Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

О результатах проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти федеральных законов, регулирующих вопросы профессиональной переподготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной службы в связи с увечьем, полученным при выполнении воинского и служебного долга

2 марта 2004 года, Главное контрольное управление

Главное контрольное управление Президента Российской Федерации проверило в Минтруде России, Минобороны России, МВД России, администрациях Волгоградской, Кировской и Тамбовской областей выполнение федеральных законов, регулирующих вопросы профессиональной переподготовки военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной службы в связи с увечьем, полученным при выполнении воинского и служебного долга.

В настоящее время в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состоит на учете 233 тыс. инвалидов – бывших военнослужащих, в том числе 76,3 тысячи – получивших ранения, контузии или увечья в ходе боевых действий.

Реабилитация и адаптация военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, потерявших трудоспособность при исполнении служебных обязанностей, является одним из важных направлений социальной политики государства.

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» профессиональная ориентация, обучение и образование, трудоустройство являются основными составляющими процесса реабилитации инвалидов.

Как показала проверка, Правительством Российской Федерации, Минобороны России, МВД России, Минтрудом России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводится определенная работа по решению этой проблемы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 года № 729 утверждена государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002–2005 годы.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработана и в июле 2003 г. утверждена Министром обороны Российской Федерации межведомственная программа «Реабилитациявоеннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших при выполнении задач в условиях боевых действий и при проведении контртеррористических операций».

Кроме того, вопросы реабилитации бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получивших увечья при выполнении служебных обязанностей и ставших инвалидами, решаются в рамках федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2000 года № 36.

Органами исполнительной власти республик Башкортостан, Карелия, Краснодарского, Алтайского и Хабаровского краев, Ивановской, Курской, Московской и Тамбовской областей, города Москвы и ряда других субъектов Российской Федерации разработаны и реализуются региональные законы, программы социальной поддержки инвалидов, в том числе потерявших трудоспособность в условиях боевых действий, принимаются дополнительные меры по их жилищному, медицинскому, санаторно-курортному обеспечению и бытовому обслуживанию.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, многие вопросы, касающиеся реабилитации и социальной адаптации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, потерявших трудоспособность при выполнении служебного долга, остаются неразрешенными.

Профессиональная ориентация и профессиональная подготовка военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, получивших увечья при выполнении воинского и служебного долга, организована на низком уровне.

Проведение этой работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и утратившими трудоспособность при исполнении воинского долга, перед их увольнением предусмотрено государственной программой «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002–2005 годы. Однако Минобороны России, командование внутренних войск МВД России не организовали проведение профессиональной ориентации и подготовки указанных лиц в учебных заведениях.

Остро стоит вопрос проведения профессиональной ориентации и переподготовки военнослужащих, проходящих военную службу попризыву, ставших инвалидами при исполнении служебных обязанностей, которые в основном имеют только среднее (полное) общее образование.

В Минобороны России и МВД России проведение профессиональной ориентации и подготовки военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, получивших травмы, увечья и ранения при исполнении служебных обязанностей, в том числе в условиях боевых действий, законодательством не предусмотрено. Данная категория граждан проходит только медицинскую реабилитацию.

Законодательством предусмотрено проводить реабилитацию указанных лиц после их увольнения с военной службы в учреждениях Минтруда России. Однако пока эта работа министерством должным образом не организована.

Одной из причин этого является невыполнение Минтрудом России собственного постановления от 29 августа 1995 года № 47 «Об утверждении основных направлений развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации», которым предусмотрено создание специализированных служб профессиональной ориентации. В настоящее время такие службы не созданы в 50 территориальных органах службы занятости Минтруда России.

В настоящее время принятые государственные нормативно-правовые акты по вопросам социальной реабилитации и адаптации касаются только военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. Нормативные акты, предусматривающие проведение реабилитации сотрудников правоохранительных органов, увольняемых с государственной службы в связи с утратой трудоспособности при исполнении служебного долга, отсутствуют.

Органы государственной медико-социальной экспертизы субъектов Российской Федерации, на которые при установлении инвалидности возложена функция разрабатывать индивидуальные программы реабилитации инвалидов и оказывать им содействие в их реализации, этому вопросу внимания уделяют недостаточно. В 2002–2003 годах инвалидам военной службы выдано только 1,3 тыс. индивидуальных программ реабилитации, включающих профессиональное обучение.

Не на должном уровне решаются вопросы социальной реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, утративших трудоспособность в условиях выполнения воинского и служебного долга, и региональными органами службы занятости населения Минтруда России.

По данным ежегодного мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, проводимого Минтрудом России в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», в 2002 году в целом по Российской Федерации не было трудоустроено около 35 процентов инвалидов военной службы, способных к трудовой деятельности. Особенно высок уровень безработицы среди инвалидов в Республике Карелия, Приморском и Краснодарском краях, Воронежской, Калининградской, Мурманской, Московской и некоторых других областях.

Роль военных комиссариатов в организации профессиональной реабилитации инвалидов военной службы, состоящих в них на учете, остается низкой.

В соответствии с Положением о военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года № 1372, одной из основных их задач является оказание содействия гражданам, уволенным с военной службы, в том числе в связи с увечьем или ранением, и членам их семей в переподготовке и трудоустройстве через органы службы занятости.

Однако вся работа военкоматов с указанной категорией граждан сводится только к выплатам государственных пенсий, обеспечению их санаторно-курортным лечением и другими социальными льготами.

Органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации уделяется недостаточно внимания вопросам реабилитации и адаптации инвалидов из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, утративших трудоспособность при прохождении военной службы и выполнении служебных обязанностей.

Принимаемые ими дополнительные меры социальной поддержки указанной категории граждан в основном сводятся к принятию решений о доплатах к пенсиям граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, ранения, контузии, полученных в период прохождения военной службы в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин по призыву в Республике Афганистан, на Северном Кавказе и в других вооруженных конфликтах, их жилищного, медицинского, санаторно-курортного обеспечения и бытового обслуживания.

Комплексные долгосрочные целевые программы социальной поддержки ставших инвалидами в ходе боевых действий разработаны и реализуются только в 9 субъектах Российской Федерации.

Не во всех субъектах Российской Федерации приняты законы о социальной защите инвалидов боевых действий (в Брянской, Курганской областях и некоторых других регионах).

Утвержденные Правительством Российской Федерации программы социальной адаптации и реабилитации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в части их профессиональной ориентации, переподготовки и трудоустройства выполняются не в полной мере.

Государственная программа «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей» на 2002–2005 годы, которая предусматривает реабилитацию военнослужащих, утративших трудоспособность при выполнении воинского долга, и подготовку их к условиям гражданской жизни, в течение последних двух лет не реализуется из‑за фактического отсутствия бюджетного финансирования и недостаточного внебюджетного финансирования.

Решение вопросов переподготовки, трудоустройства военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших в условиях боевых действий и при выполнении служебного долга, осложняется отсутствием их персонального учета.

Военные комиссариаты Минобороны России осуществляют только общий учет граждан из числа бывших военнослужащих, проходивших службу по контракту и ставших инвалидами. При этом не ведется персональный учет лиц, пострадавших и потерявших трудоспособность при проведении боевых действий.

Отдельный учет сотрудников органов внутренних дел, ставших инвалидами в период выполнения служебных обязанностей и в условиях боевых действий, отсутствует и в органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, и в целом в МВД России.

В территориальных органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации также не ведется учет бывших сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, потерявших трудоспособность в связи с ранениями, травмами и увечьями, полученными в период выполнения служебных обязанностей и боевых действий.

Одной из причин отсутствия такого учета является то, что ведомственными нормативными актами он не предусмотрен.

Сложившееся положение с профессиональной переподготовкой и трудоустройством инвалидов военной службы и сотрудников правоохранительных органов, потерявших трудоспособность в условиях боевых действий и при исполнении служебного долга, оценивается как неудовлетворительное.

* * *

Результаты проверки доложены Президенту Российской Федерации В.Путину.

В соответствии с поручением Главы государства Правительство Российской Федерации рассмотрело информацию Главного контрольного управления Президента Российской Федерации и разработало комплекс дополнительных мер по оказанию помощи в социальной адаптации к гражданской жизни, профессиональной подготовке, трудоустройстве инвалидов военной службы и сотрудников правоохранительных органов, потерявших трудоспособность при исполнении служебного долга.

Правительством Российской Федерации федеральным органам исполнительной власти поручено обеспечить реализацию и контроль за выполнением разработанных дополнительных мер по оказанию помощи инвалидам военной травмы и участникам боевых действий.

В целях приоритетного решения неотложных актуальных задач реабилитации и социальной поддержки инвалидов и участников боевых действий принято решение разработать и внести изменения и дополнения в мероприятия, предусмотренные Федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов на 2000–2005 годы», а также разработать подпрограмму социальной реабилитации инвалидов военной травмы и участников боевых действий в рамках подготавливаемого проекта федеральной целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2006–2010 годы».

Для повышения оперативности подготовки предложений по указанным вопросам при Минтруде России создана межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

 

По материалам Главного контрольного управления Президента Российской Федерации

2 марта 2004 года, Главное контрольное управление