Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совместном заседании коллегий Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли

19 марта 2004 года, Москва

М.Фрадков: Уважаемый Президент Российской Федерации!

Уважаемые коллеги!

Решение о проведении совместной коллегии двух ведущих экономических ведомств продиктовано необходимостью комплексного рассмотрения положения дел по ключевым направлениям социально-экономического развития страны.

Идет работа по оптимизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Существенно повышается ответственность министров по закрепленным за ними сферам деятельности. При этом особую актуальность приобретает задача лучшей координации работы министерств и ведомств.

Хочу еще раз подчеркнуть, что реконструкция системы федеральных органов исполнительной власти не самоцель. Главное – содержательное наполнение реализации курса на экономический рост, борьбу с бедностью, улучшение качества жизни людей. В этом неоспорима роль двух ключевых министерств, которые сегодня проводят совместную коллегию. Правительство в своей повседневной работе будет обеспечивать сопряжение усилий всех органов исполнительной власти в достижении поставленной Президентом Российской Федерации перед нами задачи по улучшению жизни наших людей. В этом плане рассматриваем и сегодняшнюю совместную коллегию.

Выступление Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича.

В.Путин: Уважаемые коллеги, добрый день!

Сегодняшняя коллегия – первая после проведенной масштабной реорганизации Правительства. Надеюсь, что оптимизация исполнительной власти послужит повышению эффективности нашей общей работы. И просил бы оперативно внести все необходимые изменения в правовые акты включая нормативную базу деятельности территориальных подразделений ваших ведомств.

Как только что сказал Председатель Правительства, проводимая нами административная реформа самоцелью не является. Ее следует рассматривать как средство, как способ достижения важнейших задач в экономической и социальной сфере.

Давайте сразу же остановимся на этих самых задачах, в реализации которых ваши ведомства призваны сыграть ведущую роль.

В прошлом году мы получили неплохие экономические результаты. Валовой внутренний продукт страны вырос на 7,2 процента. Инфляция не превысила прогнозных ожиданий. Важнейший показатель – капитализация отечественного фондового рынка – достигла неплохого для России на данный момент ее развития уровня – 250 миллиардов долларов.

Однако вклад России в мировой ВВП хотя и несколько возрос, но остается пока крайне низким. Темпы роста, а тем более структура нашей экономики не могут нас удовлетворить. Очевидно, что сегодня нужны механизмы, способные обеспечить интенсивный, качественный рост и подъем экономики. Механизмы, которые позволят нам достичь решения таких задач, как кардинальное увеличение ВВП, резкое уменьшение масштабов бедности. В конечном счете – добиться повышения благосостояния и качества жизни людей.

На чем в первую очередь, как мне кажется, предстоит сосредоточиться?

Первое. Необходимо не только сохранить, но и упрочить позитивные макроэкономические тенденции. Последовательно снижать инфляцию, поддерживая устойчивый валютный курс и создавая условия для полной конвертируемости рубля. Я хочу сказать вам слова благодарности за ту работу, которая была проделана в предыдущие годы. Вам удалось справиться – вместе с Центробанком – с этой задачей.

Хотел бы здесь обратить ваше внимание на следующее. Адекватная макроэкономическая политика остается важнейшей регулирующей функцией государства. Однако объемы прямого административного вмешательства в экономику, конечно, как мы с вами уже многократно говорили, должны сокращаться. Сегодня, несмотря на все меры по дебюрократизации экономики, такое вмешательство еще чрезмерно. Необходима и оптимизация объема государственной собственности. Во всяком случае, она не должна быть источником благосостояния тех, кто ею управляет от имени государства. Готов еще раз повторить: государство должно управлять только тем имуществом, которое необходимо ему для реализации властных, публичных полномочий для обеспечения безопасности и обороноспособности страны.

Второе. Очевидно, что только диверсифицированная, разнообразно развитая экономика может быть устойчивой на долгосрочную перспективу. Надо избавляться от отживающих и отживших свой век неконкурентных производств и создавать экономическую среду, восприимчивую и к инновациям, и к новым технологиям. Среду, которая позволит России занять достойное место на глобальном рынке.

Далее. Одним из базовых инструментов модернизации должен стать федеральный бюджет. И поэтому за основу его формирования должны браться долгосрочные приоритеты развития страны. Не проблемы развития нужно подгонять под цифры, а цифры считать из задач развития.

Надо вплотную заняться реформированием всей бюджетной сети. Ведь гарантированное выполнение государством своих обязательств возможно лишь при сбалансированной бюджетной системе. Это важно в том числе для формирования эффективной социальной политики. Политики, которая, конечно же, способна стать действенным фактором экономического роста.

Очевидно, что система льгот, как мы уже неоднократно об этом с вами говорили раньше, из безадресной и размытой должна стать более справедливой. Ведь многие люди годами не видели никаких льгот и никакой поддержки. Эта поддержка должна быть ориентирована на тех, кто действительно нуждается в социальной помощи. И в этой связи надо также подумать о механизме трансформации заявленных когда‑то по политическим мотивам и неисполняемых годами бюджетных мандатов в денежные выплаты. Причем выплаты, адекватные этим льготам по размеру и с социальной точки зрения распределяемые справедливо.

Далее. Мы обязаны довести до конца налоговую реформу. Перехожу к очень важной сфере вашей деятельности: условия налогообложения должны быть равными для всех предприятий, работающих в одной сфере. А налоговая система в целом должна быть необременительной для бизнеса. И, наконец, крайне важно, чтобы после завершения реформы основные компоненты налоговой системы не пересматривались много-много лет.

Замечу, что налоговая реформа – это один из инструментов борьбы с бедностью. Именно через адекватную налоговую систему мы можем обеспечить повышение уровня оплаты труда, а также исключить «серые схемы» выплат денежного вознаграждения. Очень важно стимулировать дополнительные пенсионные накопления граждан. Причем, выполняя эту задачу, вы должны предложить нам такой вариант ее решения, при котором особое внимание государства и приоритетная помощь с нашей стороны была бы оказана гражданам с низким уровнем дохода, чтобы мы с вами решали одновременно и другую задачу, о которой я только что упомянул, – это борьба с бедностью.

Необходимо заинтересовать квалифицированных специалистов в продолжении работы после достижения пенсионного возраста. В конечном счете люди должны иметь возможность заработать себе пенсию гораздо выше прожиточного минимума. Я напомню: еще совсем недавно, несколько лет назад, работающие пенсионеры вообще не имели права на получение полной пенсии. После начала пенсионной реформы положение изменилось: один год работы после достижения пенсионного возраста давал возможность получать и полную пенсию и небольшую, я бы сказал – символическую, прибавку – пять–семь рублей в месяц. После 2002 года эта прибавка стала более весомой – 45 рублей в месяц. В настоящее время мы в состоянии сделать следующий шаг: довести эту прибавку до 90–100 рублей в месяц.

Нам предстоит определиться и со снижением единого социального налога. Но сделать это нужно будет таким способом, чтобы не ослабить, а, наоборот, укрепить доходную базу государственных внебюджетных фондов. И таким образом, безусловно, обеспечить социальные гарантии граждан. Это только на первый взгляд кажется, что снижение ЕСН и укрепление доходной базы госфондов – вещи, исключающие друг друга. Надеюсь, что сидящие здесь эксперты прекрасно понимают, что это возможно, а значит – необходимо сделать. В этом году надо также закончить реформу имущественных налогов.

Отдельное направление – налоги на пользователей природных ресурсов. Сложившаяся система платежей в этой сфере не обеспечивает изъятия справедливого и экономически обоснованного объема природной ренты. Прошу вас продумать и предложить шаги по совершенствованию этой важнейшей сферы, с тем, однако, чтобы не подорвать возможности развития отраслей энергетики. В течение апреля эти предложения должны быть сформулированы, рассмотрены в Правительстве и направлены в Государственную Думу.

Осмыслив и проанализировав результаты всех этих преобразований, необходимо будет в последующем сделать следующий шаг: навести порядок с другим проблемным налогом – налогом на добавленную стоимость.

И, наконец, серьезным вопросом модернизации налоговой системы является перераспределение налоговых источников между уровнями власти в рамках реформы межбюджетных отношений. У каждого уровня должны быть созданы стимулы для расширения собственной налоговой базы.

В связи со всем, что только что было сказано, я поручаю Председателю Правительства представить целостный, полный, логично связанный между собою пакет по изменениям в налоговую систему. А также в законы, связанные с принятием основополагающих актов по разграничению полномочий.

Кстати, я попросил Председателя Правительства и министров обязательно выступить в Государственной Думе и сделать все эти вопросы предметом широкого обсуждения в научной среде, посоветоваться с общественностью, не откладывая, повторяю, в долгий ящик.

Несколько слов о путях модернизации финансовой и банковско-кредитной сферы. Мы должны повысить доступность кредитных ресурсов и качество финансовых услуг. И не только для экономики, но и для граждан. Это прежде всего ипотека, образовательные и потребительские кредиты. При этом нужна адекватная правовая база – необременительная для участников финансовых рынков, где основные регулирующие нормы переведены в прямые нормы закона. Только вчера мы с Министром финансов говорили об этом. Если вы считаете, и, наверное, справедливо, что все эти регуляторы сегодня не могут быть переведены в прямые нормы закона, то, во всяком случае, основные регуляторы – могут. И нужно это сделать.

Кроме того, необходимо обеспечить прочную защиту прав вкладчиков. Базовый закон о страховании вкладов уже принят, и следует оперативно создать реально работающую систему такого страхования. Я знаю, что специалисты ваших ведомств сейчас работают над этой проблемой. Прошу вас не затягивать.

И, наконец, нужно ясно понимать, что рано или поздно отечественный капитал будет уже всерьез конкурировать с иностранным на нашем собственном российском рынке. Нужно и дальше серьезно ускорять процессы укрепления и роста капитализации отечественной банковской системы.

Уважаемые коллеги!

Я обозначил лишь часть задач, которые предстоит решать вашим обновленным ведомствам.

Завершая свое выступление, хотел бы подчеркнуть главное: стране необходим экономический прорыв, следовательно, нужна обеспечивающая его экономическая повестка. Нужна новая динамика в росте. Однако даже самые амбициозные задачи должны быть основаны на точном расчете и реалистическом прогнозе. На абсолютно выверенных, профессионально спланированных действиях. Состояние экономики, состояние государственных финансов сегодня у нас такое, что все вышеперечисленные преобразования могут и должны быть осуществлены не за счет граждан. Они должны быть осуществлены без какого‑либо ущерба для граждан. Наоборот, люди должны почувствовать положительный эффект от наших с вами действий не в долгосрочной и среднесрочной перспективе, а в ходе реализации намеченных решений.

И только ответственная политика позволит нам добиться серьезных экономических успехов и видимых перемен в благосостоянии граждан России.

Спасибо вам за внимание, я желаю вам успехов.

М.Фрадков: Спасибо, Владимир Владимирович. Правительству задачи понятны. Они очень непростые, требуют мобилизации усилий всех органов исполнительной власти, так что мы и сегодня на коллегии рассмотрим эти вопросы более подробно, и в практической работе будем этим руководствоваться.

И я хотел бы, пользуясь случаем, еще раз заверить Президента Российской Федерации, что мы приложим максимум усилий, для того чтобы сориентировать свою работу, реформируя одновременно Правительство, на реализацию именно этих задач. Мы ориентируем работу на человека, на рост. Хотим это сделать очень динамично, чтобы действительно реализовать прорыв в этом деле. Такое настроение у нас, Владимир Владимирович, сегодня.

Спасибо большое.

Слово для доклада предоставляется Министру экономического развития и торговли Российской Федерации Грефу Герману Оскаровичу. Пожалуйста.

Г.Греф: Глубокоуважаемый Президент Российской Федерации! Глубокоуважаемый Председатель Правительства России! Уважаемые коллеги!

За последние четыре года успехи российской экономики очевидны и общепризнаны. Валовой внутренний продукт на душу населения, как интегрированный показатель благосостояния, увеличился в 1,32 раза в среднем и на 7,2 процента в 2003 году.

Такие темпы роста, такой тренд, который обозначен за последние четыре года, как раз соответствует решению задач удвоения ВВП за 10 лет. Но еще важнее то, что мы имеем на сегодняшний день опережающую динамику уровня жизни населения. В реальном выражении доходы выросли более чем в полтора раза, а средняя пенсия и средняя заработная плата – почти в два раза.

По средним показателям потребления уже превышен уровень 1990 года. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась почти в полтора раза и достигла самого низкого уровня за всю историю рыночных реформ. Это значит, что экономический рост и курс на рыночные преобразования приносят весомые плоды для большинства россиян и имеют ярко выраженную социальную направленность.

Позитивные социальные последствия экономического роста имеют и региональное измерение. За истекшие годы намного сократилась дифференциация регионов по интегральному показателю качества жизни. Доля регионов, имеющих значения этого показателя близкие к среднероссийским, возросла почти в два раза за счет сокращения доли регионов с низким показателем качества жизни и превысила 60 процентов.

Однако мы даем себе отчет, что эти позитивные результаты впечатляют лишь на фоне глубокого экономического провала 90-х годов. Более того, процессы, которые развертывались в последнее время, далеко не однозначны. Все многообразие экономического развития можно свести к трем главным системообразующим тенденциям, сложившимся в последние годы и отчетливо улавливаемым в 2003 году.

Первое. Это усиление экспортно-сырьевой зависимости экономического роста. Эта тенденция возникла уже на рубеже 2001–2002 годов, когда в экономике ослаб импульс девальвации рубля и исчерпались резервы экстенсивного расширения выпуска продукции за счет незагруженных производственных мощностей и имеющихся на предприятиях избытков рабочей силы.

О смене характера развития свидетельствует и тот факт, что с 2002 года рост ВВП стал более чем в полтора раза отставать от увеличения физического объема сырьевого экспорта, а рост импорта готовых товаров почти в два раза стал обгонять расширение внутреннего потребительского и инвестиционного спроса.

В 2003 году за счет благоприятной конъюнктуры цен, внешнеэкономических цен, и расширения физического объема экспорта прирост ВВП составил 5,2 процента, то есть почти три четверти от общего прироста. Благоприятная конъюнктура и увеличение экспорта – это три четверти общего прироста.

Вторая тенденция. Вторая тенденция характеризуется формированием кластера, или сектора, конкурентоспособных производств, которые успешно противостоят импорту и наращивают свой выпуск. В 2003 году за счет увеличения конкурентоспособности и других внутренних факторов было получено около двух процентных пунктов прироста ВВП. Лидерами здесь, безусловно, являются промышленные производства, ориентированные на потребительский рынок, которые в советской экономике были традиционно самыми слабыми и отсталыми.

В пищевой промышленности за последние пять лет было обновлено около одной трети производственных мощностей с учетом их полной загрузки, то есть практически здесь создана новая отрасль. В 2003 году российским производителям продовольственных товаров удалось не только нарастить производство на 5,1 процента, но и существенно потеснить импорт.

Впечатляющие успехи демонстрируют производители сложной бытовой техники. Укрепление рубля стимулировало развитие сборочных производств на основе импортных комплектующих с использованием лицензий иностранных фирм. В результате производство цветных телевизоров в 2002–2003 году возросло в два раза и превысило уровень середины восьмидесятых годов, производство холодильников увеличилось в 1,3 раза.

По нашим оценкам, быстрый рост издержек производства в долларовом выражении частично компенсируется повышением производительности труда. В результате совокупные показатели конкурентоспособности остаются на приемлемом уровне, хотя отдельные отрасли уже вступают в жесткую конкуренцию на мировых и внутренних рынках. Эти сравнительные цифры видны на этом слайде, очень убедительно демонстрирующем этот тезис.

И, наконец, третья тенденция. Это ухудшение параметров социальной среды, несмотря на рост реальных доходов населения. Прежде всего это выражается в неудовлетворительном качестве и недостаточной доступности большинства значимых социальных услуг. Кроме того, продолжается деградация социальной инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования. Ключ к решению этих проблем – последовательное осуществление преобразований, направленных на повышение эффективности отраслей социальной сферы в сочетании с поддержанием высоких темпов экономического роста, которые должны обеспечить приток в эти отрасли дополнительных ресурсов.

Отсюда возникает объективная задача экономической политики на ближайшие четыре года. Для обеспечения социально приемлемых темпов роста уровень конкурентоспособности российской экономики должен быть резко повышен. Вклад факторов конкурентоспособности в экономический рост должен быть увеличен с 2 процентных пунктов прироста ВВП до 4–6 процентных пунктов.

Как показывает анализ, из‑за вероятного ухудшения мировых рынков сырья вклад внешних факторов в ежегодный прирост ВВП может существенно уменьшиться. Если в 2003 году он составил 5,2 процентных пункта, то в перспективе этот фактор может снизиться в лучшем случае до одного процентного пункта, а в худшем – может стать отрицательным.

Для того чтобы преодолеть возможное в этих случаях ухудшение в социальной сфере, необходимо продолжение реформ. Но их эффект существенно зависит от того, какой будет экономический рост, какие ресурсы можно будет направить в социальную сферу. Расчеты показывают: для того чтобы выйти на устойчивое повышение благосостояния людей и преодолеть негативные социальные процессы, рост должен быть как минимум пять процентных пунктов в год.

Это означает, что политика стимулирования экономического роста становится тождественной политике повышения конкурентоспособности российских компаний и экономики в целом. Решение этой ключевой задачи будет происходить в качественно новых условиях, существенно отличающихся от условий предыдущего четырехлетия. В чем эти отличия?

Во‑первых, как я уже говорил, ожидается определенное ухудшение внешнеэкономических условий. Это связано прежде всего с вероятным снижением цен на нефть и уменьшением возможности наращивания сырьевого экспорта. Если в 2003 году прирост экспорта российской нефти составил 35 миллионов тонн, то в 2004 году ожидаемый прирост составит 13–15 миллионов тонн, а в последующие годы на уровне до 10 миллионов тонн ежегодно. При этом весьма вероятно, что цены на нефть уменьшатся с сегодняшних экстремально высоких цен – 27–28 долларов за баррель – до 23–24 долларов, а возможно, и ниже. Тем не менее продолжится укрепление рубля, что, в свою очередь, будет стимулировать рост импорта, опережающий рост ВВП. Это неизбежно скажется на темпах экономического роста. Если не принять дополнительных усилий, эти темпы могут упасть до 3–4 процентов в год, что, как уже было сказано, значительно ниже социально приемлемого уровня.

Во‑вторых, в новую фазу развития входят инфраструктурные монополии. Для того чтобы обеспечить устойчивость и функционирование, привести в соответствие с потребностями бизнеса и реализовать имеющийся в российской экономике транзитный потенциал, инвестиции в инфраструктуру должны быть увеличены примерно в среднем в 1,5 раза. Если мы опоздаем с реформированием этих отраслей, то вся нагрузка, связанная с расширением их инвестиционных потребностей, ляжет на потребителей, прежде всего вследствие ускорения роста цен на их услуги. Это снизит конкурентоспособность этих отраслей и в конечном счете негативно скажется на общей экономической динамике. Недостаточность ресурсов большинства естественных монополий экономика ощущает уже сегодня. Это делает неотложным реформирование инфраструктурных монополий, ориентированное на снижение их внутренних издержек и повышение качества услуг.

В‑третьих, будут открываться рынки и ускорится вовлечение России в процессы глобализации. Это объективная тенденция, следует минимизировать ее издержки и, наоборот, воспользоваться теми преимуществами, которые она предоставляет. С одной стороны, возникают угрозы, связанные с изменением условий конкуренции на российских рынках. Ожидается, что в 4–7 годах существенные сдвиги произойдут в сферах обращения и потребления. Речь идет о быстром развитии современных сетевых форм торговли, распространении потребительского кредитования, освоения новых стандартов потребления.

Изменятся и условия конкуренции. Ценовые ее формы уступят место организационно-технологическим. Это новая реальность, пока еще не привычная для российских производителей.

Но, с другой стороны, появятся и новые возможности. Прямые иностранные инвестиции в российскую экономику могут увеличиться за четыре года в полтора–два раза. Появляются обнадеживающие перспективы в связи с выходом новых российских компаний на мировые товарные и финансовые рынки, причем этот процесс затрагивает уже не только крупнейшие корпорации, но и компании второго эшелона. Сейчас наметилась тенденция кооперации российских и иностранных фирм.

В предшествующий период речь шла в первую очередь об укреплении институционально-нормативно-правовой базы экономики и достижении макроэкономической стабильности. Теперь акцент смещается на обеспечение эффекта, выраженного в высоких темпах экономического роста и повышения конкурентоспособности.

Другая сторона этой стратегии – эффективная интеграция России в мировую экономику на основе реализации глобальных конкурентных преимуществ отечественной экономики. И важную роль здесь должно сыграть вступление в ВТО на условиях, приемлемых для России. При этом увеличивается социальная направленность экономического развития. Человеческий фактор, рост социальной активности становятся главным условием экономического роста.

Следует выделить восемь основных узловых элементов стратегии, обеспечивающих выполнение обозначенных выше требований. В чем они состоят?

Первый элемент – это сокращение уровня бедности, свойственного развитым странам. То есть до 10–12 процентов населения против 20,5 процентов в 2003 году. Особо важно преодолеть застойные формы бедности, охватившие ряд регионов. Безусловно, решить эту задачу можно только при сохранении высоких темпов роста реальных доходов населения не ниже семи–восьми процентных пунктов в год. Но этого недостаточно. Главное здесь, как уже сказал Президент в постановке задачи – это сочетание адресной социальной поддержки для тех, кто не в состоянии самостоятельно преодолеть трудную жизненную ситуацию, с дальнейшим наращиванием социального потенциала рыночной экономики, создание условий для повышения качества человеческого капитала.

Именно на это нацелена трансформация безадресных льгот, социальные выплаты, которые в большей мере нацелены на поддержку нуждающихся граждан. Этой задаче служит и реформирование социальной инфраструктуры, которая предполагает повышение качества услуг и снижение издержек при обеспечении доступности качественных ресурсов человеческого развития для массовых социальных групп. Оно включает в себя пакет законов по ипотечному кредитованию жилищного строительства, который должен обеспечить доступность жилья для массовых социальных слоев, в том числе военнослужащих. Вывести тем самым территориальную мобильность населения на совершенно новый уровень. У нас традиционно люди были привязаны к жилью. Потерять место работы – социальная трагедия. Решив эту задачу, мы, повысив мобильность рабочей силы, сможем в значительной мере решить эту проблему.

На это направлены и меры по активному развитию обязательного и добровольного социального страхования, основанные на использовании возможностей развивающегося финансового сектора. Этой цели служит внедряемая система страхования банковских вкладов населения, позволяющая гражданам с наименьшими рисками формировать свои сбережения.

Наконец, этим же задачам подчинено и развитие при содействии государства массового образовательного кредита.

Второй элемент стратегии – это резкое усиление развития малого бизнеса, прежде всего в сферах инноваций и услуг для населения.

Третий элемент стратегии – это создание условий, при который российские компании могли бы наращивать конкурентоспособность и успешно конкурировать с иностранными компаниями на открытых рынках.

Прежде всего это создание эффективной инфраструктуры, доступа российских компаний к ресурсам развития.

Особую здесь роль играет комплекс мер по совершенствованию банковской системы и финансовых рынков, фондового рынка, инвестиционных институтов, рынка страховых услуг.

Необходимо обеспечить реализацию нового законодательства в валютном регулировании и контроле, подразумевающего снятие большинства ограничений на совершение капитальных операций, создание условий для повышения конкурентоспособности банковского сектора на основе снижения издержек осуществления банковской деятельности, что также снизит стоимость привлечения капитала и расширит инвестиционные возможности российских компаний, а также реализовать реформу регулирования финансовых рынков. Цель таких преобразований – повышение доступности средне– и долгосрочных финансовых ресурсов для реального сектора экономики.

Большая работа предстоит в сфере развития инфраструктуры рынка недвижимости. Надо сказать, что мы здесь отстали. В том числе необходимо создание единого государственного кадастра объектов недвижимости, совершенствование порядка землеустройства, упрощение предоставления прав на застройку и техническая инвентаризация объектов недвижимости.

Далее опорной точкой конкурентоспособности является снижение, а главное, рационализация налоговой нагрузки. Подробнее об этом расскажет в своем докладе Министр финансов.

Следующая опорная точка повышения конкурентоспособности – это антимонопольная политика. Необходимо обеспечить такой режим концентрации капитала и прозрачности компаний, чтобы российские корпорации могли успешно привлекать долгосрочные кредиты и соревноваться на рынках с крупными иностранными компаниями.

Еще одна опорная точка – это техническое регулирование. В ближайшие годы необходимо создать систему технических регламентов и других механизмов, обеспечивающих полномасштабную реализацию закона о техническом регулировании. Это, с одной стороны, облегчит выход российских производителей на иностранные рынки, с другой стороны, даст государству новые, менее обременительные для бизнеса инструменты регулирования.

И, наконец, важнейшая роль в повышении конкурентоспособности принадлежит институтам поддержки экспорта.

По мере завершения переговорного процесса по вступлению в ВТО и реализации концепции общеевропейского экономического пространства роль горизонтального тарифного регулирования по всему спектру импортируемых и части экспортируемых товаров будет снижаться. На первый план выйдут меры по выборочной защите внутреннего рынка, в том числе на основе проведения антидемпинговых расследований. Нашим приоритетом в ближайшее время станет модернизация таможенного администрирования, направленная на создание благоприятных условий для участников внешней экономической деятельности за счет улучшения качества предоставляемых услуг, в первую очередь на основе полной прозрачности проведения таможенного оформления и контроля в строжайшем соответствии с требованиями закона.

При этом необходимо обеспечить единое пространство, единое информационное пространство, в рамках фискальных и статистических органов, а также Банка России. На сегодняшний день мы имеем самостоятельные, не доступные для разных органов, в первую очередь фискальных органов, информационные системы.

Четвертый элемент стратегии. Поддержка российской экономики в сфере высоких технологий и обеспечение ее специализацией на глобальных рынках высокотехнологичной продукции. Важнейшее значение для повышения конкурентоспособности играет доступ компаний к инновационным ресурсам. Даже при сегодняшних затратах на НИОКР Россия могла бы иметь на рынке высокотехнологичной продукции не менее двух процентов против сегодняшних полпроцента, а на рынке технологий – не менее 0,7–0,8 процента против 0,1 процента. То есть увеличение необходимо в разы, в некоторых случаях в 7–8 раз.

Для реализации этой задачи необходимо создание национальной инновационной системы, которая включает сеть инновационных центров, центров передачи технологий, венчурных фондов.

Следует также задействовать программно-целевые методы. Но эффективно они будут работать лишь в условиях развития рынка объектов интеллектуальной собственности, который сегодня находится на самой ранней стадии становления.

Пятый элемент стратегии – это повышение эффективности функционирования и создание новой инфраструктуры. В 2000–2003 годах были созданы нормативно-правовые основы для реформирования инфраструктурных монополий и сделаны практические шаги в этом направлении.

Теперь предстоит сосредоточиться на реализации конкретных мер, которые включают: повышение прозрачности субъектов инфраструктурных монополий; создание конкурентных рынков там, где это рационально; организационно-технологическая модернизация монопольной части инфраструктуры; ликвидация инфраструктурных ограничений роста экономики, в том числе в сфере трубопроводного транспорта; выбор оптимальной модели регулирования тарифов естественных монополий.

Шестой элемент стратегии – это повышение эффективности государственного управления в рамках административной реформы. Главное направление – это передача части функций государства бизнес-сообществу в лице саморегулируемых организаций и резкое повышение эффективности реализации функций, остающихся у государства.

Необходимо сокращение избыточной части государственного сектора, а именно: продажа тех активов, которые прямо не служат выполнению государственных функций. Для этого требуется в том числе отмена необоснованных ограничений на приватизацию отдельных видов государственного муниципального имущества. Мы намерены определить основные принципы, механизмы и критерии эффективности управления федеральным имуществом, модернизировать правовое регулирование и системы управления имуществом и государственным материальным резервом. Эту сферу нужно сделать прозрачной и открытой для всего общества.

Седьмой элемент стратегии – это разделение полномочий между уровнями государственной власти. Значительным итогом в прошедшем году можно считать создание правовых рамок для дальнейших преобразований. Главной целью уже принятых в этой сфере федеральных законов является четкое разграничение в рамках Конституции полномочий между федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления таким образом, чтобы решение публичной властью стоящих перед ней задач осуществлялось на том уровне власти, который способен это делать наиболее рационально прежде всего с точки зрения доступности гражданами социальных услуг.

Принципиальным в этих законах является четкое определение ответственности каждого уровня власти и конкретных органов за осуществление полномочий, прежде всего связанных с реализацией прав граждан. При этом исключается ситуация, когда право есть, а кто несет обязанность по обеспечению реализации этого права – неясно. Поэтому законами определены не только сами полномочия, но и обязанности по их финансовому и иному ресурсному наполнению, а также ответственность за их ненадлежащее осуществление или за неосуществление вовсе.

Законы подкрепляют конституционные права граждан механизмом реализации и ответственности конкретного органа публичной власти. Принципиальным положением обоих законов является выделение в собственную компетенцию каждого уровня власти формулы, условия и возможности принятия решений.

Право принятия, возможность обеспеченности ресурсами, обязанность реализации и ответственность за невыполнение. Отсутствие любого из этих условий на каждом уровне власти неминуемо влечет за собой несбалансированность в деятельности механизма власти, последствия которой в полной мере ложатся на граждан и страну в целом. Сведение в одном лице субъектов принятия решения, несущих за него ответственность, является системным механизмом эффективной деятельности любого органа власти.

Необходимо также приведение в соответствие с базовыми законами по разграничению полномочий всего федерального законодательства включая принятие изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы.

В общей сложности необходимо внести изменения более чем в 140 федеральных законов. Требуют полной переработки и принятия в новых редакциях еще более десятка законов. Это и обеспечит отмену существующих нефинансируемых мандатов и перевод натуральных льгот в денежную форму, о чем также будет доложено Министром финансов.

Наконец, восьмым элементом стратегии является использование естественных преимуществ нашей страны, ее природных ресурсов как резервного источника экономического роста. Это относится не только к углеводородному сырью, но и к твердым полезным ископаемым, а также в наибольшей степени к лесным и биологическим ресурсам.

Таким образом, учитывая сложившуюся на сегодняшний день политическую ситуацию и экономические предпосылки, у нас есть уникальное окно возможностей для реализации тех задач, которые сформулировал перед нами Президент.

Мы четко понимаем эти задачи, в связи с этим на нас ложится и дополнительная ответственность, в том числе за системное проведение реформ и при этом сохранение социальной стабильности общества.

И мы, коллектив Министерства экономического развития, постараемся сделать все для того, чтобы реализовать эти задачи.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Герман Оскарович, во‑первых, мы все время говорим о том, что минимум необходим рост экономики на 7 процентов, а не на 5. То, что Вы как бы планку для себя занижаете, я понимаю. Но все‑таки нужно ставить перед собой, как мы когда‑то сформулировали, амбициозные задачи, тогда будем подтягиваться, и тогда уж наверняка выполним более скромные. Это во‑первых.

Во‑вторых, что касается роста цен на нефть и возможного их снижения. Конечно, это возможно, это всегда возможно. А специалисты знают, что это и просчитать нельзя. Будет снижение, не будет – мы должны это просто иметь в виду. Но сегодня мы имеем повышение цен. Там уже «Urals» за тридцать долларов зашкаливает. Я уж не говорю о других марках.

Поэтому, во‑первых, Правительство должно реагировать на это оперативно. Я говорил об этом. Думаю, что решения должны быстро приниматься. Первое.

Второе. По поводу положительных эффектов от глобализации. Сама по себе глобализация никаких, почти никаких положительных эффектов нам не даст, потому что развитые экономики ведут себя, как вы хорошо знаете, очень эгоистично, и многие из них сами находятся в тяжелом состоянии и, как это ни печально, смотрят, где бы, за чей счет решить эти проблемы свои. Поэтому само по себе в руки ничего не свалится.

И, наконец, вопрос. Вы совершенно верно сформулировали задачу сокращения количества людей, которые у нас живут если не за чертой бедности, то с очень низкими доходами. Их сейчас 31 миллион, был 41, сокращение значительное. Вы ставите задачу – сократить до 10–12 процентов.

Г.Греф: Владимир Владимирович, если позволите по порядку.

Пять процентов – это, безусловно, не те цифры, которые мы ставим перед собой, это, по нашим расчетам, минимальные цифры экономического роста, которые позволят не ухудшить и наращивать инвестиции в социальную сферу и продолжать повышать благосостояние граждан. Это, безусловно, планка-минимум.

В.Путин: Вот Александр Дмитриевич сидит, улыбается. Когда он был в Думе, он от Правительства требовал реальных цифр. Посмотрим, как он сейчас сформулирует, будучи заместителем Председателя Правительства. С этим понятно, дальше.

Г.Греф: Что касается цен на нефть, это, безусловно, неопределяемый фактор, но мы должны для себя иметь в виду, что мы не должны опоздать с реформами, с тем чтобы не получить при снижении цен на нефть падение темпов роста за счет сложившейся конкурентоспособной части экономики.

Что касается цифр по проблеме бедности, то именно 10–12 процентов – это цифра, которая принята в развитых странах, тот порог, выше которого подниматься нельзя.

В.Путин: Герман Оскарович, к какому году?

Г.Греф: Конечно, желательно этих цифр достичь за четырехлетие.

В.Путин: Хороший начальник. Герман Оскарович, это не «желательно», это нужно сделать, и мы с Вами же говорили на этот счет. Вы мне сами докладывали цифры, докладывали просчеты ваших специалистов, расчеты специалистов, есть конкретный план, который Вами же и подготовлен. Не стесняйтесь, прямо так и скажите: за три года эта цифра будет достигнута.

Г.Греф: Владимир Владимирович, мы приложим к этому все усилия.

В.Путин: Спасибо.

М.Фрадков: Спасибо, Герман Оскарович.

Слово для доклада предоставляется Министру финансов Кудрину Алексею Леонидовичу. Пожалуйста.

А.Кудрин: Уважаемый Президент! Уважаемый Председатель Правительства! Уважаемые коллеги!

Нам приятно сегодня, через три года, снова в этом зале встретиться, и те задачи, которые три года назад были поставлены в этом зале, можно сказать, выполнены. Мы сегодня готовы услышать новые, мы их услышали, надеюсь, что мы их также сумеем выполнить.

Первое. Снижение налогового бремени, налоговая реформа, то, что стояло как наш приоритет. Снижение налога на прибыль – до 24 процентов, НДС – до 18, единого социального налога – до 35,6, плоская шкала подоходного налога, отмена оборотных налогов. Сегодня это уже за плечами.

Могу сказать (следующий слайд), что мы на доходах расширенного Правительства – это когда включаются доходы субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов – имели в период снижения этих налогов даже повышение доходов в 2002 году до 37,6 процента ВВП. Сегодня дальнейшее снижение налогов означает общее снижение доходов бюджетов. И мы должны все наши задачи и расходы, в том числе задачи социального характера, укладывать в этот уровень. Могу сказать, что нам удается, снижая доходы бюджетов всех уровней в отношении к ВВП, сохранять расходы бюджетов в реальном выражении.

Следующий слайд показывает, что если брать только налоговые доходы и очистить их от цен на нефть, взять расчетную цену на нефть 18,5 доллара за баррель на «Urals», то наши доходы сегодня в виде налогов составили бы существенно не меньшую величину.

За последние годы, снижая прибыль, НДС, ЕСН и увеличивая сбор ресурсных платежей, мы должны отметить, что реально наша планка, на которую мы можем рассчитывать в любых условиях, при низких ценах на нефть, существенно ниже, чем та, которую мы сегодня реально собираем.

Поэтому наши расходы должны ориентироваться на те возможности доходной базы, которые не зависят от внешнеэкономической конъюнктуры. Мы в последние годы и в 2003–2004 году планируем доходы бюджета, исходя из цены на нефть на «Urals» 20 долларов за баррель. Все доходы выше должны поступать в стабилизационный фонд. Создав законодательно оформленный стабилизационный фонд, мы тем самым сегодня можем смело сказать: мы живем по средствам, доходы от внешнеэкономической конъюнктуры будем использовать как резерв и как наш стратегический резерв для решения других задач, в том числе долговой или других социальных задач.

Следующий слайд показывает, что в отличие от 90-х годов мы уверенно живем в условиях…

В.Путин: Алексей Леонидович! Долговая – это не социальная задача.

А.Кудрин: Я сказал: «И долговых, и социальных».

Я бы здесь тогда отметил, что те долги, которые накопила страна в предыдущие годы в условиях трудных своих лет, которые пошли на поддержание расходов бюджета и социальные выплаты, сегодня также это наша забота, это фактически возвращение долгов за поддержание уровня социальной жизни, социального уровня в предыдущие годы.

Следующий слайд говорит о том, что накопленный финансовый резерв в последний год послужил основой, и перечисление в стабилизационный фонд в начале года составило 106 миллиардов рублей. Остальные средства по закону являются средствами, обеспечивающими кассовое исполнение бюджета в размере месячного расхода бюджета Российской Федерации.

Следующий слайд показывает, что расходы расширенного Правительства за эти годы в отношении к ВВП, соответственно, как и доходы, теперь снижаются.

Следующий слайд показывает, что федеральные расходы также снижаются в отношении к ВВП.

И следующий показывает, а сколько мы сегодня имеем в реальном выражении расходов в отношении 97-го года, когда мы жили, скажем так, в благоприятный год, если взять их за 100 процентов, то в 98-м году в реальном выражении все расходы всех бюджетов упали на 50 процентов. В 2002 году мы превысили уровень 97-го года в реальном выражении, и сегодня, 2003–2004 годы, все приросты наших возможностей, связанные с ростом экономики, собираемостью налогов, улучшением финансового положения предприятий, тем самым увеличением налогов, направляем на снижение налоговой нагрузки. Думаю, что для нас сейчас это приоритет.

Следующий слайд показывает, что в субъектах Российской Федерации их бюджеты и в 2002, и в 2003 году в реальном выражении в расходах прирастали, хочу оговориться, конечно же, в большей степени в регионах-донорах.

В наших расходах всех уровней на первом месте остается образование. Самые большие средства из бюджетов всех уровней из собранных доходов мы направляем на образование. Вторая функция – национальная оборона, безопасность, правоохранительная деятельность, социальная политика. Это реальные приоритеты государства за счет бюджетов всех уровней, которые, я уверен, и должно нести государство.

Следующий слайд показывает, что бюджетная обеспеченность всех субъектов Российской Федерации очень различна. Самое низшее, зеленое в данном случае поле показывает, что доходы на душу населения от Тывы и Дагестана до Москвы и Татарстана, конечно, серьезно различаются в расчете на душу населения. И тем самым и расходы. Вот красное поле этой картинки показывает, что наш фонд финансовой поддержки старается выравнять эти возможности, не уменьшая, а следуя за эффективностью, конечно, доходов, не снижая всех стимулов к наращиванию доходов.

Вот желтое поле диаграммы показывает, что все‑таки тем регионам, где мы недобираем даже в этих условиях в расчете на душу населения расходов и обеспечения социальных гарантий, мы должны помогать. Таких регионов еще достаточно.

Но за эти же годы (следующий слайд) мы обеспечили оздоровление региональных финансов, и кредиторская задолженность к расходам бюджетов всех уровней сегодня заметно с каждым годом снижается и составляет около пяти процентов к расходам бюджета.

Следующий слайд показывает, что у нас в десяти субъектах Российской Федерации собирается 52 процента всех доходов страны, в десяти регионах, в остальных 79 – остальная половина. Таким образом, централизация доходов и выравнивание бюджетной обеспеченности по основным социальным гарантиям в нашей стране является объективной необходимостью, объективной задачей федеральных властей.

За эти годы улучшился рынок. Следующий слайд показывает, что ставки кредитов на рынке существенно снижались. Должен сказать, что бюджет, бюджетная политика, снижение рисков бюджета и рисков по долгам Российской Федерации позволяет снижать риски заимствования на рынках, снижение инфляции, которое является также одной из производных всей нашей бюджетной налоговой политики, снижается. И поэтому мы считаем, что в ближайшие годы создастся возможность для дальнейшего снижения процентных ставок по кредитам.

Следующий слайд показывает, что, увеличивая объем торгуемого рынка государственных ценных бумаг существенно, мы снижаем доходность по ним, которая с каждым годом существенно и заметно снижается.

Следующий слайд показывает, что общий объем государственного долга за эти годы с учетом в том числе возможностей, которые нам были предоставлены высокими ценами на нефть, обеспечил снижение государственного долга Российской Федерации до 31,5 процента.

Вместе с тем мы можем сказать, что объем процентных платежей в бюджете Российской Федерации все‑таки сохраняется на уровне самых высоких в мире. Притом что наш долг в отношении к ВВП сегодня ниже среднего по миру, ниже ведущих стран, объем процентных платежей на этот долг еще высок, потому что наш долг более дорогой.

Это к вопросу о том, можем ли мы расширить заимствование для бюджета. Это означает, что будем больше платить процентов, притом что наши заимствования еще пока дорогие. Мы ждем и надеемся, что принимаемые меры снизят риски в отношении Российской Федерации, снизятся, соответственно, проценты по нашим долгам, и мы тем самым снизим расходы на эти цели.

Среди главных задач, которые мы ставим перед собой на перспективу, это, конечно, дальнейшее снижение налоговой нагрузки, завершение в ближайшие два года основных целей налоговой реформы. Это прежде всего снижение эффективной ставки единого социального налога на пять процентов; снижение ставки налога на добавленную стоимость (мы ожидаем это осуществить в 2006 году); совершенствование налогообложения природных ресурсов в соответствии с теми поручениями, которые нам даны; совершенствование налогообложения в условиях трансфертного ценообразования – проблема, которую решают все страны мира сейчас; завершение реформы имущественных налогов.

Если говорить о едином социальном налоге, то сегодня ставка 35,6 процента в интервале до 100 тысяч рублей заработных плат в год охватывает примерно 80 процентов всех заработных плат в стране. Безусловно, это ложится бременем на предприятия, и если учесть, что еще 13 процентов каждый гражданин платит со своей заработной платы подоходный налог, почти 50 процентов с фондов заработной платы уходит в налоги. Это сегодня дестимулирует легализацию заработных плат, является серьезным бременем для предприятий, снижает прирост объема потребления, который является также важным фактором поддержания экономического роста.

В этой связи мы ставим задачу снижения единого социального налога и сегодня представляем на обсуждение новую шкалу единого социального налога, где главный интервал будет по величине – 26 процентов, следующий – 10, количество интервалов тоже снижается. Много это или мало? Нам говорят, что хотелось бы больше. Общий объем доходов, которые останутся у предприятий на свои цели, и будет направлен на цели повышения заработных плат, модернизацию экономики – 280 миллиардов рублей в 2005 году.

Я утверждаю, что за все предыдущие годы снижения налогов такого шага по снижению налогов мы еще не предпринимали. Это почти 10 миллиардов долларов, от которых откажется бюджетная система страны, и они будут направлены, и прежде всего теми предприятиями, кто заработал эти доходы, кто умеет эффективно работать, на свою модернизацию, на свои инвестиции.

Но у нас также стоит задача и сохранить стабильность доходов государственных внебюджетных фондов, обеспечить достойный уровень пенсий, обязательного медицинского страхования, социального страхования, которые зависят от доходов единого социального налога.

Следующий слайд показывает, что сегодня пенсионное обеспечение для гражданина, выходящего на пенсию, при средней пенсии в стране и при средней заработной плате обеспечивается только на уровне 30 процентов от своей заработной платы. Могу сказать, что это меньше, чем нормы, признанные в мире. Мы считаем, что 40 процентов – это минимальная величина такого соотношения средней пенсии и средней заработной платы. А наша задача – обеспечить более высокий уровень пенсий при выходе пенсионера на заслуженный отдых.

В этой связи, решая задачу снижения ЕСН, мы также должны решать и задачу обеспечения пенсионного социального страхования и медицинского социального страхования.

Вот как снизятся платежи в Пенсионный фонд – с общей ставки внутри ЕСН 28 процентов до 20 процентов. Причем в части страховой пенсии, страховых начислений – 14 процентов – мы их сохраняем, в части платежей в бюджет на выплату базовой пенсии мы существенно уменьшаем эту ставку, беря на бюджет всю нагрузку, основную нагрузку по проведению данной реформы.

Вместе с тем мы должны обеспечить и, соответственно, сбалансированность следующих фондов: фонда обязательного медицинского страхования, ставка снижается с 30,6 до 2,8 процента. Кроме того, внутри этой ставки мы, безусловно, проведем некое увеличение централизации – с 0,2 процента до 1 процента – для выравнивания медицинских гарантий или обеспечения медицинских гарантий на разных территориях.

Но вместе с тем мы при внесении в Думу закона об обязательном медицинском страховании предусмотрели софинансирование бюджетов на цели выравнивания и на цели стимулирования территорий по страхованию своих граждан. И тем самым федеральный бюджет подставит плечо и около 15–16 миллиардов рублей в год будет выделять в систему обязательного медицинского страхования на принципах софинансирования и стимулирования соответствующих платежей на своих граждан субъектов Российской Федерации.

В фонде социального страхования ставка с 4 процентов снижается до 3,2 процента. Вместе с этим мы считаем: нужно провести некую реформу и обязательств по выплате пособий по нетрудоспособности. Сегодня больничные листы оплачиваются за счет фондов социального страхования, это делается на предприятиях. Часть этих средств идет на нестраховые платежи, связанные с обеспечением санаторно-курортным и другим.

В данном случае должны быть введены более строгие принципы именно страхования, обеспечения граждан по нетрудоспособности, и мы считаем возможным ввести (это мы предлагаем, готовы вынести на Правительство для обсуждения), чтобы первые три дня выплаты по больничным осуществлялись предприятиями за счет высвобожденных ресурсов по снижению ЕСН. Но мы уверены, что при установлении порядка в этом деле количество такого рода платежей существенно будет снижено, рационализовано, и их получат как раз те люди, которые как раз в этом нуждаются.

При снижении единого социального налога нам нужно определиться и по накопительной части пенсий, которые осуществляются в рамках страховой части, в рамках 14 процентов, уплачиваемых в Пенсионный фонд. В действующей системе в настоящее время разные возраста, по‑разному как бы работодатели за своих работников по разным возрастам, уплачивают разную процентную ставку в накопительную часть, на специальные счета, которые теперь, с этого года, будут находиться и находятся в управлении граждан.

На счетах граждан, родившихся до 52-го года, сегодня ничего не накапливается. Мы рассчитываем, что они будут обеспечиваться за счет распределительной системы пенсий, средние возраста – 2 процента и молодые граждане – 4 процента. Накопительная часть пенсий есть серьезный инструмент улучшения пенсионного обеспечения тех граждан, которые выйдут, соответственно, на пенсию через 30–40 лет. В тот момент демографическая ситуация страны, соотношение работающих и неработающих будет менее благоприятным, чем сегодня, и все платежи работающих граждан в этот момент не смогут обеспечить в полном объеме тех высоких пенсий, которые бы нам хотелось, чтобы были в тот момент. Поэтому накопительная часть пенсий, по нашим оценкам, должна давать до 20 процентов ставки пенсии в сравнении с заработной платой, то есть, как мы ее называем, ставки, или коэффициенты, замещения, должны давать до 20 процентов.

В наших новых предложениях мы посчитали необходимым для средних возрастов пенсионеров предложить не уплачивать накопительную часть…

В.Путин: Будущим пенсионерам.

А.Кудрин: Будущим пенсионерам. Те, кто сегодня является активно работающим, находится в активном возрасте, они будут обеспечиваться также за счет распределительной части пенсий, а вот молодым возрастам простимулировать более высокий уровень накопления в 2008 году. Тогда мы сможем выйти на те параметры пенсионного обеспечения, которые мы себе ставим как необходимую задачу. Но и этого, на наш взгляд, будет недостаточно.

Мы обсуждали, нужно ли ввести дополнительные платежи населения. И считаем, что каждый гражданин должен в какой‑то степени и самостоятельно заботиться о своей будущей пенсии, повысить возможности пенсионного обеспечения. Мы думаем, что мы могли бы предложить добровольное начисление или выплату четырех процентов в накопительную часть пенсий, но при стимулировании государства, при софинансировании государства еще на два процента. То есть наши два процента, мы готовы потянуть за собой еще четыре процента. Для тех граждан, кто выберет добровольно этот сценарий, соответственно, повысится пенсионное обеспечение при выходе на пенсию. Вот эти вторые два процента мы будем прибавлять к страховой части при выходе на пенсию каждого гражданина. Но и это может быть еще недостаточным.

Мы предлагаем еще один выбор, еще одну опцию гражданину. Если гражданин выберет вариант более позднего выхода на пенсию, то то, что бы он получил, выходя на пенсию с 60 лет, он сможет капитализировать свою будущую пенсию, накопить ее и, выходя в 65 лет, получить увеличение на 65–70 процентов по сравнению с той пенсией, которую бы он имел через страховую часть пенсии, которая тем самым увеличивается при выходе, через накопительную часть, которая увеличивается, и через добровольную часть, которая также увеличивается при выходе.

Вместе с тем каждый гражданин может остаться на той пенсии, которую он зарабатывает сейчас, выйти на пенсию в обычный возраст, но тем самым он, может быть, не выйдет на те важные параметры, более высокие, на которые бы он мог рассчитывать.

Сегодня, как я сказал, ставка замещения, или та ставка средней пенсии к средней заработной плате, 30 процентов, а мы ставим себе задачу обеспечить ему выбор и возможности довести ее до 50 и выше процентов. И следующий слайд показывает, что мы можем этими мерами выйти на 57 процентов от средней заработной платы для соответствующих пенсий за счет страховой части, накопительной части, добровольного начисления и тех дополнительных прав пенсионеров, простимулированных государством.

Таким образом, мы можем выйти на необходимый уровень пенсионного обеспечения для тех граждан, которые готовы сегодня позаботиться об этом, поучаствовать в этих новых возможностях, и тем самым снижение единого социального налога сегодня и уменьшение доходов государственных внебюджетных фондов не приведет к снижению пенсионного обеспечения, а с учетом новых предложений и более рационального использования ресурсов даст возможность улучшить пенсионное обеспечение.

Есть еще один вопрос, который я бы хотел сегодня, в рамках дискуссии по единому социальному налогу, решить. Сегодня именно граждане пожилого возраста, требующие дополнительной социальной защиты, обеспечиваются массой всевозможных дополнительных услуг, которые неравномерно распределяются по территориям. Это всевозможные льготы. Я сейчас не буду говорить о льготах на жилищно-коммунальное хозяйство, по ним и действует соответствующий закон, и есть соответствующие выплаты, которые осуществляют субъекты Российской Федерации. К тем так называемым федеральным мандатам, или федеральным нормам, введенным как обеспечение и дополнительные льготные возможности гражданам в виде абонентской платы за телефон, вневедомственной охраны, санаторно-курортного обеспечения, проезда на городском транспорте, проезда на пригородном транспорте, все эти льготы – мы посчитали, сколько же они стоят для субъектов Российской Федерации и как их получают граждане. Общий объем таких льгот, которые выплачиваются, за исключением льгот по жилищно-коммунальному хозяйству, 164 миллиарда.

Но в одних субъектах они выплачиваются, а в других субъектах, где нет таких возможностей, они выплачиваются частично. Люди в городах, пользуясь этими услугами, используют тем самым и все возможности льгот и высокую цену этих льгот. В сельской местности – ни пригородного железнодорожного транспорта, ни установки телефонов в необходимом количестве, зачастую ни санаторно-курортного обеспечения. То есть эти льготы, гарантированные или выданные государством, распределяются очень неравномерно и по регионам, и по группам населения. Мы считаем возможным, и выносим это на обсуждение, добавить к пенсии соответствующую выплату в виде дополнительной компенсации к базовой части пенсии, которая покроет для пенсионеров как раз эти льготы. И человек, получив увеличение пенсии, сможет сам выбрать, какие услуги он будет покупать, и в том числе для кого‑то важнее лечение, для кого‑то отдых, для кого‑то какие‑то другие возможности. Таким образом, такая компенсация по ряду категорий, которые здесь показаны, может осуществляться от 550 рублей до 950 рублей дополнительно к пенсии. Притом что сегодня пенсия средняя – 2100 рублей, прибавка от 500 до 950 рублей – это существенная прибавка, которая как раз более равномерно обеспечит получение этих социальных гарантий гражданами Российской Федерации.

Я хотел бы сказать, что эти предложения мы прорабатывали достаточно долго. Сегодня мы готовы их обсуждать и на нашей коллегии, и при внесении в Правительство Российской Федерации, еще раз взвесить, еще раз продумать, заслушать всех специалистов, в том числе и наших партнеров, и профсоюзы, работодателей, для того чтобы решить важнейшие задачи снижения налогового бремени и дополнительного обеспечения социальных гарантий нашим гражданам.

Среди других налоговых предложений я хочу выделить необходимость уточнения платежей по налогу на добычу полезных ископаемых. В предыдущие годы мы приняли ставку, которая с учетом мировой цены на нефть соответственно индексируется. Сегодня мы хотим предложить уточнение этой прямой такой зависимости величины ставки от мировой цены, уменьшив ее на низких ценах, но увеличив на более высоких. Это то, о чем мы сегодня говорили, о том, что на высоких ценах мы недостаточно собираем. В том числе экспортная пошлина на нефть также может быть скорректирована.

В данном случае, на данном слайде, показан совокупный результат предложений, которые я, конечно, не могу так подробно здесь изложить, но совокупный результат показывает, что по экспортной пошлине на нефть и по налогу на добычу полезных ископаемых при ставке в 27 долларов за баррель (нефть типа «Urals») мы могли бы собрать 2 миллиарда долларов дополнительно без ущерба для перспектив развития отрасли, для инвестиций в отрасль с учетом приоритетов и задач развития нашей экономики. На более высоких ставках это могло быть и больше, на ценах, соответственно, где‑то 24 это будет всего 900 миллионов.

Данная ставка сейчас прошла обсуждение в ряде экспертных групп, мы будем предлагать ее для дальнейшего обсуждения в Правительстве.

Среди других налогов, которые сегодня мы готовы обсудить и внести на обсуждение в Правительство, – реформирование налога на имущество физических лиц, где сама ставка снижается с 2 процентов до 0,1 процента, но с переходом на рыночную оценку уход от двойной бухгалтерии, которая у нас по ценам БТИ есть, и по тем реальным рыночным ценам, которые осуществляются фактически. В этой связи задача не увеличить налоговую нагрузку, а задача перейти к нормальному механизму определения налогооблагаемой базы. При вложении дополнительных инвестиций, при, соответственно, учете собственности и имущества доходы субъектов могли бы быть несколько выше.

Кроме того, завершить реформирование земельного налога на основе кадастровой стоимости земельного участка, тоже переходя на рыночные основания, реформирование налога на наследование и дарение, введение региональных и местных налогов в перспективе, урегулирование уплаты государственной таможенной пошлины, совершенствование налога на прибыль, введение водных платежей, отмена налога на рекламу.

Одной из важнейших задач сохраняется отмена и упорядочение нефинансируемых обязательств, или мандатов, для всех субъектов Российской Федерации в рамках разграничения полномочий и разграничения доходов увеличить закрепленные доходы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, снизив зависимость от субвенций и регулируемых налогов.

Следующая задача – провести оптимизацию бюджетной сети на основе проведенной инвентаризации и разграничения полномочий и ввести новые методы бюджетирования учреждений в зависимости от функций и результата. Стабилизационный фонд сохранится как важный, я повторяю, как наш стабилизатор, но при достижении 500 миллиардов рублей мы его будем направлять на другие цели.

Все эти меры и улучшение этих элементов бюджетной политики, уверен, приведут к настройке нашей экономики на те результаты, о которых сегодня говорил Владимир Владимирович Путин.

Спасибо.

В.Путин: Алексей Леонидович, Вы, конечно, такую достаточно развернутую программу представили, и это очень хорошо. Все, что Вы сказали, крайне важно и для экономики, и для граждан страны. Поэтому это, безусловно, подлежит еще обсуждению, выверке, в том числе в дискуссии с депутатами Государственной Думы.

У меня сейчас только один вопрос. В части, касающейся накопительных пенсий и возможного добровольного, как Вы сказали, отчисления четырех процентов, стимулирования со стороны государства в виде дополнительных отчислений государственных два процента, считаете ли Вы возможным прописать более благоприятные сценарии для развития этой ситуации для низкооплачиваемой категории граждан?

А.Кудрин: Да, вот тот пример, о котором я говорил, выход на уровень средней пенсии к средней заработной плате на 57 процентов, мы оцениваем для средних заработных плат, которые бы мы сегодня взяли как 8 тысяч рублей. Это меньше 100 тысяч рублей в год, это те самые средние заработные платы. Но действительно, вот мы готовы рассмотреть сценарий, по которому для более низких заработных плат, тех, которые сегодня также в социальной сфере, в бюджетной сфере – 3 тысячи рублей, такое как бы замещение, если с такой заработной платы, вот в нынешних ценах, как это, 3 тысячи рублей, человек выходит на пенсию, чтобы у него ставка замещения, или ставка вот этой пенсии, была более высокой к его заработной плате, это может быть и 80, и 90 процентов, таким образом, чтобы он, выходя на пенсию, обеспечил нормальный уровень жизни, скажем, при нынешних ценах, при нынешних условиях.

В.Путин: Короче, если у человека заработная плата две с небольшим тысячи, сколько составят эти ваши два процента, которые вы будете дополнительно ему платить в накопительную систему?

А.Кудрин: Такие сценарии мы прорабатываем. Скажем, при таких низких заработных платах мы бы тогда не два процента предложили как доплату, а не ниже двух тысяч рублей к каждым четырем процентам, которые гражданин внес для себя. Таким образом, это будет доходить до восьми процентов.

В.Путин: Алексей Леонидович, вот это важно. То есть, если у человека две тысячи с небольшим и он четыре процента отчисляет в накопительный фонд, вы ему будете практически целую зарплату перечислять?

А.Кудрин: Фактически да, будем выплачивать до 80 процентов к вот этим четырем процентам.

В.Путин: Вот это важно. Спасибо. Первый вопрос.

Второй – НДПИ. Считаете ли Вы возможным все‑таки когда‑то переходить к дифференцированному сбору? Если да, то когда? Исходя из качества добываемого продукта, скважин и прочих неравных условий, в которых работают различные компании.

А.Кудрин: Безусловно, мировая практика идет по пути дифференцированного изъятия природной ренты, но вместе с тем это требует соответствующую проработанную нормативную базу, соответствующую культуру управления. Мы считаем, что к этому надо идти, это правильно. Такая работа сейчас ведется.

В настоящий момент с учетом всех преимуществ и недостатков системы администрирования мы останавливаемся пока на единой ставке налога на добычу полезных ископаемых. Считаем, и мы так договорились с нашим Председателем Правительства Михаилом Ефимовичем Фрадковым, что в ближайшие год-два нам удастся проработать систему, сделать ее абсолютно нормально администрируемой для перехода к новым вот таким параметрам налога на добычу полезных ископаемых.

В.Путин: Сегодня Вы планируете регулировать это двумя инструментами: общей ставкой и экспортной пошлиной. Хорошо. Спасибо большое.

Михаил Ефимович, у меня есть еще в связи с этим вопрос уже не к тем, кто здесь сегодня собрался на подведение итогов работы и выстраивание планов на будущее в двух ведомствах, а совсем из другой сферы.

Поскольку Алексей Леонидович сейчас очень много внимания уделил единому социальному налогу и, естественно, не мог не сказать о последствиях в социальной сфере, то мне бы хотелось услышать мнение профильного Министра – Министра здравоохранения и социального развития Зурабова Михаила Юрьевича по тем предложениям, которые сейчас прозвучали, и от Министра экономики, и от Министра финансов.

М.Зурабов: Уважаемый Президент Российской Федерации! Уважаемый Председатель Правительства Российской Федерации!

Я начну с признания. Я впервые являюсь свидетелем того, с какой открытостью Министерство финансов и Министерство экономического развития готовы обсуждать сложнейшие социальные реформы. И я являюсь впервые свидетелем того, что мы услышали цену этим реформам. 440 с небольшим миллиардов рублей – это то, что придется заплатить за эти реформы, но придется заплатить за эти реформы не населению, а государству. И вот этот факт сам по себе меня как человека, который, разумеется, чрезвычайно болезненно воспринимает, как и Вы, Владимир Владимирович, попытки переложить на население бремя проведения социальных реформ, чрезвычайно радует.

А теперь по существу. Меры и предложения, которые мы сейчас услышали, разумеется, прорабатывались с Министерством финансов, Министерством экономического развития, специалистами и экспертами Министерства труда и социального развития, Пенсионного фонда и Министерства здравоохранения. Это были непростые дискуссии, которые продолжались не один месяц, и тот вариант, который сегодня предложен, он, с одной стороны, имеет достаточную привлекательность с социальной точки зрения и сбалансирован по финансам.

Если оценить, как изменится финансовое положение внебюджетных фондов, я начну именно с этого, то, разумеется, мы это прекрасно понимаем, те средства, которые могли бы получить внебюджетные фонды и не получат их в случае, если единый социальный налог будет принят в виде закона в том варианте, в котором предлагается сейчас Министерством финансов, это довольно заметные цифры.

Если мы говорим о выпадающих, как это принято говорить в этой среде, доходах для фонда медицинского страхования, то система фондов медицинского страхования может недосчитаться порядка 16 миллиардов рублей, система фондов социального страхования, я прежде всего имею в виду фонд социального страхования, это порядка 20 миллиардов рублей, это достаточно заметные суммы, тем более если иметь в виду, что мы сейчас находимся на пороге модернизации системы медицинского страхования и медицинского обслуживания населения, у нас много что еще предстоит сделать в системе социального страхования.

И то, что мы сегодня услышали из доклада, во многом успокаивает нас. Речь идет о том, что с 2005 года в случае, если данное решение будет принято, а соответствующий проект федерального закона подготовлен, начнется более существенная реформа медицинского страхования, прежде всего в части, касающейся платежей на неработающих граждан. И вот это позволит нам найти те самые дополнительные источники, которые система медицинского страхования потеряет в результате снижения единого социального налога и приобретет в результате выделения тех дополнительных средств, которые будут предусмотрены федеральным бюджетом и в других источниках.

Что касается фонда социального страхования, то самым важным для меня в выступлении Министра финансов была та часть, в которой он говорил об источниках возможного покрытия дефицита. Для системы социального страхования наиболее чувствительными являются два вопроса. Это выплата пособий по рождению ребенка и финансирование организации отдыха детей. И вот то, что на эти цели фонд социального страхования, хотя, конечно, эти платежи, что называется, по строгому счету, не являются платежами и выплатами социального характера, тем не менее то, что на сегодняшний день принято решение сохранить эти выплаты за системой социального страхования, является чрезвычайно позитивным моментом. Напомню вам, что 6,6 миллиарда рублей ежегодно фонд социального страхования платит на выплаты лицам, имеющим детей, и 12 или 11,6 миллиарда тратит на организацию и финансирование детского отдыха. И на сегодняшний день, не перекладывая эти обязательства на какие‑то другие в потенциале существующие источники, мы не создадим того напряжения, которое могло бы возникнуть.

И теперь о Пенсионном фонде. Конечно, тот факт, что мы не уменьшаем отчисления в сам Пенсионный фонд на формирование пенсионных прав граждан, является и было для нас принципиальным и важнейшим условием, которое было сохранено. И тот факт, что ставка отчислений в федеральный бюджет по факту снизится до 6 процентов с 14, которые на сегодняшний день имеют место, это, вы знаете, очень ответственное решение. Это решение будет стоить десятки миллиардов рублей. И готовность федерального бюджета взять на себя эти расходы свидетельствует о том, что Министерство финансов, я в этом кругу могу, наверное, это сказать, впервые показало себя не как фискальное ведомство. Оно показало себя как ведомство, понимающее значимость финансовой политики и возможность именно с помощью вот таких регулятивных мер существенно стимулировать экономический рост.

Разумеется, это не позиция Министерства финансов, я прекрасно понимаю, что это позиция двух коллег-министров, находящихся за этим столом, это, конечно же, и позиция Президента и Председателя Правительства, но вы понимаете, насколько сложно принимать такое решение в условиях, когда экономика только-только встает на ноги.

Что же касается той последней части выступления Алексея Леонидовича, в которой он говорил о возможности человека заработать пенсию, для меня лично это наиболее важный момент. Важный момент потому, что люди не живут из‑за процентов. Люди живут ради обеспеченной старости. Человеку невозможно объяснить, что такое коэффициент замещения. Он понимает одно: если у меня была зарплата восемь тысяч рублей, я выхожу на пенсию, но вот так по своим ощущениям я должен был бы получить порядка 4,5–5 тысяч, а уж как вы это будете обеспечивать, на то вы и государством управляете, чтобы найти такую возможность.

Конечно, сделать это было непросто, это были тоже очень тяжелые дискуссии. Я, памятуя о той открытости, с которой выступал Министр финансов, тоже хочу приоткрыть некий секрет. Конечно, шли дискуссии, и они даже просачивались в прессу о том, можно ли переложить такие расходы на граждан в обязательной форме, можно ли увеличить размер подоходного налога в скрытой форме, потому что речь шла именно об этом.

И я должен признаться, что здесь принципиальную позицию заняли в конечном итоге и все министры, и, конечно, руководство страны. Некоторые принципиальные весьма существенные требования, которые в самом начале были заявлены, они не были ни на йоту изменены в ходе подготовки этих предложений, хотя, уверяю Вас, соблазнов сделать это было чрезвычайно много.

Еще два слова о компенсациях. Я сейчас пытаюсь себе представить реакцию обыкновенного пенсионера, который проживает в деревне и который льготу никогда не получал, он просто даже не слышал о ее существовании, какая там у него была льгота на проезд в междугородном транспорте, и какая там льгота была у инвалида войны, которая называлась так: «оплата обучения по приобретению новой профессии». И теперь эти люди получат реальную прибавку. Поэтому эти 440 миллиардов, это, конечно, огромная цена, но заплатить ее надо. Спасибо, Владимир Владимирович.

В.Путин: У меня один вопрос и замечание. Но, во‑первых, я хотел спросить у Алексея Леонидовича. Мы все так понимаем, что подоходный налог Правительство менять не собирается. Он у нас остается 13 процентов, Алексей Леонидович?

А.Кудрин: Да. Мы считаем, что в настоящее и в ближайшее время, а я считаю, что навсегда, нам нужно установить ставку 13 процентов и держать ее.

В.Путин: И Герман Оскарович (обращаясь к Г.Грефу) с этим согласен?

Г.Греф: Я согласен, за исключением слова «навсегда».

В.Путин: Принимается.

И теперь к Михаилу Юрьевичу (обращаясь к М.Зурабову) вопрос. Из 160 миллиардов – вот столько стоят все льготы, реально сколько оплачивается из бюджетов всех уровней?

М.Зурабов: Это 30–40 процентов. То есть большинство этих так называемых мандатов были «спящими», то есть реально не финансируемыми. И то, что государство решило их «разбудить», и мало того что разбудить их – реально выплатить это населению, – это, конечно, шаг, который иначе как самым высоким образом оценить нельзя.

В.Путин: Спасибо. И последнее. Это уже не вопрос, а скорее реплика.

В начале выступления: меня, во‑первых, немножко смущает, что Вы нахваливаете министерства экономики и финансов, потому что все, что делалось за последнее время – а, в общем, решения были приняты обоснованные, – все это происходило в острой дискуссии, и мне приходилось постоянно сдерживать эту дискуссию, чтобы она за край не перевалила. Я рассчитываю на то, что Вы будете не просто наблюдателем.

Вы будете нести личную ответственность. Для этого сделана и проводится реформа административная и реорганизация Правительства – чтобы повысить персональную ответственность министров. Я вижу, здесь много министров сидит, это и к вам тоже относится: персональную ответственность за тот участок, который вам поручен. И чего бы экономическое ведомство ни планировало – если это будет иметь негативные социальные последствия, виноваты будете и вы в первую очередь.

Спасибо большое.

М.Зурабов: Владимир Владимирович, вот то последнее замечание, которое Вы сделали, во многом объясняет ту улыбку, которую я увидел на лице Германа Оскаровича, когда пошел на трибуну. Спасибо.

В.Путин: Спасибо.

Я еще два слова скажу только в заключение.

Вы знаете, когда мы планировали с Михаилом Ефимовичем [Фрадковым] сегодняшнее мероприятие, первоначально намерены были отметить результаты двух больших и чрезвычайно важных коллективов правительственных – министерств экономики и финансов. Не только поблагодарить вас за годы совместной работы, последние годы, весьма успешные для страны и, значит, в профессиональном смысле успешные для вас. Планировали осуществить вручение государственных наград. Но потом побоялись испортить рабочую атмосферу, «пересластить», что ли, сегодняшнюю нашу встречу. Но мы все равно сделаем это обязательно.

В заключение хочу вас еще раз поблагодарить за совместную работу в прошедшие годы. Всего вам доброго в предстоящем периоде. Он очень ответственный и очень важный. То, о чем мы сегодня с вами говорили, будет иметь важнейшее значение для судеб страны.

Всего вам доброго! Спасибо большое.

19 марта 2004 года, Москва