Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Стенографический отчет о совещании по проблемам обеспечения военнослужащих жильем

23 марта 2004 года, Москва, Министерство обороны

В.Путин: Добрый день, уважаемые товарищи!

Мы неоднократно с вами обращались к вопросу поиска новых подходов к системе социального обеспечения военнослужащих. Системе, которая должна быть адекватна требованиям профессиональной армии и сегодняшнего дня. И сейчас нам предстоит обсудить одну из самых важных тем в этой сфере, а именно: формирование современной модели предоставления жилья для военнослужащих.

Проблема жилья для военных – одна из затяжных, долго не решаемых и, прямо скажем, весьма болезненных. Государство накопило здесь за многие годы огромный объем неисполненных обязательств. Сложилась парадоксальная ситуация – офицер может рассчитывать на собственное жилье лишь после окончания службы. По сути, он попадает в конфликт интересов: хочешь квартиру – увольняйся из армии. Хочешь служить – ничего не получишь, пока не уволился. При этом решение жилищного вопроса затягивается для многих людей как минимум на десятилетие. Это, в свою очередь, препятствует обзаведению семьей, делает армейскую службу – и без того сложную и тяжелую – прямо скажем, малопривлекательной.

Надо сказать, что сами обязательства государства перед военными носят размытый непрозрачный характер, в связи с чем их практическая реализация несвободна от административного произвола и, чего греха таить, часто и от коррупционных вымогательств высших чинов. Ситуация абсолютно ненормальная: те, кто больше всего государству отдает, – а люди, которые идут в армию и на флот сознательно, исходят из того, что в известных обстоятельствах готовы и жизнь отдать за страну, – так вот, те, кто больше всего отдает государству, меньше всего от него и получают.

Хотел бы подчеркнуть принципиальный момент. Достойное социальное положение военнослужащих – это не менее важный фактор в деле эффективного обеспечения обороны и безопасности, чем программа боевой подготовки или перевооружения армии и флота. Не менее важный. Человек, связавший свою судьбу с воинской службой, вправе рассчитывать на четкое и в полном объеме выполнение перед ним государством обязательств по закону.

Считаю, что в современных условиях для решения этой проблемы мы просто обязаны задействовать все имеющиеся у нас экономические механизмы, которые разработаны и в сегодняшних условиях, с учетом состояния экономики, могут быть реализованы. Механизмы рыночные, эффективные, в том числе накопительные и ипотечные. Именно на это и должен быть нацелен закон о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих.

В соответствии с этим актом предлагается, чтобы на персональный счет каждого офицера, пришедшего на воинскую службу с 1января 2005 года, государство будет перечислять конкретный объем денежных средств для приобретения жилья. Используя их, уже через три года службы офицер сможет приобрести квартиру по ипотечной схеме. По сути дела, офицер будет получать квартиру как бы в кредит, гасить который за него будет в течение его службы государство. Причем будет получать в собственность, разумеется.

В этой связи – мы уже говорили с Председателем Правительства – хочу сформулировать официальное поручение Правительству подготовить указанный законопроект в самые короткие сроки, чтобы уже в мае текущего года он был не только направлен: нужно поработать с депутатами Государственной Думы и попросить их рассмотреть и принять этот закон уже в весеннюю сессию текущего года.

При этом нельзя забывать и об обеспечении жильем тех, кто уже проходит службу по контракту. Наряду с этим предстоит последовательно развивать возможности фонда служебного жилья. Первые шаги в этом направлении сделаны. Нужно эту программу осуществлять и дальше.

Еще раз повторю: создание новой системы образования, здравоохранения, жилищного обеспечения военнослужащих – это неотъемлемый элемент модернизации всей военной организации государства. И надо помнить, что качество и условия жизни человека в погонах напрямую влияют на выполнение им своих должностных обязанностей. И в целом на престиж воинской службы и на мощь нашей армии.

Когда мы сегодня будем обсуждать все эти вопросы – еще раз хочу к этому вернуться, – я попросил бы вас обратить внимание на тех, кто должен быть обеспечен жильем и кто пришел на службу в армию до 1 января 2005 года. Эти обязательства не должны быть забыты. Они государством должны выполняться.

Благодарю вас за внимание. На этом мое вступительное слово закончено. Предоставляю слово Министру обороны Иванову Сергею Борисовичу.

* * *

В.Путин (после доклада С.Иванова): Спасибо большое, Сергей Борисович. У меня два замечания по тому, что сейчас было сказано Министром обороны, и одна дополнительная информация. Первое – информация. Кого коснется эта система? Всех тех, кто имеет статус военнослужащего: это Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, СВР, внутренние войска МВД, Федеральная служба охраны, Федеральная служба железнодорожных войск, спецстрой и так далее. Всех, кто имеет статус военнослужащего. К сожалению, для более широкого круга наших граждан мы пока такую систему распространить не можем, имея в виду возможности государства, о которых уже сказал Министр обороны. В будущем это тоже возможно. Во всяком случае, сейчас я исхожу из того, что эта система станет привлекательной, но сейчас мы расширить этот круг будем не в состоянии. Надо хотя бы для военнослужащих сделать этот шаг вперед.

Второе. Небольшая корректировка выступления Министра: Сергей Борисович сказал, что через 20 лет службы военнослужащий получит квартиру в собственность. Это не так. Военнослужащие сразу же получают ее в собственность. Как только военнослужащий получил квартиру через три года службы – она сразу поступает в его собственность. Вопрос только в том, что если человек решил уволиться из рядов Вооруженных Сил, то тогда остаток суммы за квартиру, невыплаченный государством, он должен будет погасить самостоятельно.

И, наконец, последнее замечание. Это касается суммы первоначального взноса. Первоначальный взнос, разумеется, тоже практически в полном либо в почти полном объеме будет делать для военнослужащего государство из этой накопительной системы через три года службы. Мы исходим из того, что за три года накопительная система накопит необходимый объем средств для первоначального взноса. Я думаю, что более подробно на этом остановятся Герман Оскарович Греф и затем Алексей Леонидович Кудрин.

* * *

В.Путин (после доклада Г.Грефа): Я прошу, чтобы Вы еще раз повторили, точно сформулировали: личные сбережения военнослужащих потребуются только в том случае, если человек хочет получить квартиру большей площади и лучшего качества. Но если военнослужащий согласен остаться в предлагаемых нормах, то тогда ни на первоначальный взнос, ни на последующие взносы личные сбережения привлекать необязательно.

Г.Греф: Если военнослужащий хочет получить либо квартиру большего размера, чем предполагает эта система, либо хочет получить ее раньше, чем предусмотрено этой системой, – в этом случае ему предлагается участвовать личными средствами.

В.Путин: Если он не хочет этого, то он может получить квартиру по нормам, не прибегая к личным сбережениям?

Г.Греф: Абсолютно.

В.Путин: Это первое. Второе. В Вашей схеме значится цифра дополнительных средств из государственного бюджета на цели обеспечения военнослужащих жильем начиная с 2005 года – 2 миллиарда 430 миллионов рублей дополнительно. Я исхожу из того, что другие социальные программы по военнослужащим сокращены не будут, в том числе и реализация планов по приобретению жилья.

Г.Греф: Мы долго и тщательно обсуждали эту проблему с Министерством финансов. К сожалению, на этот период времени дополнительная нагрузка на бюджет состоит из трех частей. Первое: мы должны создать фонд служебного жилья в тех регионах, где нет рынка жилья. Это закрытые военные городки, удаленные военные базы. И там нам придется инвестировать напрямую в строительство жилья и создание временного служебного фонда, когда военнослужащие будут проживать со своими семьями в период прохождения службы. Второе: мы должны будем продолжать выполнять обязательства по двум категориям военнослужащих, о которых сказал Министр обороны.

В.Путин: В действующем режиме, по действующему законодательству.

Г.Греф: До 1 января 1998 года, когда они не имели права выбрать по своему усмотрению жилье и получить квартиру, и после 1 января 1998 года вывести окончание службы. И это, конечно же, дополнительная нагрузка на бюджет, но, к сожалению, так сложилось, что в этот период времени нам придется эти обязательства выполнять в полном объеме.

В.Путин: Это очень важное замечание. Спасибо.

Г.Греф: Еще один очень важный момент: когда военнослужащий получает эту квартиру в собственность и при этом он не проживает в этой квартире, то он может ее сдать в аренду и получить рыночный доход от использования этой квартиры.

В.Путин: Ну это, я думаю, без Вас уже все сообразили. Спасибо большое.

* * *

В.Путин (заключительное слово): Буквально два слова скажу в заключение. Я хочу повторить то, что уже говорил в ходе нашего сегодняшнего совещания. И это должно быть понятно: мы сможем провести эту систему в жизнь только для тех, кто имеет статус военнослужащих, во всяком случае, на данном этапе. И не сможем этого сделать для тех, кто приравнен к статусу военнослужащих. Чтобы всем было понятно, руководителям ведомств, которые здесь собрались. Потому что в некоторых ведомствах есть такие. И это достаточно многочисленная категория. Но, повторяю, на первом этапе это коснется только военнослужащих. Это первое.

Второе. Хотел бы подчеркнуть это особо. В полном объеме будут исполняться бюджетные планы, бюджетные обязательства по обеспечению жильем военнослужащих по действующему законодательству. И я очень рассчитываю на то, что сочетание первого и второго, с выделением дополнительных государственных средств на решение проблемы жилья для военнослужащих, позволит нам эту задачу решить, позволит расчистить эту проблему.

Думаю, что это вполне может сделать военную службу более привлекательной и создать условия для исполнения государством своих социальных обязательств перед военнослужащими. Сделает их не людьми, ущемленными в правах, а полноценными гражданами страны, которые смогут использовать и все возможности современных рыночных инструментов для решения своих социальных проблем. Государство должно помочь это сделать, оно сегодня в состоянии это сделать, и оно должно это сделать.

Ну и, наконец, самое последнее. Я бы хотел обратить внимание руководителей Министерства обороны, Министерства финансов, Министерства экономического развития на то, о чем сказал Министр обороны в своем выступлении, а именно: о плачевном состоянии жилищного фонда Министерства обороны. На это тоже должны быть выделены соответствующие ресурсы. И об этом тоже нужно думать. Недопустимо, когда военнослужащие живут в недостойных условиях. Министр обороны об этом сказал, повторять даже не хочется. Вот это тоже одно из направлений, которое должно находиться в поле нашего с вами зрения.

Хотя понятно, что если не будут предприняты новые энергичные шаги, не будут реализованы новые планы и не будут предложены новые схемы решения вопроса, такие, например, как мы сегодня обсуждали, то проблема вообще не будет решена в течение 50–60–70 лет. Свежие идеи нужны. Одна из них сегодня нами обсуждалась. Мне очень хочется, чтобы действия всех министерств и ведомств, направленные на это, были согласованными и результативными.

Большое спасибо вам за внимание и за участие в сегодняшней работе. Всего доброго.

23 марта 2004 года, Москва, Министерство обороны