Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета по вопросам государственной политики в отношении северных территорий

28 апреля 2004 года, Салехард

В.Путин:

Добрый день, уважаемые коллеги, рад вас всех видеть.

Нам предстоит обсудить вопросы формирования государственной политики в районах Севера, политики, которая должна быть адекватна современным условиям развития нашей страны и в то же время должна учитывать особое для страны геополитическое, хозяйственное и оборонное значение северных территорий.

Эти регионы обладают не только уникальными природными богатствами и производственной базой. Здесь – на Севере и в Арктике – проходят перспективные транзитные и транспортные коридоры. Коридоры, в которых заинтересованы и российская, и мировая экономика. Хотел бы подчеркнуть: эти факторы являются серьезными конкурентными преимуществами России. Но реализовать этот потенциал – заложенный и самой природой, и трудом нескольких поколений наших сограждан – можно лишь при наличии грамотной и долгосрочной политики на северных территориях нашей страны. Ее успех сработает на подъем всей страны и, безусловно, на динамичное социальное развитие самих северных территорий. И мы не должны забывать, что здесь, в жестких природных условиях, живут, трудятся, создают семьи более 11 миллионов граждан России.

Между тем мы столкнулись с парадоксальной ситуацией: северные регионы с их огромным потенциалом еще часто проигрывают на внутреннем рынке и как следствие – в социальной сфере. Причин здесь много. Мы сегодня должны и можем поговорить об этом.

Очевидно, что экономика северных территорий сильно монополизирована и моноориентирована. В некоторых из них продолжает сохраняться дефицит региональных и местных бюджетов. Высок процент убыточных предприятий. В ряде регионов социальная неустроенность и кризис в жилищно-коммунальных сферах порождают миграционный отток и другие негативные демографические тенденции.

Модели развития Севера – сформированные еще десятилетия назад и основанные на масштабных бюджетных вливаниях, размытых льготах и преференциях – не дают сегодня адекватной отдачи. Напротив, они лишь ослабляют позиции местных производителей, ведут к проеданию инвестиционных ресурсов.

Вывод, думаю, очевиден. Нам нужно искать такие подходы, которые сделают государственную поддержку Севера результативной и это нам позволит высвободить внутренние факторы социально-экономического роста этих территорий.

Первое. Нужны четкие критерии отнесения тех или иных территорий к районам Севера. Пока мы продолжаем говорить о Севере вообще. Между тем он многообразен и по своим социально-экономическим, и по климатическим условиям.

Понимание такого многообразия необходимо для формирования адресной и действенной модели государственных гарантий, для регулирования миграционных процессов. И в немалой степени – для укрепления сбалансированной системы межбюджетных отношений. Далее в модернизации нуждается сама структура северной экономики, она должна быть диверсифицирована. Причем важнейшим фактором является учет существующей многоукладности северной экономики.

Следующее. Здесь родина коренных народов, чья культура и образ жизни стали неотъемлемой частью нашего общего духовного наследия. И должны быть предложены механизмы, позволяющие им и в современных условиях рынка вести традиционный образ жизни, сохранять свою этническую идентичность. Полагаю, что тему сбережения национально-культурного наследия коренных народов Севера мы обсудим еще и завтра на встрече с представителями общественных организаций Севера.

Третье. Нужно учиться не только потреблять, но и рачительно сберегать природные ресурсы. По сути – наладить воспроизводство минерально-сырьевой базы. В этой связи следует оперативно завершить работу над новым законодательством о природо- и недропользовании.

И, наконец, стратегическим приоритетом должно стать комплексное развитие инфраструктуры Севера. Развитие всех ее составляющих: транспортной, энергетической, коммунальной, систем связи и информации. Это основа не только подъема, но и интеграции экономики Севера в общенациональный рынок. Это фактор роста качества жизни северян и преодоления их оторванности от страны.

Еще раз подчеркну: наша принципиальная задача – обеспечить всем северянам комфортную и достойную жизнь, широкий доступ к качественным образовательным, транспортным, культурным, медицинским и социальным услугам.

В заключение хотел бы сказать, что освоение Севера должно идти в неразрывном единстве с природоохранными мероприятиями, защитой биологических ресурсов. И это совместная ответственность всех уровней власти, бизнеса, организаций самоуправления на местах.

Все, о чем я сказал, – это только самые общие, базовые направления. У нас рабочая группа, которую возглавляет Вячеслав Анатольевич Штыров, работает давно, идея, по сути, была сформирована еще до того, как Штыров оказался в прошлом составе Госсовета. Думаю, правильно, что мы поддержали авторов этой идеи, потому что мы понимаем, насколько важен Север для страны. По сегодняшним меркам и сегодняшнему законодательству к северным территориям и, как вы знаете, приравненным к ним территориям относится 70 процентов территории России. Здесь проживает 8 процентов населения. А о минерально-сырьевой базе, о ее богатствах говорить уже не нужно. Вы прекрасно понимаете, что такое Север для страны и экономики. Представляю слово руководителю рабочей группы Штырову Вячеславу Анатольевичу.

28 апреля 2004 года, Салехард