой» постепенно вводится в рамках новых поставок по госзаказу. В этом году для новых машин. Те машины, которые были ранее поставлены, тоже должны будут быть оборудованы такой техникой, для того чтобы можно было их идентифицировать в ходе полётов. Полностью обязательной эта система станет с марта 2026 года. По всем поручениям работа идёт, работа продолжается.

И по поводу нашего рейтинга, Владимир Владимирович: у нас 42 региона изъявили уже в этом году желание быть отрейтингованными. И мы первый рейтинг представим в ходе Петербургского экономического форума уже в этом году. То есть, по сути, работа эта проведена. Со следующего года рейтингование будет касаться уже всех регионов и станет обязательным.

Спасибо.

В.Путин: Уважаемые коллеги!

Сейчас Антон Андреевич сказал, что работа идёт. Да, действительно, она идёт. Медленно.

В феврале этого года мы собирались в Тольятти, сейчас и Виталий Геннадьевич тоже вспомнил об этом, и Антон Андреевич, и Денис Валентинович сказали. Февраль, март, апрель, май и июнь – уже середина июня – четыре месяца прошло. А что мы сейчас говорим? Мы говорим о том, что единое правовое регулирование использования воздушного и околоземного космического пространства пока не заработало, его нет. А мы тогда, ещё четыре месяца назад, сказали, что оно должно быть создано. А для чего? Для обеспечения безопасности полётов и беспилотных летательных аппаратов, и пилотируемых воздушных судов. Но это же принципиальная вещь.

Я понимаю, что сейчас это всё непросто сделать, особенно в условиях СВО, когда ещё и противник сотнями засылает к нам беспилотники. Я прекрасно понимаю. Но нормативную базу-то можно создавать? Сказали: надо сделать. Но не сделали же пока.

То же самое касается единой системы идентификации беспилотных воздушных судов. Говорили и договаривались установить новый класс воздушного пространства Российской Федерации. Тоже говорите: работа идёт, работа идёт, – а она когда закончится? Всё-таки это такая вещь, она имеет просто прямое практическое значение. А мы сейчас сокращаем, например, госзаказ для гражданского беспилотия, причём в разы.

Я прошу Дениса Валентиновича обратить на всё это внимание и расставить все эти точки. И просто срок обозначить, когда мы это всё сделаем. Срок надо. И взять на контроль, пожалуйста. Договорились?

Д.Мантуров: Обязательно.

В.Путин: Обязательно. Без этого, без нормативной базы двигаться будет невозможно. Представители бизнеса нам же, помните, об этом говорили, и понять их можно, конечно. Ну как же без нормативной базы? Они не могут это просто применять. И всё будет стоять и висеть на бюджете, вместо того чтобы развивать бизнес-составляющую.

И на экспорт надо обратить внимание. Огромный интерес, просто огромный интерес к нашим беспилотным системам со стороны многих участников внешней экономической деятельности в мире. И гражданских, и боевых, конечно, беспилотных аппаратов.

Хорошо. Я бы попросил ещё Голикову Татьяну Алексеевну сказать несколько слов по её направлению. Пожалуйста.

Т.Голикова: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Здесь уже упоминался национальный проект «Семья». Я бы ещё раз хотела привлечь внимание к этой теме.

Сегодня для нас с вами ключевой национальной целью является сохранение и приумножение российского населения. Но на эту тему работает не только национальный проект «Семья», работают, как мы и договорились со всеми комиссиями Госсовета и регионами, и коллегами из федеральных органов, все национальные проекты.

Тема крайне чувствительная, и когда мы подводили итоги Года семьи на заседании Государственного Совета в декабре, то Вы, Владимир Владимирович, говорили о том, что тема рождения детей и вообще рождаемости, тема демографии должна быть абсолютно приоритетной для каждого субъекта Российской Федерации.

То есть не только приоритетной от месяца к месяцу, когда мы подводим итоги соответствующих контрольных точек или мероприятий, а, по сути, каждодневной. К сожалению, на сегодняшний день мы не наблюдаем этого до конца.

Мы имеем национальный проект «Семья», который достаточно бюджетоёмкий на предстоящие шесть лет, он включает в себя 18 триллионов рублей. Понятно, что там есть хорошо зарекомендовавшие себя направления, такие как материнский капитал, ипотечные программы, единые пособия. И они, собственно, занимают основные объёмы этого национального проекта. Но есть и другие, новые направления, о которых сегодня уже частично говорили.

Я хочу, пользуясь сегодняшним Советом, обратиться ко всем руководителям регионов и сказать о том, что тема демографии, тема работы с семьями, тема создания инфраструктуры вокруг семьи, даже в рамках тех мероприятий, которые мы с вами приняли в рамках нацпроекта «Семья» и других нацпроектов, без каких-либо дополнительных мер, уже тоже должны давать свой результат, но при том, что мы с вами будем этим заниматься каждодневно.

Я, Владимир Владимирович, убедительно обращаюсь ко всем руководителям регионов. Я не хочу сейчас называть регионы, где есть отставание. Могу, конечно, назвать тех, которые являются лидерами в этих вопросах. Но это наше с вами общее дело.

Я понимаю, что для многих экономические вопросы ставятся на первое место, и это, наверное, правильно, потому что экономика обеспечивает все процессы, в том числе и те, о которых я сейчас говорю. Но, наверное, если ставить на чашу весов численность населения Российской Федерации и развитие экономики, то по приоритетности я даже не знаю, что важнее, потому что люди обеспечивают ту самую экономику, которую мы должны развивать.

Мы много говорим о кадрах, много говорим о диспропорциях на рынке труда, но в том числе эти диспропорции у нас возникали и потому, что у нас были определённые демографические провалы соответствующих периодов лет.

И я ещё раз прошу, я говорю о том, что мы… Я не упоминаю сейчас конкретные регионы, но ещё хотела бы напомнить о том, что по Вашему поручению в рамках национального проекта «Семья» и одновременно отвечая Народному фронту, Михаилу [Кузнецову], хочу сказать, что Вы сказали о едином стандарте, который не потребует денег. Но мы ведь по поручению Президента в рамках нацпроекта «Семья» выделили 41 регион осознанно, потому что у 41 региона по итогам 2023 года суммарный коэффициент рождаемости был ниже среднероссийского. И регионы выбрали для себя те меры, которые им кажутся наиболее эффективными, для того чтобы поддержать соответствующие семьи как финансово, так и административно. Поэтому у нас есть зонтичные меры, которые распространяются на все субъекты Российской Федерации, а есть меры, которые учитывают социально-экономические, национальные, культурные особенности конкретного региона. И мне кажется, что это важно и это правильно, что мы так действуем.

И ещё одна тема, которая связана с демографией, – это тема сохранения здоровья. Сегодня об этом тоже говорили. Понятно, что от здравоохранения всё не зависит. Она делится на две части: это здоровьесбережение и то, как человек сам относится к своему здоровью. Но здесь мы тоже должны ему помочь и создать соответствующую благоприятную инфраструктуру, которая бы побуждала его обращаться не в учреждения здравоохранения. В медицинские организации, но не в классические учреждения здравоохранения. И для этого в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь» мы развиваем центры здоровья и соответствующие профилактические кабинеты, для того чтобы люди, ещё даже не страдающие какими-либо заболеваниями, могли оценить факторы риска для своего здоровья.

Мы забыли и мало говорим в этой аудитории, в которой сейчас находимся, о таких факторах риска, как алкоголизм и табакокурение. Да, мы добились достаточно хороших результатов за последние годы с точки зрения снижения. Мы даже не могли представить, что в 2009 году, когда у нас курило 40 процентов населения, сейчас у нас курит 19 процентов населения. И это соответствующий вклад в ожидаемую продолжительность жизни. Да, мы снизили потребление алкоголя, но ещё недостаточно. Но это вклад в здоровье нашего населения.

Дальше. Мы работаем по таким чрезвычайно тяжёлым направлениям, как снижение смертности от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Да, здесь есть определённые результаты, но мы видим недоработки, определённые недоработки на местах. В конце прошлого года мы с Сергеем Семёновичем Собяниным и всеми губернаторами проводили такую, если можно сказать, учёбу со всеми губернаторами, где мы пытались до каждого донести, какие недостатки в его системе здравоохранения есть, на что нужно обратить внимание. Кто-то нас услышал, кто-то нас не услышал. Но реализация тех мероприятий, которые мы сейчас предусмотрели, включая первичное звено, о котором тоже сегодня говорили, и то, как работа будет организована, имеет очень большое значение.

Мы, Владимир Владимирович, 2025 годом завершаем первый этап программы модернизации первичного звена, а 2026 годом начинаем новый этап. Сейчас мы вместе с регионами проходим новые программы.

Коллеги, не обижайтесь, пожалуйста, на меня, но это уже крик души. К сожалению, то, что представляется нам, не всегда соответствует тому, о чём сегодня говорил Сергей Семёнович: стратегии пространственного развития, схемам территориального планирования, доступности медицинской помощи с точки зрения развития территориальной доступности, соответствующей дорожной сети и так далее. Я могу продолжать очень долго на эту тему говорить, но я завершаю, Владимир Владимирович, завершить хочу следующим.

Сегодня нет такой сферы в Российской Федерации, которая бы не затрагивала тему семьи. Ещё раз хочу обратиться к губернаторам. Чрезвычайно важная тема, абсолютно приоритетная. Очень прошу вас: включите в повестку ваших оперативных совещаний, не знаю, какие там ещё вы совещания проводите, просто несколько показателей: что у нас происходит с рождаемостью, что у нас происходит со смертностью и просто что у нас происходит в регионе с тем, как организуется эта работа, и главное, как вычленяются те риски, которые мы должны купировать, для того чтобы преодолевать эти ситуации. Мы находимся в сложной ситуации. Мы ведём специальную военную операцию, мы должны обеспечить на «гражданке» всё то, что поможет нам победить.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Мы вчера с Татьяной Алексеевной вечером обсуждали эти вопросы, и она назвала мне некоторые регионы, где проблемы есть и решаются так вяло, прямо скажем. А есть те, где работа двигается и с достаточно хорошим результатом. Один из таких регионов – это Мордовия, да, Татьяна Алексеевна?

Т.Голикова: Да.

В.Путин: Я бы попросил Артёма Алексеевича два слова сказать, как он организует работу у себя.

А.Здунов: Добрый день, уважаемый Владимир Владимирович!

По Вашему поручению сейчас возглавляю комиссию. Вопрос, я тоже считаю, это самый главный и важный.

Сейчас участник СВО – это почётное и внимательное отношение всего общества, каждого человека. К многодетным семьям и тем, кто принимает решение о рождении ребёнка, должно быть такое отношение тоже на всех уровнях. Мы 9 мая видим на наших улицах, какое отношение к ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам СВО, такое же отношение должно быть на всех уровнях. С этого мы начали.

Второе – это всё, что касается групп населения конкретных регионов. Потому что есть склады, традиционные склады, есть отношение и со стороны религиозных организаций. По-разному складывается и в регионах, и в группах. Поэтому меры поддержки все одинаковые не могут быть для всех. Мы сейчас разбиваем на группы и действуем конкретно по каждой из них.

И о чём сказала Татьяна Алексеевна: если по смертности попали мы в тройку регионов, где динамику мы сумели снизить – то же самое по младенческой смертности, – то по рождаемости… Как я говорю, мы научились мало умирать, но много рождать пока ещё не научились.

Данная ситуация, конечно, не только деньги, но и эффективное их использование. По материнскому капиталу мы дадим конкретное предложение от комиссии, как его использовать, чтобы не размазывать эту ответственность, не размазывать эти ресурсы, а предоставить деньги тем, кто сможет увеличить этот показатель. Речь идёт прежде всего о многодетных семьях, о рождении третьего, четвёртого ребёнка.

Спасибо.

В.Путин: Спасибо большое. Вы сейчас, Артём Алексеевич, вспомнили про ветеранов, к которым мы с особым уважением относимся всегда и тем более, встречая на улицах, знаки уважения демонстрируем и так далее. Но один из самых хороших знаков уважения – так чтобы на улице наши ветераны да и другие граждане чувствовали себя комфортно. Поэтому прошу Вас уделить внимание вопросам, которые сейчас мы обсуждаем. Они действительно являются самыми важными, самыми главными. И я присоединяюсь к тому, что было сказано Татьяной Алексеевной: всё-таки не забывали и про дорожное покрытие, в том числе в Саранске, пожалуйста, ладно?

А.Здунов: Принято, Владимир Владимирович.

В.Путин: Хорошо, договорились.

Есть ещё несколько вопросов, которые мы сейчас особо не обсуждали, но я хочу просто напомнить, что они есть и представляют значительный интерес, являются важными. А именно: замена льготных кредитов на поддержку инвестиционных проектов на инвестиционные гранты. Александр Валентинович Новак занимается этими вопросами в Правительстве. Прошу Вас тоже про это не забывать.

Также это касается и механизмов поддержки публичных размещений российских компаний. Антон Германович, мы много раз об этом говорили, сейчас можно без всяких комментариев. Мы понимаем, насколько это важно прежде всего для обеспечения устойчивой работы вашего ведомства, привлекать нужно ресурсы. Мы много раз говорили, но нужно, чтобы это двигалось в таком практическом плане.

Мы в публичной части сейчас будем заканчивать, потому что у нас с коллегами, которые здесь очно присутствуют, есть ещё несколько вопросов, которые мы в закрытом режиме пообсуждаем. Тем не менее, если что-то срочное и очень важное есть у всех участников нашего сегодняшнего совещания, а участников очень много, тем не менее – пожалуйста. Если что-то есть совсем уж такое, не терпящее отлагательства, пожалуйста, назовите себя и руку поднимите, чтобы камера могла вас взять. Всё? Спасибо большое.

Давайте будем работать дальше так же напряжённо, как это было до сих пор, с учётом тех замечаний, которые были сделаны. Я прошу и Правительство, и Администрацию Президента всё проанализировать. И, наверное, будет правильно, если мы оформим это в виде каких-то поручений, чтобы ничего из того, что мы сегодня обсуждали, не забылось.

Спасибо большое.

6 июня 2025 года, Московская область, Ново-Огарёво