Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Выступления и стенограммы   /

Вступительное слово на российско-испанском деловом семинаре

22 мая 2001 года, Москва, Торгово-промышленная палата

В.Путин: Большое спасибо. Я не буду тратить ваше время. Действительно, мое участие в этом мероприятии не планировалось, но я сказал тогда Премьер-министру: «Я тоже хочу посмотреть и послушать, что происходит с идеей, которая реальным содержанием наполняет все наши договоренности». И я благодарен руководителям обеих торговых палат за то, что они провели это мероприятие. Сама по себе встреча двух палат, на мой взгляд, в рабочем режиме является существенным фактором, который создает благоприятную обстановку для развития деловых связей.

Я бы позволил себе, прежде всего для наших испанских коллег, сказать два слова о том, что происходит в России. Уверен, что вы знаете, за предыдущий год мы имели дело с некоторыми положительными тенденциями в развитии российской экономики. Известны результаты работы за прошлый год: рост экономики составил восемь с небольшим процентов, рост промышленного производства – около 10 процентов.

Очень важным нам представлялось в прошедший год выполнение социальных обязательств перед населением. Если в предыдущие годы задолженность по заработной плате, пенсиям и другим социальным выплатам составляла от нескольких месяцев до года и более, то можно себе представить, что в этих условиях проводить какие бы то ни было либеральные преобразования в экономике, без которых развитие страны невозможно, было весьма затруднительно. Потому что само слово «реформа» становилось в России ругательным и вызывало негативную реакцию населения. Нужно было преодолеть эту тенденцию, и мы воспользовались благоприятной экономической конъюнктурой для того, чтобы эти социальные проблемы решить.

Сейчас не только практически нет задолженности по заработной плате, по пенсиям, по другим социальным выплатам, которые зависят прежде всего от центра. Более того, реальные доходы населения выросли почти на 24 процента. Сейчас, правда, стоит другая задача – сдерживание непроцентных расходов бюджета. Думаю, что деловые люди прекрасно понимают, что за этим стоит.

Конечно, нам помогла и благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, которая заключалась в том, что на товары нашего традиционного экспорта – а это прежде всего сырьевая группа товаров, энергоресурсы – сохранялись достаточно высокие цены; а на те товары, которые мы закупали по импорту, цены были относительно невысокими.

Но вместе с тем результатом явилась также и достаточно целенаправленная деятельность Правительства России. Она заключалась прежде всего в целенаправленных действиях в налоговой сфере, в сфере таможенной политики и в постепенном вытеснении необоснованного вмешательства государства в дела экономики. Достаточно сказать, что мы ввели плоскую шкалу подоходного налога – 13 процентов. Это самый низкий, наверное, подоходный налог в Европе. И на тот момент, когда мы планировали это делать, то, конечно, рассчитывали на позитивный эффект в увеличении сбора налогов в бюджет и на выведение части экономики из тени. Но, разумеется, мы подвергались и критике со стороны наших оппонентов, которые говорили, что это несправедливое решение. Люди, которые зарабатывают, получают много и имеют большие доходы, и те, кто едва сводит концы с концами, должны платить одинаковую ставку подоходного налога – это социально несправедливо. Должен вам сказать, что результаты превзошли все наши ожидания. Сборы увеличились не на 15–20 процентов, как мы планировали, сборы в бюджет увеличились на 70 процентов. Естественно, это дало возможность Правительству перераспределить полученные доходы в пользу бедных слоев населения и выполнять эти самые социальные обязательства, о которых я сказал.

То же самое происходило и в сфере таможенного налогообложения и банковского регулирования. Мы существенным образом сократили количество таможенных сборов, упростили и понизили планку таможенных сборов. Результат тоже – положительный. Сборы в казну резко увеличились. В таком же ключе мы действовали в сфере социальных налогов: налогов на заработную плату и так далее. Имея положительную практику и динамику, мы намерены в ближайшее время и дальше двигаться в этом направлении. Весьма существенным в данном случае являются и консолидация общества, экономическая стабильность в стране. Не в последнюю очередь это связано, повторяю, и с выполнением государством своих обязательств перед населением. Доверие и поддержка со стороны населения, на мой взгляд, возросли и являются существенным, если не самым главным фактором стабильности страны.

Мы намерены в самое ближайшее время дальше еще более энергично двигаться по этому пути. И сейчас в Государственную Думу направлен целый ряд законопроектов, которые предусматривают дальнейшую либерализацию в сфере налогообложения, в сфере трудовых отношений, я имею в виду принятие нового кодекса законов о труде, поскольку старый уже действует с 1971 года, является весьма архаичным и не отвечает требованиям рыночной экономики. Это новое пенсионное законодательство, это целый пакет законов о судебной реформе и это планируемые мероприятия в сфере либерализации валютного и банковского законодательства.

С точки зрения налоговых преобразований для нас, наверное, наиболее существенным является XXVII глава Налогового кодекса Российской Федерации, где предусмотрена новая система платы за недра. Повторяю, все эти документы, проекты этих документов находятся в Государственной Думе, и депутаты уже сердятся на Правительство за то, что придется продлевать весеннюю сессию, но это лучше, чем если бы весь народ сердился на нас за то, что мы ничего не делаем, – и на Правительство и на депутатов.

К этому следует добавить наши планы в сфере структурных преобразований естественных монополий. У нас достаточно активно и остро идет дискуссия по реорганизации электроэнергетики страны, нашей основной компании в этой сфере – РАО «ЕЭС России». У нас практически подготовлена концепция преобразования Министерства путей сообщения.

Вы знаете, что все это время Россия выполняет обязательства перед своими кредиторами, причем длительное время не прибегая к внешнему рефинансированию. В этом году мы отказались от кредитов МВФ, но свою экономическую политику мы согласовываем с международными финансовыми организациями, в том числе и с экспертами Международного валютного фонда. Мы разработали соответствующую программу и представили ее в МВФ. И вместе со специалистами МВФ намерены ее исполнять. Кстати говоря, последовательные действия по сохранению и соблюдению заданных макроэкономических факторов позволили Центральному банку Российской Федерации последовательно проводить меры, направленные на поддержание устойчивости национальной валюты и накопление золотовалютных резервов Банка России. В течение года золотовалютные резервы выросли в несколько раз и превысили 32 миллиарда долларов США. И увеличение резервов продолжается.

Я согласен со своим коллегой, Премьер-министром Испании, в том, что многое сделано в последние годы в двусторонних отношениях. За прошлый год на 70 процентов вырос товарооборот, и в отличие от многих других европейских стран, где наблюдается положительное сальдо в пользу России, в отношениях с Испанией у нас как раз все обстоит наоборот – положительное сальдо в пользу наших испанских партнеров. Нас это не огорчает, потому что мы знаем, что намерения испанского и нашего руководства заключаются в облагораживании нашего экспорта и импорта с большим упором на высокотехнологичные сферы. У нас здесь есть конкретный план. Нам есть что предъявить друг для друга, и есть области, в которых эффективно, с пользой друг для друга мы можем наладить сотрудничество. Торговый оборот у нас примерно миллиард триста миллионов в настоящий момент. Если все планы, которые мы наметили, будут реализованы, то мне представляется, что товарооборот у нас будет многократно увеличен.

Сегодня на повестке дня у нас стоит в качестве одного из приоритетов – выработка соглашения по поддержке и обеспечению взаимных инвестиций. Мы договорились о том, что во второй половине этого года Председатель Правительства Российской Федерации господин Касьянов посетит Испанию с рабочим визитом. На следующий год в качестве руководителя государства, которое председательствует в ЕС, Премьер-министр Испании приедет в Москву. А в середине следующего года, если ничего не изменится в худшую сторону, обязательно буду в Испании. Я говорю это для того, чтобы деловые круги знали, что, как принято говорить, на высоком государственном уровне, развитию двусторонних отношений мы намерены уделять и с испанской, и с российской стороны самое пристальное внимание.

Желаю вам успехов! Спасибо.

22 мая 2001 года, Москва, Торгово-промышленная палата