Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Выступление на совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли

19 марта 2004 года, Москва

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодняшняя коллегия – первая после проведенной масштабной реорганизации Правительства. Надеюсь, что оптимизация исполнительной власти послужит повышению эффективности нашей общей работы. И просил бы оперативно внести все необходимые изменения в правовые акты включая нормативную базу деятельности территориальных подразделений ваших ведомств.

Как только что сказал Председатель Правительства, проводимая нами административная реформа самоцелью не является. Ее следует рассматривать как средство, как способ достижения важнейших задач в экономической и социальной сфере.

Давайте сразу же остановимся на этих самых задачах, в реализации которых ваши ведомства призваны сыграть ведущую роль.

В прошлом году мы получили неплохие экономические результаты. Валовый внутренний продукт страны вырос на 7,2 процента. Инфляция не превысила прогнозных ожиданий. Важнейший показатель – капитализация отечественного фондового рынка – достигла неплохого для России, на данный момент ее развития уровня – 250 миллиардов долларов.

Однако вклад России в мировой ВВП хотя и несколько возрос, но остается пока крайне низким. Темпы роста, а тем более – структура нашей экономики, не могут нас удовлетворить. Очевидно, что сегодня нужны механизмы, способные обеспечить интенсивный, качественный рост и подъем экономики. Механизмы, которые позволят нам достичь решения таких задач, как кардинальное увеличение ВВП, резкое уменьшение масштабов бедности. В конечном счете – добиться повышения благосостояния и качества жизни людей.

На чем в первую очередь, как мне кажется, предстоит сосредоточиться?

Первое. Необходимо не только сохранить, но и упрочить позитивные макроэкономические тенденции. Последовательно снижать инфляцию, поддерживая устойчивый валютный курс и создавая условия для полной конвертируемости рубля. Я хочу сказать вам слова благодарности за ту работу, которая была проделана в предыдущие годы. Вам удалось справиться – вместе с Центробанком – с этой задачей.

Хотел бы здесь обратить ваше внимание на следующее. Адекватная макроэкономическая политика остается важнейшей регулирующей функцией государства. Однако объемы прямого административного вмешательства в экономику, конечно, как мы с вами уже многократно говорили, должны сокращаться. Сегодня, несмотря на все меры по дебюрократизации экономики, такое вмешательство еще чрезмерно. Необходима и оптимизация объема государственной собственности. Во всяком случае, она не должна быть источником благосостояния тех, кто ею управляет от имени государства. Готов еще раз повторить: государство должно управлять только тем имуществом, которое необходимо ему для реализации властных, публичных полномочий для обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

Второе. Очевидно, что только диверсифицированная, разнообразно развитая экономика может быть устойчивой на долгосрочную перспективу. Надо избавляться от отживающих и отживших свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям. Среду, которая позволит России занять достойное место на глобальном рынке.

Далее. Одним из базовых инструментов модернизации должен стать федеральный бюджет. И поэтому за основу его формирования должны браться долгосрочные приоритеты развития страны. Не проблемы развития нужно подгонять под цифры, а цифры считать из задач развития.

Надо вплотную заняться реформированием всей бюджетной сети. Ведь гарантированное выполнение государством своих обязательств возможно лишь при сбалансированной бюджетной системе. Это важно, в том числе для формирования эффективной социальной политики. Политики, которая, конечно же, способна стать действенным фактором экономического роста.

Очевидно, что система льгот, как мы уже неоднократно об этом с вами говорили раньше, из безадресной и размытой должна стать более справедливой. Ведь многие люди годами не видели никаких льгот и никакой поддержки. Эта поддержка должна быть ориентирована на тех, кто действительно нуждается в социальной помощи. И в этой связи надо также подумать о механизме трансформации заявленных когда‑то по политическим мотивам и неисполняемых годами бюджетных мандатов в денежные выплаты. Причем выплаты, адекватные этим льготам по размеру и с социальной точки зрения распределяемые справедливо.

Далее. Мы обязаны довести до конца налоговую реформу. Перехожу к очень важной сфере вашей деятельности: условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере. А налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. И, наконец, крайне важно, чтобы после завершения реформы основные компоненты налоговой системы не пересматривались много-много лет.

Замечу, что налоговая реформа – это один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему мы можем обеспечить повышение уровня оплаты труда, а также исключить «серые схемы» выплат денежного вознаграждения. Очень важно стимулировать дополнительные пенсионные накопления граждан. Причем, выполняя эту задачу, вы должны предложить нам такой вариант ее решения, при котором особое внимание государства и приоритетная помощь с нашей стороны была бы оказана гражданам с низким уровнем дохода, чтобы мы с вами решали одновременно и другую задачу, о которой я только что упомянул, – это борьба с бедностью.

Необходимо заинтересовать квалифицированных специалистов в продолжении работы после достижения пенсионного возраста. В конечном счете люди должны иметь возможность заработать себе пенсию гораздо выше прожиточного минимума. Я напомню: еще совсем недавно, несколько лет назад, работающие пенсионеры вообще не имели права на получение полной пенсии. После начала пенсионной реформы положение изменилось: один год работы после достижения пенсионного возраста давал возможность получать и полную пенсию и небольшую, я бы сказал – символическую, прибавку – пять – семь рублей в месяц. После 2002 года эта прибавка стала более весомой – 45 рублей в месяц. В настоящее время мы в состоянии сделать следующий шаг: довести эту прибавку до 90 – 100 рублей в месяц.

Нам предстоит определиться и со снижением единого социального налога. Но сделать это нужно будет таким способом, чтобы не ослабить, а, наоборот, укрепить доходную базу государственных внебюджетных фондов. И таким образом, безусловно, обеспечить социальные гарантии граждан. Это только на первый взгляд кажется, что снижение ЕСН и укрепление доходной базы госфондов – вещи, исключающие друг друга. Надеюсь, что сидящие здесь эксперты прекрасно понимают, что это возможно, а значит – необходимо сделать. В этом году надо также закончить реформу имущественных налогов.

Отдельное направление – налоги на пользователей природных ресурсов. Сложившаяся система платежей в этой сфере не обеспечивает изъятия справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты. Прошу вас продумать и предложить шаги по совершенствованию этой важнейшей сферы, с тем, однако, чтобы не подорвать возможности развития отраслей энергетики. В течение апреля эти предложения должны быть сформулированы, рассмотрены в Правительстве и направлены в Государственную Думу.

Осмыслив и проанализировав результаты всех этих преобразований, необходимо будет в последующем сделать следующий шаг: навести порядок с другим проблемным налогом – налогом на добавленную стоимость.

И, наконец, серьезным вопросом модернизации налоговой системы является перераспределение налоговых источников между уровнями власти в рамках реформы межбюджетных отношений. У каждого уровня должны быть созданы стимулы для расширения собственной налоговой базы.

В связи со всем, что только что было сказано, я поручаю Председателю Правительства представить целостный, полный, логично связанный между собою пакет по изменениям в налоговую систему. А также в законы, связанные с принятием основополагающих актов по разграничению полномочий.

Кстати, я попросил Председателя Правительства и министров обязательно выступить в Государственной Думе и сделать все эти вопросы предметом широкого обсуждения в научной среде, посоветоваться с общественностью, не откладывая, повторяю, в долгий ящик.

Несколько слов о путях модернизации финансовой и банковско-кредитной сферы. Мы должны повысить доступность кредитных ресурсов и качество финансовых услуг. И не только для экономики, но и для граждан. Это прежде всего ипотека, образовательные и потребительские кредиты. При этом нужна адекватная правовая база – необременительная для участников финансовых рынков, где основные регулирующие нормы переведены в прямые нормы закона. Только вчера мы с Министром финансов говорили об этом. Если вы считаете, и, наверное, справедливо, что все эти регуляторы сегодня не могут быть переведены в прямые нормы закона, то, во всяком случае, основные регуляторы – могут. И нужно это сделать.

Кроме того, необходимо обеспечить прочную защиту прав вкладчиков. Базовый закон о страховании вкладов уже принят, и следует оперативно создать реально работающую систему такого страхования. Я знаю, что специалисты ваших ведомств сейчас работают над этой проблемой. Прошу вас не затягивать.

И, наконец, нужно ясно понимать, что рано или поздно отечественный капитал будет уже всерьез конкурировать с иностранным на нашем собственном российском рынке. Нужно и дальше серьезно ускорять процессы укрепления и роста капитализации отечественной банковской системы.

Уважаемые коллеги!

Я обозначил лишь часть задач, которые предстоит решать вашим обновленным ведомствам.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть главное: стране необходим экономический прорыв, следовательно, нужна обеспечивающая его экономическая повестка. Нужна новая динамика в росте. Однако даже самые амбициозные задачи должны быть основаны на точном расчете и реалистическом прогнозе. На абсолютно выверенных, профессионально спланированных действиях. Состояние экономики, состояние государственных финансов сегодня у нас такое, что все вышеперечисленные преобразования могут и должны быть осуществлены не за счет граждан. Они должны быть осуществлены без какого‑либо ущерба для граждан. Наоборот, люди должны почувствовать положительный эффект от наших с вами действий не в долгосрочной и среднесрочной перспективе, а в ходе реализации намеченных решений.

И только ответственная политика позволит нам добиться серьезных экономических успехов и видимых перемен в благосостоянии граждан России.

Спасибо вам за внимание, я желаю вам успехов.

19 марта 2004 года, Москва