Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Выступления и стенограммы /
Д.Медведев: Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы не в первый раз обращаемся к теме информационного общества в нашей стране. Не буду скрывать, мне эта тема нравится; надеюсь, что и вам тоже. Сегодня мы продолжим обсуждение этих вопросов в практическом ключе и особое внимание уделим внедрению информационных технологий в сферу государственного управления.
Эта работа идёт в соответствии с Концепцией развития электронного правительства (она принята в мае прошлого года), а также в соответствии с планом перехода на оказание услуг в электронном виде, который утвердило Правительство в октябре этого года. Вы знаете, что к 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчёркиваю: все, не частично, а все.
Напомню также, что стратегические информационные технологии – это одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, у нас переваливает за полторы тысячи. Вопрос ещё в том, как считать. Думаю, что если посмотреть на это под другим углом зрения, то это не полторы тысячи, а тысячи, десятки тысяч. И люди по‑прежнему стоят в очередях за справками и согласованиями, сталкиваются с необходимостью многократно обращаться по одному и тому же поводу в тот или иной орган власти, а зачастую и просто с отсутствием информации по требуемой услуге.
Отдельная и очень больная тема – сроки предоставления государственных услуг. Так, для регистрации права собственности, получения материальной помощи требуется более месяца, и это ещё вполне оптимистическая выкладка, а для получения разрешения на строительство (это уже притча во языцех) уходят годы.
Кстати, по данным экспертов, ежегодно около миллиона граждан вынуждены обращаться к посредникам при регистрации своих автомобилей. О чём это говорит, почему появились посредники? Казалось бы, абсолютно простая операция, которая во всём мире выполняется на раз. Значит, не так просто; значит, проблем хватает, поэтому развивается рынок посреднических услуг, и это миллионы операций.
Очевидно, что переход на электронный вид оказания услуг снимет многие из этих проблем. Определённое продвижение у нас уже есть, однако никаких кардинальных изменений не произошло. Отрадно, что наконец в декабре состоялось открытие единого портала государственных услуг, но на данном этапе он пока функционирует просто как единый государственный справочник, что неплохо, но мало.
Я сегодня с утра, когда готовился к этому выступлению, посмотрел на этот портал gosuslugi.ru: он достаточно системный, в нём содержатся укрупнённые виды услуг, пользоваться им удобно достаточно, но и только. Информация там есть, но возможность реализации своих потребностей, то есть оказание услуги в электронном виде, там в настоящий момент отсутствует.
К 2015 году в соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации мы обязаны перевести все государственные услуги в электронный вид. Подчёркиваю: все, не частично, а все.
Ещё многое предстоит сделать для того, чтобы граждане смогли использовать этот портал для заказа и получения соответствующих справок, для оплаты пошлин, сборов и вообще для того, чтобы он уже функционировал в полноценном интерактивном виде. Учитывая, что портал был открыт с существенной задержкой (по плану он должен был начать работу в январе этого года), хотел бы обратить внимание всех присутствующих, всех заинтересованных ведомств на необходимость соблюдать соответствующие сроки. Хотел бы, кстати, когда будут выступления наших уважаемых коллег – руководителей регионов, других структур, чтобы вы рассказали о собственном опыте, как подобного рода порталы работают у вас, если они, конечно, работают.
Хотел бы сейчас остановиться на тех задачах, которые необходимо решить в ближайшее время. Их четыре.
Первая задача – это установление единых подходов к переходу на оказание услуг в электронном виде. Известно, что сегодня ведомства пользуются зачастую абсолютно несовместимыми продуктами, то есть системами, базами данных. И это притом, что больше половины госуслуг требуют межведомственного обмена информацией.
Хотел бы также обратить внимание на то, что до сих пор не завершена подготовка и не утверждён единый проект инфраструктуры электронного правительства. Это не позволяет чётко разграничивать ответственность за его создание между отдельными ведомствами, а также субъектами Федерации и муниципалитетами. На данный момент всего лишь три ведомства начали осуществлять обмен электронными образцами документов: Минэкономразвития, Минсельхоз и Минкомсвязи. Это мало. Надо быстрее всё это делать.
Регионам следует разработать собственные планы развития информационного общества и построение электронного правительства; определить приоритеты перехода на оказание услуг в электронном виде. А система показателей эффективности региональных органов, которая у нас работает, должна быть дополнена уровнем применения информационных технологий.
Вторая позиция – дальнейшее развитие нормативно-правовой базы. Нормативно-правовая база пока ещё не отвечает требованиям сегодняшнего дня. В итоге продолжает действовать прежний порядок, когда и от заявителя, и от ведомства требуют представление документа исключительно в бумажном виде, то есть путём личного представления этого документа или отправки по почте.
Правительство подготовило предложения по корректировке нормативно-правовых актов, такую же работу нужно провести на региональном уровне и на муниципальном, конечно, тоже. Кроме того, надо – по мере возможностей, конечно, но действуя решительно, – вводить запрет на требование представления заявителями документов, которые уже находятся в распоряжении ведомств и учреждений, которые уже доступны в базе данных.
Третье. Нам потребуется специальный комплекс мер для преодоления цифрового неравенства регионов, об этом тоже неоднократно говорили: регионы у нас разные, возможности разные, удалённость от центра, от магистральных источников связи тоже разная, но главным образом это касается доступности интернета, качества каналов связи и, соответственно, скорости передачи данных. К сожалению, в нашей стране широкополосный интернет все ещё дорог, мы занимаемся этой темой, в том числе и в рамках Комиссии по модернизации экономики, но отдельные регионы всё же смогли продвинуться. Очевидно, что понимание значимости таких задач и стремление решать эти задачи дает свой положительный результат.
Стратегические информационные технологии – это одно из важнейших направлений развития нашей страны. Количество видов услуг, которые оказываются государственными и муниципальными структурами, переваливает за полторы тысячи.
У нас разрыв довольно приличный: в Москве пользователями интернета является приблизительно 60 процентов населения, а это уже такая неплохая цифра, она близка к усреднённым цифрам Европы и мира, а для большинства других регионов (за некоторыми исключениями, конечно) этот показатель составляет около 30–35 процентов. Здесь как раз и есть необходимость сближения этих позиций.
Особое внимание следует уделить подключению к интернету бюджетных учреждений: медицинских, социальных, Пенсионного фонда, прочих организаций. Недавно мы подключили к интернету все школы, нужно здесь по такому же пути идти.
Одновременно должны быть существенно расширены возможности по оплате государственных услуг и получению социальных выплат в безналичной форме. Для этого необходимо создать национальную платёжную систему и обеспечить равные условия для участия в ней всем банкам. Именно на её базе и должна быть в настоящий момент, в ближайшее время организована выдача социальных карт гражданам страны.
Наконец, четвёртая проблема, обычная в любом новом деле, – кадры, дефицит квалифицированных пользователей среди государственных и муниципальных служащих, имею в виду именно квалифицированных пользователей, а не тех, кто способен общаться с компьютером и знает, как включить интернет (таковых сейчас все больше и больше, думаю, что и в этом зале почти все это уже умеют), – я говорю о квалифицированных кадрах.
Две трети региональных органов власти испытывают нехватку в таких специалистах. Между тем в России в целом большое количество квалифицированных кадров в области ИТ. Об этом, кстати, говорит и изменение рейтинга ИТ-индустрии мира, в котором наша страна поднялась за год на 11 строчек, что само по себе приятно, хотя место ещё не самое симпатичное – 38-е, но движение уже есть. Кадрами нужно заниматься, политику эту нужно менять. Нужно стараться создавать стимулы для квалифицированных специалистов, которые готовы были бы работать в государственных структурах, в органах власти и управления.
Уважаемые коллеги! Переход на электронные услуги – это настоятельное требование времени. Надеюсь, сегодня это уже для большинства – надеюсь, даже, так скажем, для всех присутствующих – это уже не экзотика такая, как была 10 лет назад или даже пять лет назад. Многие страны сделали этот переход очень быстро, но это компактные страны.
Мы – большая страна со своими сложностями, поэтому я не ставлю задачу сделать переход такого рода на цифровые технологии и на использование электронного документооборота, использование всех форм электронного правительства за год-полтора, но за пять-шесть лет у нас есть все шансы сделать это.
Давайте перейдём к работе. Слово для доклада Юрию Михайловичу Лужкову.
Ю.Лужков: Глубокоуважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
В 2008 году был сделан принципиально важный шаг Президентом Российской Федерации – утверждена Стратегия развития информационного общества, а также другие программные и концептуальные документы в этой области.
Отдельная и очень больная тема – сроки предоставления государственных услуг. Так, для регистрации права собственности, получения материальной помощи требуется более месяца, а для получения разрешения на строительство (это уже притча во языцех) уходят годы.
Стратегией развития информационного общества ставится задача сократить к 2015 году различия между субъектами Российской Федерации до двух раз по интегральным показателям информационного развития. В данном направлении на федеральном уровне идёт постоянная работа. На примере целого ряда регионов мы видим, что активность их руководителей позволила добиться заметных успехов в области информатизации. Сделано много. Регионы имеют разработанные и внедрённые программно-технические средства, позволяющие решать самые сложные задачи. Так, в Республике Татарстан эффективно работает механизм автоматизации процессов формирования и исполнения программы капремонта, а также мониторинга состояния жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Эта технология признана лучшим решением в сфере информационно-аналитической поддержки управления ЖКХ.
Хорошие результаты показывает информационная система «Диспетчерский центр министерства здравоохранения Республики Татарстан», это также лучшее решение задачи информационно-аналитического сопровождения услуг в области здравоохранения.
В Самаре успешно действует автоматизированная информационная система управления образованием области. Система является лучшей в сфере информационно-аналитического сопровождения образовательных процессов. В Санкт-Петербурге создана автоматизированная информационная система управления единой дежурной службы, система уже рекомендована в качестве типового решения в сфере обеспечения безопасности и транспорта. Хорошо работает автоматизированная информационная система «Удостоверяющий центр исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга».
В Ямало-Ненецком автономном округе создан территориальный банк данных природных ресурсов – отличное решение в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды. В Хабаровске действует единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций, система разработана для более эффективного развития инженерной инфраструктуры города в части инженерных сетей и сооружений. В Пермском крае отлично действует информационно-аналитическая система мониторинга, анализа и прогнозирования развития агропромышленного комплекса субъекта Российской Федерации.
Перечисленное – это лишь малая часть решений, которые были разработаны и введены в эксплуатацию в регионах Российской Федерации. Хотел бы рассказать о московских разработках, которые мы можем предложить для практического использования.
Электронная карта москвича – это удостоверение личности, это карта на бесплатный проезд, на право получения продуктов и товаров в магазинах со скидками, на предоставление льгот, а также электронное средство платежа. Сегодня более 3,5 миллиона человек – в основном пенсионеры, малообеспеченные категории граждан – пользуются электронной картой москвича как своим важнейшим документом. Опыт создания электронной карты вплотную подвёл к разработке электронного документа гражданина Российской Федерации.
Как известно, Правительство Российской Федерации поддерживает, контролирует и продвигает систему ГЛОНАСС – это российский суверенный аналог американской системы GPS. В Москве создана и развивается система обеспечения безопасности граждан. Это система, при которой служба 02 мгновенно получает информацию, немедленно передаёт в отделение милиции, которое находится ближе всего к месту происшествия. Дежурный имеет из системы ГЛОНАСС полную картину перемещения всех групп немедленного реагирования, всех постов патрульно-постовой службы, и ближайшему посту группы немедленного реагирования даётся команда прибыть на место происшествия. Сразу после введения в эксплуатацию этой системы с её помощью по горячим следам было отработано 192 преступления.
В рамках обеспечения продовольственной безопасности Москвы введена в эксплуатацию единая городская автоматизированная информационно-аналитическая система оптового продовольственного рынка. Решение позволяет осуществлять мониторинг, анализ, контроль и прогнозирование показателей развития оптового продовольственного комплекса города, рекомендовано Минсельхозом Российской Федерации для тиражирования в субъекты Российской Федерации.
В Москве создана единая автоматизированная информационная система торгов. Система признана лучшим решением в области обеспечения и проведения торгов в электронном виде. Её возможности позволяют планировать и размещать закупки в рамках городского государственного заказа; формировать реестры государственных контрактов; контролировать исполнение городского заказа и инвестиционных проектов, целевое использование бюджетных средств.
Во многих регионах хорошо работает система «одного окна» – наше оружие против бюрократии, наш инструмент облегчения получения гражданами различных справок и документов. В этой системе справки формируются на основе использования электронных баз данных, которые в течение нескольких лет пришлось создавать, перенося информацию с бумажных носителей на электронные, чтобы можно было в режиме онлайн запросить из этих баз материалы и тут же сформировать их в единую и, кстати, не одну справку.
По инициативе межведомственной рабочей группы по вопросам сокращения различий между субъектами Российской Федерации по уровню информационного развития была разработана методика и проведена оценка 1100 практически реализованных программно-технических решений. Из 42 регионов страны по 17 основным направлениям информатизации отобраны 90 различных действующих систем, имеющих признаки универсальности для решения типовых задач в субъектах Российской Федерации.
Сформирован Общероссийский банк решений, который можно рекомендовать к тиражированию в регионы Российской Федерации. На сегодняшний день разработана концепция и методика формирования проекта «Электронный город будущего». Проделана большая работа совместно с Минкомсвязи Российской Федерации, с Минэкономразвития, экспертным советом Межпарламентской ассамблеи СНГ. Было проведено 10 семинаров по региональной информатизации при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций, Минрегионразвития, международной конференции «Региональная информатизация. Стратегические приоритеты». В рамках конференции состоялась выставка программно-технических решений в области региональной информатизации. Работа по тиражированию лучших решений из ознакомительной фазы перешла в фазу практическую.
Сегодня лучшие программно-технические комплексы, опробованные на территории одного субъекта Российской Федерации, успешно внедряются на территориях других. Москва предоставляет заинтересованным регионам свои технологии, документацию на бесплатной основе, использует решения, предложенные другими участниками. Очень важно, чтобы наш общий потенциал, который сегодня накоплен в регионах, передавался друг другу безвозмездно. Тиражирование типовых решений экономит средства регионов на разработку однотипных систем и создаёт предпосылки для сокращения различий субъектов Российской Федерации. Эту работу нужно продолжать и осуществлять на регулярной основе.
Подводя итоги менее чем годичной работы, можно сказать о большой пользе изучения опыта, накопленного в регионах России, по созданию элементов электронного правительства. Мы должны задать вопрос: является ли исчерпывающим освоение всеми регионами этих 1100 решений, уже имеющихся в нашем распоряжении? Для первого этапа это совсем неплохо, и нам необходимо его быстро реализовать. Конечно, нужна дополнительная серьёзная работа по типизации, созданию единых правил формирования баз данных, их актуализации. Всё это является, безусловно, полезным, но не отвечает всей полноте задачи создания электронного правительства на региональном уровне. Поэтому после реализации данного этапа и параллельно с ним нужно решить вместе с министерствами Российской Федерации, отвечающими за общегосударственную систему, целый ряд серьёзных вопросов.
Из них: утвердить единые требования и стандарты по разработке, модернизации, внедрению и эксплуатации информационных систем, справочников и каталогов; обновить утверждённую в 2007 году типовую программу развития и использования информационных технологий субъекта Российской Федерации и привести её в соответствие со стратегией, федеральной концепцией и планом мероприятий электронного правительства на уровне государства. Утвердить единообразную типовую архитектуру электронного правительства региона, которая должна быть увязана со структурой общенационального портала gosuslugi.ru; обеспечить чёткую систему управления и координации работ по региональной информатизации с участием в этой работе глав регионов или их заместителей. Необходимо утвердить типовой регламент управления региональной информатизацией.
Ключевое направление – это разработка и внедрение типовых решений региональной информатизации и создание единообразных процедур унификации баз данных.
Для интенсификации работы на региональном уровне необходимо принять ряд решений организационного плана. Должен быть сформирован эталонный образ «электронного региона» – необходимо разработать критерии степени приближённости субъектов Российской Федерации к эталонному образу – и проведена соответствующая оценка. Необходимо сформировать показатель для оценки деятельности главы региона по этому направлению, и он должен быть первым в оценке деятельности главы региона в той системе уже сформированных оценок того, как работает регион и как работает руководитель региона. Эту цель, я считаю, нужно поставить на первое место.
Необходимо организовать государственный статистический учёт по региональной информатизации. Что там говорить, если у нас в муниципальной статистике учитывается только показатель телефонизации, да и то населённых пунктов, где проживают свыше 100 тысяч человек.
Острой проблемой остаётся создание адекватной системы финансирования региональной информатизации. В настоящее время функционирование осуществляется в основном в рамках региональных целевых программ и проектов, а также из бюджетов ведомств. Представляется важным рассмотреть возможность формирования единого государственного фонда для преодоления информационного неравенства и выделения регионам субсидий на развитие региональной информатизации инфраструктуры, в том числе на подключение в первую очередь учреждений социальной сферы.
Завершая выступление, хочу ещё раз подчеркнуть, что вопросы региональной информатизации являются такими же важными, как сама общегосударственная система информатизации, ибо эти вопросы являются одной из самых важных составных частей государственной системы информатизации. Уже на данном этапе мы располагаем громадным опытом. Недопустимо просто сидеть на таком богатстве и наблюдать, как «оцифрованный» мир устремляется в новое технологическое будущее. Лучше возглавить этот процесс и его двигать вперёд. России это по силам, время не упущено.
Д.Медведев: Спасибо, Юрий Михайлович.
Слово Александру Александровичу Жилкину, руководителю рабочей группы Государственного совета.
А.Жилкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
Прежде всего хочу поблагодарить Президента Российской Федерации за поручение возглавить рабочую группу Государственного совета Российской Федерации по столь многогранной, злободневной для страны тематике. Предлагаемые к обсуждению на Госсовете вопросы, безусловно, актуальны как для отдельного гражданина, так и для общества в целом.
Уважаемые коллеги, вашему вниманию представлен доклад, подготовленный нашей группой. Должен отметить, что учёные, специалисты в области информационных технологий, сотрудники федеральных и региональных ведомств, эксперты очень заинтересованно и ответственно отнеслись к работе. 73 региона приняли участие в анкетировании, которое мы провели вместе с Министерством связи и массовых коммуникаций.
Хочу поблагодарить всех за содержательные и острые дискуссии, которыми сопровождались заседания рабочей группы в процессе подготовки материала.
Мы постарались отразить в докладе болевые точки в существующем процессе предоставления государственных услуг; стратегию решения проблем, а также наметить перечень мер, которые позволят обеспечить каждому гражданину нашей страны комфортные условия при получении услуги. При этом рабочая группа максимально учитывала все предпринимаемые шаги на федеральном уровне, опыт российских регионов и зарубежных стран. Мы исходили из того, что для большинства граждан, организаций повседневное и непосредственное общение с государством происходит именно через получение услуг.
По качеству оказанных услуг общество оценивает эффективность государственного управления в целом и отношение государства к гражданам. Не секрет, что сегодня только один процент жителей страны оценивает качество предоставления государственных услуг как позитивное. Подавляющее большинство опрошенных испытывают те или иные проблемы при их получении.
Вы, Дмитрий Анатольевич, уже назвали причины: это долгое ожидание в очереди; необходимость многократно обращаться по одному и тому же вопросу; длительные ожидания результата; коррупционные составляющие; недостаток информации о процедуре получения услуг и другие. Хочу добавить, что получение гражданином тех или иных услуг, как правило, отрывает его самого от рабочего процесса, что становится особенно актуальным для тех, кто живёт в отдалённых населённых пунктах нашей страны, когда одна поездка, что называется, туда и обратно, не всегда укладывается не только в рабочий, но и в календарный день.
Трудно оценить те совокупные издержки, которые несёт сейчас государство, предоставляя госуслуги в существующем формате. Регионы России обращают внимание и на другие проблемы, такие как недостаточный уровень координационной работы в сфере информатизации на межотраслевом уровне, несогласованность ведомственных, федеральных и региональных программ, организационные сложности при проведении мероприятий в органах местного самоуправления. Используется большое количество разнородных ресурсов и систем, зачастую нет возможности оперативного информационного взаимодействия. Слабое развитие инфраструктуры в регионах, отсутствие необходимых средств связи, телекоммуникаций, высокая стоимость программно-технических средств и доступа к интернету. Недостаток на госслужбе квалифицированных кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий, недоступность информационных услуг для значительной части населения и низкая его компьютерная грамотность.
При этом анализ, проведённый рабочей группой, показал, что к сегодняшнему дню государственной властью на федеральном и региональном уровнях проведена большая работа по информатизации. В ходе реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», а также других программ и проектов в настоящее время достигнуты ключевые результаты, которые могут служить базисом для формирования и развития так называемого электронного правительства. К таким достижениям можно отнести: высокое оснащение органов власти вычислительной техникой и базовым офисным программным обеспечением; создание телекоммуникационной инфраструктуры обеспечения деятельности органов власти; наличие значительного числа комплексных автоматизированных информационных систем; формирование у государственных служащих базовых навыков использования информационно-коммуникационных технологий. Органы власти имеют свои сайты в интернете, в том числе сайты Президента России, Правительства, министерств и ведомств, интернет-сайт «Приоритетные национальные проекты», которые пользуются широким интересом у общества. Начата работа по созданию общегосударственных и межведомственных информационных систем.
В текущем году Правительством Российской Федерации утверждён план мероприятий по реализации концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства. Активно проходит создание и развитие элементов электронного правительства в регионах России, таких как Башкортостан, Татарстан, Чувашия, Самарская, Тюменская области, Москва, Санкт-Петербург и ряд других регионов.
В большинстве субъектов Российской Федерации широко внедряется инфраструктура общественного доступа к информационным ресурсам и услугам органов управления, в частности, в рамках таких социальных проектов, как «Интернет в каждый дом», «Киберпочта», «Компьютер в каждый дом», через развитие сети центров доступа к сети Интернет прежде всего на базе публичных библиотек.
Хотелось несколько слов сказать о типичных решениях, но весьма эффективных, которые реализуются в Астраханской области. Создан при поддержке Минэкономразвития России многофункциональный центр, в нём оказывается 78 услуг. Для удобства посетителей работает электронная очередь, центр телефонного обслуживания, и в текущем году только через этот центр будет оказано свыше 100 тысяч услуг. В среднем посещаемость более 500 человек ежедневно. Планируется открытие филиалов на территории всей области, создан портал госуслуг, где представлены 148 сервисов. Каждый включает полное описание услуг. Если требуется заполнение бумажных форм документов, то можно скачать форму заявления, бланк, есть интернет-приёмная, даже снижаются цены на доступ в интернет в регионе за счёт роста аудитории пользователей.
И это не только молодёжь. Мы понимаем, что госуслугами пользуются – и более часто пользуются – люди старшего поколения, и сегодня мы организовали специальные курсы именно на базе школ, которые по национальному приоритетному проекту были полностью компьютеризированы. И хочу сказать, что наши ожидания превзошли тот уровень интереса, который проявило старшее поколение к обучающему проекту, и сегодня мы даже вынуждены были подключить все вузы и ссузы для того, чтобы обеспечить желающих включиться в этот проект.
С привлечением инвестиций Сбербанка России в пилотном режиме внедрена социальная карта Астраханской области. Привлекательность карты нового образца в том, что помимо традиционного приложения, дающего возможность получать обычный набор платёжных услуг (зачисление пенсий, пособий, зарплаты, проведение операций по оплате коммунальных платежей, снятие наличных и так далее), она является удостоверением личности, инструментом доступа к социальным услугам. Различные социальные и иные приложения, размещённые в настоящее время на карте, позволяют жителям региона дистанционно взаимодействовать с органами государственной власти и организациями – участниками проекта.
Особенностями проекта является совмещение социальных и платёжных приложений на одном чипе смарт-карты, использование одновременно карты гражданина и карты специалиста, например, врача, что создает основу для функционирования двустороннего юридически значимого электронного документооборота. Он может быть применён в лечебных учреждениях, при выписке рецептов. А также использование СНИЛС [страхового номера индивидуального лицевого счёта] в качестве единого идентификатора. Реализация проекта позволяет гражданам самостоятельно вести учёт льгот, экономить время, получать удалённый доступ к услугам; власти – контролировать целевое использование бюджетных средств, повышать качество обслуживания населения; другим участникам – в целом снижать затраты на оказание и получение услуг. Аналогичный опыт есть в нескольких других территориях Российской Федерации, а технологии используются разные.
На взгляд рабочей группы, есть смысл в пилотном режиме отработать порядок взаимодействия существующих решений для последующего тиражирования на все регионы Российской Федерации.
Учитывая сложность и многоплановость процесса оказания услуг, а также большое количество заинтересованных сторон, нам представляется необходимым подойти к процессу перевода в электронную форму с позиции форсайт-проектирования. Кроме того, есть некоторые конкретные предложения по решению задач перехода к оказанию государственных услуг в электронном виде. Часть Юрий Михайлович уже сказал, я постараюсь не повторяться.
Прежде всего необходимо упорядочить электронное взаимодействие органов власти между собой в процессе оказания государственных услуг, установить правила и порядок данного взаимодействия, который сегодня отсутствует. В противном случае развитие информационных ресурсов органов власти будет осуществляться по принципам, определяемым их разработчиками, что повлечёт за собой невозможность данных систем обмениваться информацией, их несовместимость на федеральном и региональном уровне. Кроме того, должны быть определены организационный порядок данного взаимодействия, ответственность за предоставляемые сведения и их использование.
Также считаем необходимым централизовать управление процессом формирования электронного правительства на федеральном уровне. Особое внимание разработчики системы должны обращать на то, что пользователи систем – рядовые граждане, часто имеющие образование, полученное 20–30 лет назад, когда современных информационных технологий ещё не было. Необходимы также: разработка типовых обучающих программ, направленных на совершенствование навыков по использованию современных информационно-коммуникационных технологий различными социальными группами граждан Российской Федерации; определение единых правил информационного взаимодействия в электронном виде между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; унификация и интеграция используемых систем; модернизация системы ориентиров, ценностей государственных служащих (эффективный менеджмент и проектный подход); формирование у государственных и муниципальных служащих устойчивой мотивации компетентного использования информационных технологий; формирование у населения заинтересованности в получении государственных услуг в электронном виде и повышение доступности информационных технологий для различных групп граждан; повышение информационной грамотности и социальной ответственности обеих сторон, участвующих в процессе предоставления госуслуг.
Мы полагаем, что представленные рабочей группой материалы могут служить основой для принятия системных решений по совершенствованию процессов внедрения современных технологий в сфере предоставления государственных услуг.
Д.Медведев: Спасибо, Александр Александрович. Куда Вы пошли? Может быть, я вам вопрос задам ещё. Торопиться не надо.
Вы упоминали о национальной платёжной системе, и в моём выступлении об этом говорилось. На Ваш взгляд, на какой базе её можно развивать?
А.Жилкин: Я не хочу пиарить свой проект, который мы со Сбербанком ведём.
Д.Медведев: Почему? Можно и попиарить, если он хороший.
А.Жилкин: Мы разрабатывали несколько карт.
Были коммунальные карты, которые только услуги ЖКХ обслуживали; была социальная карта отдельная. И, Вы знаете, большого интереса я не видел в глазах людей – пользователей данной карты. Когда мы совместили проект вместе со Сберегательным банком – на одной чиповой карте получили два предложения. Банковское – платёжный документ, когда он может и накапливать в себе деньги, плюс получает четыре процента по году, если деньги хранятся. Этой картой можно рассчитывается при поездке на автомобильном транспорте. Плюс к этому социальные приложения, у нас сейчас семь приложений – можно войти и получить любые услуги или хотя бы информационные – по линии Минобразования, здравоохранения, ЖКХ того же, Министерства занятости и труда. Также можно пользоваться придя к врачу. И учитывая, что эта карта является удостоверением личности, никто тебе не задаёт никаких вопросов, врач берёт карту, совмещает свою, получает необходимую информацию, дополнительно выдаёт какие‑то рекомендации, человеку тут же выписывается рецепт. И так как все завязаны: и поликлиники, и аптеки – в одну систему, то очень легко человеку, во‑первых, узнать, где данное лекарство находится, и, во‑вторых, два раза не бегать в аптеку.
И это сразу, вы знаете, вызвало бурный интерес, причём не только людей старшего поколения, для кого разрабатывалась социальная карта, а и молодёжи. Сегодня уже есть приложение студенческое и школьное, потому что школьники просят и студенты. Я считаю, что объединение приложений банковского и социального, их совмещение, является основой создания платёжной системы Российской Федерации, причём она на порядок будет эффективней и лучше, чем та же самая карта «Visa», «Master» и другие, потому что они являются только платёжным продуктом, а здесь ещё и социальные приложения, которые можно получить в любой точке Российской Федерации. Но она должна быть по стране единой.
Д.Медведев: Спасибо.
Пожалуйста, доклад Министра связи и массовых коммуникаций Игоря Олеговича Щёголева.
И.Щёголев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
Вначале хотел бы выразить отдельную благодарность Юрию Михайловичу и Александру Александровичу. Они проделали очень большую работу вместе со своими коллегами, и это во многом должно служить прообразом нашего дальнейшего взаимодействия, поскольку мы вместе изучали и опыт, вместе анализировали те примеры и федеральной информатизации, и региональной, и искали совместные пути интеграции такого рода решений и наиболее эффективного их использования в нашей совместной практике.
Дмитрий Анатольевич, как отмечено в Вашем Послании Федеральному Собранию, создание инновационной экономики знаний начинается с ориентации на реальные потребности людей. И одна из наиболее важных потребностей – получать от государства социально значимую информацию. Именно такая информация подтверждает права собственности, социальный статус, образование, даёт право на субсидии, медобслуживание и многое другое. Для большинства граждан это означает быстрый и свободный доступ к получению государственных услуг. Качество оказания услуг в свою очередь влияет и на образование, и на медицину, и на бизнес, и на развитие экономики, науки и общества в целом, а также на эффективность государственного управления и в конечном счёте на тот путь развития, которым идёт наша страна. Поэтому улучшение качества предоставляемых услуг стало нашей приоритетной задачей. Существующие процедуры их оказания означают для граждан потерю времени, для бизнеса – потерю прибыли, а для государства – рост коррупции и снижение темпов развития.
Оценки существуют разные. По некоторым из них, граждане вынуждены тратить ежегодно до 25 миллионов часов рабочего времени на получение услуг. Только у малого бизнеса возможности, упущенные из‑за дополнительных административных барьеров, составляют более 10 процентов от произведённых товаров и услуг. К примеру, для получения паспорта граждане тратят из‑за очередей и прочих проволочек свыше миллиона часов рабочего времени ежегодно.
Вы говорили об услугах посредников при регистрации автомобилей. Если взять среднерыночную таксу, это можно перевести в не один миллиард рублей, которые идут в кормушку «чёрного» рынка. Даже для того, чтобы просто узнать, готов ли запрошенный документ, приходится стоять в очередях. И все мы понимаем, что время, которое гражданин мог бы потратить на работу, семью, получение второго высшего образования, просто теряется за счёт волокиты и проволочек.
Другими словами, проблемы качества оказания госуслуг сказываются на развитии общества в целом. И мы считаем, что качество этих услуг можно существенно повысить за счёт внедрения информационных технологий. Польза будет очевидна как для граждан, так и для государства. К примеру, возможности дистанционных платежей через интернет позволили бы увеличить доходы государства от уплаты штрафа за административное правонарушение более чем в четыре раза. Мы привели в нашей презентации пример, который касается только неуплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения. И в ряде регионов такого рода услуга уже предоставляется, и наши коллеги, в том числе из Татарстана, подтверждают, что взимаемость штрафов повысилась кратно, причём не столько из‑за того, что большинство прежних нарушителей были злостными неплательщиками, сколько потому, что существующие процедуры даже уплаты штрафов являются для многих неудобными и занимают столько времени, что большинство предпочитает просто не платить.
Большинство проблем можно решить с помощью перевода услуг в электронный вид. Для этого необходимо обеспечить гражданам доступ к информации об оказываемых услугах, наладить дистанционное взаимодействие власти и заявителя, а также организовать более эффективное взаимодействие органов власти между собой.
В общем виде процесс получения услуги должен выглядеть так: гражданин заходит на определённый сайт в интернете, идентифицирует себя, после чего может подать в электронном виде заявку на оказание услуги. Если у него нет компьютера, он сможет делать это через специальный терминал в местах общего доступа, если не может дойти до терминала, то звонит по известному телефонному номеру – и за него заявку подают операторы. Данная заявка поступает в учётную систему органа власти, который оказывает запрашиваемую услугу, а система уже знает, как обрабатывать такие заявки, в какие базы данных других органов нужно обратиться, в какие органы власти отправить документ на согласование. И эти запросы также отправляются по электронным каналам связи. Кроме того, гражданин должен контролировать процесс выполнения услуги, отслеживая ход работы по этапам на сайте конкретного ведомства и на портале госуслуг. Получив необходимый ответ, ведомство принимает решение, которое вводится в базу данных, и в финале этого процесса гражданин получает уведомление о результате оказания услуги и, если в этом есть необходимость, бумажный оригинал.
Для реализации этих задач в 2009 году Правительство утвердило план, куда вошли наиболее социально значимые услуги. Кроме того, мы об этом уже достаточно подробно говорили, мы применили европейскую методику оценок наиболее значимых услуг, с тем чтобы, участвуя в разного рода рейтингах, нам не приходилось сравнивать балет с пляжным баскетболом или волейболом. И перечень этот будет пополняться.
Мы рассчитываем, как Вы и ставите перед нами такую задачу, что к 2015 году все услуги будут оказываться в электронном виде. Это будет происходить постепенно, но без потери темпа. На час предоставления информации мы должны прийти к тому, что услуга будет оказываться электронно. И сейчас на портале, вы, вероятно, обратили на это внимание, присутствует информация не только о процедуре оказания услуг, но по большинству услуг уже есть бланки и образцы заполнения. Это по международной классификации уже второй этап перехода к оказанию услуг в электронном виде. А к лету следующего года для большинства этих услуг уже должна появиться возможность электронного заполнения и отсылки таких формуляров и заявок в электронном виде непосредственно в электронную систему органов власти.
Мы уверены, что бумажное подтверждение оказанной услуги должно стать для заявителя по большинству услуг вторичным. И ему должно быть достаточно электронного уведомления, что минимизирует хождение по госорганам и повысит эффективность и их работы, и удобство оказания госуслуг для самих граждан.
Для того чтобы все органы власти в равной степени понимали стоящие перед ними задачи, Минкомсвязи разработало методические рекомендации по переводу услуг в электронный вид. С их помощью органы власти уже создали сетевые графики реализации электронных услуг. В графиках детально прописаны все необходимые изменения: организационные, нормативно-правовые, технологические.
Мы проанализировали нормативные и правовые акты, регулирующие оказание услуг, выявили нормы, которые требуют изменения, и совместно с Минэкономразвития запланировали работу по внесению этих изменений. Но даже самые лучшие планы и документы мало что значат без конкретных результатов.
Первым существенным, осязаемым не только для нас, но и для общества шагом мы считаем открытие портала. На нём сейчас опубликовано 113 описаний федеральных услуг; в реестре же содержится уже 265, а также представлена информация о более чем 25 тысячах мест оказания услуг по всей России.
Дмитрий Анатольевич, мы с Вами в Сингапуре видели, что, как правило, это сопровождается электронными картами. С нашего портала можно увидеть электронные карты, где расположены места, их адреса и телефоны для того, чтобы сделать это, с одной стороны, максимально удобным в использовании портального режима, а с другой стороны, максимально приблизить к созданию мобильной платформы, чтобы граждане могли получать эти услуги и через мобильные телефоны. Введение такой мобильной платформы для портала в его нынешнем виде мы планируем в начале следующего года.
Помимо информации о всех госуслугах, портал состыкован с реестром, где есть в том числе база данных административных регламентов. В этот же информационный ресурс входят адреса органов власти, формы документов и другая полезная информация. И важно, что эту информацию предоставляют сами органы власти. Она является юридически значимой, так как пополняется с использованием электронно-цифровой подписи. Таким образом, единый портал – это уже сегодня зеркало отношений государства и общества и позволяет объективно оценить уровень работы чиновников и качество оказания услуг, причём не только применительно к тому или иному ведомству, но и для сравнения того, как ведомства идут по этому пути, кто из них впереди, кто пока ещё отстаёт.
В нашей презентации есть ряд данных о степени популярности данного портала. К нам поступают отзывы. Дмитрий Анатольевич, у Вас на блоге тоже такие отзывы есть, и все они свидетельствуют о том, что подобного рода меры востребованы обществом. За первые два дня портал посетили свыше полутора миллионов граждан, а их активность достигла тысячи кликов в секунду. Это сравнимо по уровню востребованности с наиболее популярными порталами не только Рунета, но и мирового интернета. И мы считаем, что вправе говорить о том, что сделали первый шаг на пути к настоящему народному информационному обществу, которое основывается не на ведомственных инициативах, а на живом интересе граждан.
Отмечу, что даже по сравнению со странами, которые входят в первую десятку рейтинга готовности к электронному правительству, подобного рода ресурс вполне может считаться передовым и созданным с использованием самых современных технологий.
Однако наша стратегическая задача – организовать, как Вы правильно отметили, интерактивный обмен данными для оказания электронных услуг. Органы власти должны отказаться от обмена информацией на бумаге, для этого создаётся система электронного взаимодействия, она была спроектирована в этом году и уже в следующем году будет введена в эксплуатацию. Через эту систему все органы власти смогут централизованно общаться в электронном виде, она позволит проинтегрировать те различные виды ресурсов, которые естественным путём развития возникали в наших органах власти.
Не менее важной является и проблема доступности. Мы вместе с регионами работаем над широкой сетью публичного доступа к госуслугам, в общественных местах устанавливаются специальные устройства, так называемые инфоматы. В Москве за этот год установлено больше 200 таких устройств, в ряде регионов они создаются совместно с банковскими структурами, об этом говорили сегодня наши коллеги, – это и Астрахань, и Москва, и Тюмень, и ещё целый ряд регионов. Они позволят получать услуги гражданам, которые не имеют собственного компьютера. Кроме того, в помощь гражданам создан центр телефонного обслуживания для помощи в навигации по единому порталу, обращения принимаются бесплатно по всей территории России. За первые три дня работы колл-центра туда обратились около четырёх тысяч человек, и этот колл-центр станет основой для создания в 2010 году общегосударственного центра информационных обращений по вопросам государственных услуг.
В каждом федеральном органе власти уже создана «горячая линия» по услугам, и, что немаловажно, все центры уже объединены в единую сеть. В настоящее время планируем определить правила идентификации при оказании услуг, начата работа по формированию единого доверенного пространства владельцев ключей электронной цифровой подписи.
Что касается перевода в электронный вид госзакупок, это тоже то направление, которое мы не упускаем из виду, и идём здесь тоже с опережением первоначальных планов. Строго говоря, с середины следующего года должно начаться массовое внедрение этой системы, однако Правительство уже определило перечень продукции, которая с 1 января должна закупаться для федеральных нужд исключительно на электронных торгах. Перечень включает 23 позиции: от продовольственных продуктов и полиграфии до офисной мебели и автомобилей. С 1 июля, как и планировалось, количество позиций будет существенно увеличено. Мы уверены, что это позволит снизить и коррупционность данного рода процедур, и кратно увеличить экономию бюджетных средств.
Это о том, что сделано на федеральном уровне. Однако, естественно, вопрос перевода актуален и для регионального, и муниципального уровней. В этом месяце уже мы утвердили перечень государственных и муниципальных услуг, которые рекомендовано переводить в электронный вид в первую очередь.
Результаты, достигнутые на федеральном уровне, можно спроецировать в практическую плоскость и для субъектов Федерации. Мы готовы работать интенсивно, в живом контакте с регионами и помогать им теми решениями, которые уже опробованы и которые могут им пригодиться, имея в виду, конечно же, и технологическую инфраструктуру, и методические и нормативные наработки. Отмечу, что отдельные регионы начали эту работу. Первые результаты мы обсуждали на заседании совета региональной информатизации в декабре. Десять ведущих регионов уже предоставляют сведения о своих услугах на едином государственном портале, ещё целый ряд, в том числе и ряд пионеров в данной области, готовятся к переводу сведений о своих услугах на единый портал.
В общей сложности сейчас в едином реестре и на портале есть 269 региональных услуг, но помимо того, что это конкретная польза для граждан, по наличию информации об оказываемых услугах вполне можно оценить успешность работы каждого субъекта Российской Федерации по внедрению электронного правительства.
Есть те, кто уже немало сделал для решения данной задачи, но, к сожалению, есть ряд субъектов, где пока к работе даже не приступали, и на портале это видно. Я хочу обратить ваше внимание, это очень серьёзный инструмент, наглядный не только для того, чтобы мы с вами между собой определяли, кто и как продвинулся, но и для всех наших граждан.
Естественно, необходимо сохранить единство подходов к переводу услуг в электронный вид для всех уровней исполнительной власти. И те задачи, которые успешно решаются на федеральном уровне, можно успешно решать на уровне регионов и наоборот.
Поэтому, резюмируя то, что сказали мои коллеги, хотел бы сказать о тех задачах, которые, с нашей точки зрения, сейчас стоят перед регионами.
Во‑первых, необходимо создание структуры управления проектом по переводу услуг в электронный вид. Для этого рекомендуется в каждом субъекте создать координационный орган под председательством заместителя руководителя региона и включить туда специалистов, ведающих вопросами реализации и административной реформы, и информатизации, определить оператора электронного правительства, как это сделано в ряде регионов и на федеральном уровне.
Во‑вторых, необходимо обеспечить реализацию организационных и нормативно-правовых изменений, составить перечень услуг, оказываемых в регионе, и сформировать детальный план их перевода в электронный вид. Также необходимо внести соответствующие изменения в региональные правовые акты, препятствующие оказанию услуг в электронном виде.
В‑третьих, в регионе должна быть создана необходимая технологическая инфраструктура, портал и реестр госуслуг, а также региональный узел системы межведомственного электронного взаимодействия, удостоверяющий центр. При этом надо использовать наработки в данной области, которые созданы на федеральном уровне, и обеспечить проключение необходимой информации на федеральный портал и на федеральный реестр.
Совместными усилиями необходимо завершить создание единой инфраструктуры доступа к электронным услугам, имея в виду уже упомянутые инфоматы и центры телефонного обслуживания. Для того чтобы работы по данным задачам шли более слаженно и организовано, мы в рамках модернизационной комиссии уже озвучили проект «Электронный регион». Основные его цели – это перевод в электронный вид как раз региональных и муниципальных услуг. Благодаря этому проекту мы рассчитываем, в первую очередь, понять, каковы возможности региона в плане технической оснащённости, во‑вторых, наладить взаимодействие между федеральными и региональными органами власти.
Сценарий проекта выглядит так. Первый этап – это отбор десятка регионов, совместно с которыми будем отрабатывать тестовую программу внедрения электронного правительства по тем направлениям, которые наиболее успешно уже развиваются в данных регионах. По итогам создадим типовые карты информатизации, и в них будут как общие требования, так и конкретные ориентиры для пилотных регионов. Для создания типовых карт мы проанализировали, Юрий Михайлович об этом говорил, свыше тысячи успешных региональных решений, и это в значительной степени позволит нам изменить подход к созданию пилотных проектов.
Согласно региональной концепции информатизации 2007 года планировалось, что пилотные проекты и решения будут создаваться главным образом централизованно. Сейчас мы видим, что ни одному самому талантливому государственному органу не под силу проделать ту работу, которую делают наши регионы. Поэтому мы пойдём по пути отбора лучших практик и их передачи для внедрения в отдельные регионы. И, в частности, Москва к этому уже перешла. На недавней конференции, посвящённой региональной информатизации в Москве, мы услышали немало благодарственных слов за переданное программное обеспечение и за экономический эффект, который уже получен в регионах от его внедрения. И вторым этапом создания «электронных регионов» как раз должен стать перевод региональных услуг в электронный вид. Речь идёт и о формировании региональных реестров, и о формировании центров доступа к информации о деятельности и услугах органов власти. На третьем этапе, когда, изучив полученный опыт, мы сможем выработать универсальные решения для всех регионов, и именно с этого этапа начнётся не пилотное, а широкомасштабное внедрение проекта «Электронный регион» с необходимым юридическим обоснованием.
Безусловно, технические средства важны, однако гораздо важнее тот факт, что нам удалось организовать сам процесс перевода услуг в электронный вид, и этот процесс стал прозрачным и управляемым. Следующим шагом Минкомсвязи стала разработка системного проекта формирования электронного правительства, который описывает принципы формирования правительства, а также определяет конкретные шаги и решения для воплощения планов в действительность. В ваших материалах есть небольшой документ, который называется «Основные направления системного проекта», сам документ занял бы слишком много. Учитывая нашу заботу об охране окружающей среды, нам стало жалко тех десятков деревьев, которые нам пришлось бы перевести, чтобы обеспечить вас всех полным текстом этого документа.
Учитывая тему нашего сегодняшнего заседания, по вашим запросам мы сможем предоставить его в электронном виде. С вашими специалистами мы уже обмениваемся мнениями по поводу этого проекта, и наша методическая рекомендация основана именно на этих наработках.
Основным инструментом перехода для оказания услуг в электронном виде в 2010 году останется федеральная целевая программа «Электронная Россия», в 2010–2011 годах приоритетной программой должна стать долгосрочная целевая программа «Информационное общество». Она будет в первую очередь направлена на формирование электронного правительства и устранение цифрового неравенства в регионах. Такой проект программы подготовлен, в следующем году планируется его согласование и внесение на утверждение.
В завершение хочу сказать, что данная работа будет продолжена на всех уровнях, и в течение следующего года мы рассчитываем на получение новых и, возможно, даже прорывных результатов.
Благодарю вас за внимание.
Д.Медведев: Игорь Олегович, спасибо.
Я хотел бы вот что узнать в отношении всё‑таки основного портала, который сейчас включён и который работает пока в режиме справочной системы. Вы как предполагаете туда услуги подключать в электронной форме и регионы связывать? У меня есть предложение делать это не в массовом порядке, а просто брать готовые структуры федеральные, а также готовые регионы, которые, допустим, согласятся поучаствовать в этом эксперименте, и подключать их прямо к этому порталу. Как Вы считаете?
И.Щёголев: Дмитрий Анатольевич, у нас есть два пути. Один путь: мы не собираемся перечеркивать работу наших коллег, которые уже создали свои порталы и свои реестры, но в любом случае мы предлагаем, мы с ними работаем, находим взаимопонимание, чтобы они эти данные проключали и через единый федеральный портал, поскольку это будет гораздо удобнее для наших получателей. И такую работу мы уже ведём. Я назвал цифру: почти 270 услуг региональных, которые на этом портале представлены, и благодаря возможности для пользователя выбора региона он сразу получает доступ к тем услугам, которые оказываются на региональном уровне.
С Вашим подходом согласны. Будем сохранять и те ресурсы, которые уже созданы, но и за счёт появившихся возможностей для тех, кто пока свои ресурсы не создал, мы сократим этот путь и позволим проключать их прямо на наш портал.
Д.Медведев: Спасибо.
Рейман Леонид Дододжонович, советник Президента.
Л.Рейман: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники заседания!
Сегодня вашему вниманию представлен проект национального плана по реализации стратегии информационного общества. Это глубоко проработанный, всеми согласованный документ.
Как показывает сложившаяся практика, задачи по развитию и внедрению информационных технологий решены и решаются в рамках большого количества государственных, федеральных, ведомственных программ. И при этом объём бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели ежегодно, увеличивается примерно на 15–20 процентов в год.
Действительно, с учётом специфики применения информационных технологий в различных сферах государственного управления, наверное, нецелесообразно разрабатывать и реализовывать единую большую комплексную программу. Слишком уж велики различия, например, между электронным паспортом или электронной картой здоровья и системой автоматизированного фиксирования нарушений дорожного движения.
Создание новых информационных систем зачастую приводит к коренной модернизации какой‑либо бюджетной сферы или сферы государственного управления. И отделить мероприятия по информатизации от соответствующих программ зачастую просто невозможно. Вместе с тем амбициозные задачи, которые ставятся стратегией, требуют от нас формирования адекватного механизма планирования и, самое главное, контроля их выполнения.
Основная цель плана – обеспечить взаимную увязку задач и направлений реализации стратегии с теми проектами, которые финансируются на федеральном и региональном уровнях. Независимо от того, в рамках каких программ они реализуются и выполняются, они все попадают в этот план.
Таким образом, план на сегодняшний день является систематизированным сводом всех инициатив государства, направленных на развитие и внедрение информационных технологий. И фактически мы имеем единый портфель ИТ-проектов. План позволяет наглядно представить себе конкретные направления стратегии и как они будут реализовываться, и в то же время он является эффективным инструментом контроля реализации этих направлений. Сам по себе он не является программой или основанием для выделения бюджетного финансирования, вместе с тем он показывает, какие направления развиваются нормально, а какие проседают с точки зрения целей стратегии, и какие задачи, обозначенные в стратегии, требуют дополнительного внимания со стороны государства.
План охватывает трёхлетний период: текущий год, следующий год, на который уже утверждено бюджетное финансирование, и год, следующий за ним. Трёхлетний период планирования связан с тем, что план привязан к бюджетному процессу. Предполагается, что в каждый последующий год план должен быть актуализирован и пролонгирован на следующий период.
Представленный план содержит восемь разделов в соответствии с теми разделами, которые содержит стратегия. Содержание каждого раздела формировалось на основании тех предложений, которые поступали со стороны межведомственных рабочих групп, которые отвечали за то или иное направление. Он также включает в себя мероприятия, которые реализуются за счёт средств субъектов Российской Федерации. Таким образом, мы получаем комплексную картину, какие проекты планируется реализовать за счёт средств федерального бюджета, а какие будут профинансированы регионами. Представляется важным, чтобы регионы утвердили свои планы в привязке к разделам национального плана (то, о чём Вы, Дмитрий Анатольевич, сказали в своём вступительном слове). Я думаю, что это позволит видеть, как реализуются мероприятия плана в различных регионах, и считал бы тоже важным, чтобы эти планы были размещены и опубликованы в интернете.
План содержит 126 мероприятий. Общий объём финансирования в 2010 году 56 миллиардов рублей за счёт федерального бюджета и 14,5 миллиарда рублей за счёт бюджетов субъектов Российской Федерации. Существующая редакция, как я уже сказал, полностью согласована и внесена Правительством. План не учитывает бюджетные расходы на решение задач автоматизации текущей деятельности ведомств на федеральном и региональном уровнях. Мероприятия плана в основном привязаны к качеству услуг, оказываемых населению. И в этом смысле услуги здесь понимаются самым широким образом: это и образование, и культура, здравоохранение, безопасность жизни и многое-многое другое.
Что касается диспропорций, которые можно сегодня отметить с точки зрения самого плана и обеспечения финансирования тех или иных разделов. Можно сказать, что у нас проседают направления по внедрению информационных технологий в сфере культуры. Информатизация учреждений культуры практически не финансируется, библиотеки крайне слабо оснащены компьютерной техникой, и очень малое количество библиотек имеют приличный доступ в интернет.
Другое направление, которое хотелось бы отметить, – это здравоохранение. Это сфера, где использование информационных технологий очевидно может принести хорошие результаты; к сожалению, финансирование на этот год не предусмотрено.
Ещё одно направление – это служба экстренного реагирования. Отсутствие современной системы обмена данными негативно сказывается на скорости реагирования и на качестве предоставляемых пострадавшим в нештатных ситуациях услуг. Хочется отметить, что заявки, которые ведомства подали на 2011 год, значительно увеличивают те бюджетные ассигнования на сферы, о которых я сказал. И я надеюсь, что в 2011 году диспропорции, на которые было указано, можно будет решить.
Представляется, что важную роль в решении всех задач, о которых мы сегодня говорим, должна сыграть новая программа поддержки и развития информационного общества, о которой говорил Игорь Олегович, которая разрабатывается сегодня Министерством связи и массовых коммуникаций. Эта программа должна стать реальным инструментом выравнивания диспропорций между регионами с точки зрения уровня развития информационных технологий и оказания услуг населению в электронном виде. Предлагаемый комплекс мер позволит обеспечить эффективное управление реализацией стратегии и создаст необходимые условия для построения в России информационного общества.
Д.Медведев: Спасибо, Леонид Дододжонович.
Меркушкин Николай Иванович – глава Республики Мордовия.
Н.Меркушкин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
В Республике Мордовия с 2005 года действует республиканская комплексная целевая программа формирования информационного общества до 2010 года. В рамках данной программы ведутся работы по развитию информационного общества, в том числе по созданию в республике элементов электронного правительства.
После совещания в правительстве, которое прошло совсем недавно, нами подготовлена и в ближайшее время будет утверждена новая программа, проект новой программы до 2015 года. Цели и задачи этого проекта всецело соответствуют основным направлениям стратегии развития информационного общества в Российской Федерации.
В соответствии с проектом программы объём финансирования ИКТ на период до 2015 года потребует из республиканского бюджета почти 1 миллиард рублей, что в три раза больше, чем тратили мы ранее на эти цели. Я хочу сказать, что для бюджета республики это значительные суммы.
В рамках действующей программы, которую мы реализовывали предыдущие четыре года, реализованы следующие проекты. Мы обеспечили 100-процентный доступ населения к цифровому телевидению. В самой глубинной деревне у нас люди имеют возможность смотреть 24 канала цифрового телевидения и получать 6 каналов радиопередач. Открыт портал государственных закупок Республики Мордовия. В рамках построения платформы регионального электронного правительства создан программно-аппаратный комплекс, позволяющий автоматизировать подготовку и проведение заседаний правительства. Функционирует государственная скоростная информационная магистраль органов государственной власти, объединяющая все министерства и ведомства республики, органы местного самоуправления, и является основной инфраструктурой в дальнейшем электронного правительства.
Завершено формирование и ввод в эксплуатацию территориальной автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения республики», позволяющей обеспечивать электронное взаимодействие органов власти при оказании социальных услуг. Сдана в постоянную эксплуатацию система «Региональный фрагмент единой информационной системы мониторинга социально-экономического развития субъектов Российской Федерации», это в рамках общегосударственной программы. Ведётся база данных социально-экономических показателей республики, проводится мониторинг и анализ социально-экономического развития республики. Система является информационной основой для создания ситуационного центра.
Во всех сельских администрациях муниципальных районов республики введена в постоянную эксплуатацию автоматизированная информационная система «Сельские административные образования», позволяющая вести в электронном виде по «хозяйственной книге» и автоматизировать оказание муниципальных услуг (это выдача справок, простейших документов). Автоматизированная информационная система «ЗАГС» полностью во всех районах республики, автоматизированная информационная система жилищно-эксплуатационных организаций тоже функционирует во всех районах. Выполнен проект «Электронный гражданин», в рамках которого проведено обучение информационным технологиям более 5000 жителей республики старше 45 лет в целях обеспечения их доступа к государственным услугам в электронном виде.
Над чем мы сегодня работаем? В рамках и электронного правительства, и новой программы, которая подготовлена, сейчас строится республиканский центр обработки и хранения данных, на котором будут разворачиваться информационные системы электронного правительства, реестр госуслуг, портал госуслуг. На нём уже сейчас функционирует портал малого предпринимательства, портал госуслуг в части социальных услуг, система тестирования госслужащих на знание информационных технологий. На базе этого центра также планируется создание ситуационного центра правительства республики, о чём я говорил ранее. Планируется подключение государственной магистрали окончательно по всем направлениям органов местного самоуправления для создания единой информационной среды электронного правительства, внедрение межведомственного электронного документооборота. Планируется строительство удостоверяющего центра, внедряется система защиты персональных данных при представлении государственных услуг. Завершаем создание новой цифровой библиотеки – филиала библиотеки имени Ельцина.
Что касается проблем. Проблем, конечно, много, прежде всего они связаны с менталитетом людей, с подготовкой людей, особенно людей, которые старше 45 лет. Но всё‑таки для нас на сегодня главной проблемой является финансирование тех проектов, о которых я говорю, потому что люди стали значительно более активно и пользоваться, и интересоваться информационно-коммуникационными технологиями. Понятно, что много средств тратится на федеральном уровне, но я бы хотел поддержать Юрия Михайловича в том, что нам надо как можно больше типовых решений из центра, потому что без этих типовых решений наши затраты могут многократно возрасти. И конечно, что касается взаимообмена опытом, здесь тоже или министерство, или какой‑то орган должен взять на себя более чёткую координацию. Там, где уже что‑то конкретно, предметно сделано, мы могли бы быстро и узнать, и воспользоваться, и не тратить дополнительные деньги.
Я уже, Дмитрий Анатольевич, сказал, что в нашей программе мы практически запланировали миллиард рублей на последующие пять лет. Это для республики цифры очень большие, и если всё мы будем сами делать, эта цифра может быть значительно больше, и для дотационных регионов это может быть непосильно.
Вопросы информационной безопасности, по которым у нас сейчас очень много идёт по линии ФСБ разного рода представлений, находятся в большей мере в компетенции федерального уровня, я предлагаю финансировать централизованно. Там много разного рода требований. Нам приходится тоже тратить большие средства, тем более что во многих случаях очень быстро надо их исполнять.
В 2007 году по инициативе МЧС России Республика Мордовия была включена в состав нескольких субъектов Российской Федерации по реализации пилотного проекта Минсвязи России и МЧС по развёртыванию унифицированного программно-технологического комплекса так называемой системы 112. Там же должны были подключаться и все муниципальные образования. Первый этап этого проекта завершён, дальнейшего продолжения нет. На мой взгляд, этот проект надо продолжить, тем более что он направлен на обеспечение безопасности жизни граждан, нормального функционирования хозяйствующих субъектов. Мы понимаем на сегодня, и последние события показывают, насколько это важно. Этот проект, программа сама предусматривала полностью этот процесс обеспечивать в электронном виде и очень оперативное взаимодействие всех служб, которые завязаны на жизнеобеспечении граждан.
И последнее. С будущего года практически федеральный бюджет не будет софинансировать региональные программы. Многие проекты, которые я называл, которые мы реализовали, мы реализовывали их не на условиях софинансирования. Конечно, это осложнит для ряда высокодотационных регионов решение этой задачи. Тем более, если посмотреть по материалам рейтинги, Вы назвали там первыми в рейтинге Москву, Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий округ, Татарстан – это все те регионы, которые имеют бюджетную обеспеченность значительно большую, чем те, которые сегодня в самых последних рейтингах. Им не только будет очень сложно догонять их бюджеты в полном объёме, а, может быть, наоборот, получится, что они ещё больше будут отставать, скажем, в эффективности работы и органов власти, и в целом создания конкурентоспособного общества в своих регионах. Поэтому мне бы казалось, что какие‑то средства в федеральном бюджете должны быть и на поддержку отдельных регионов, а может быть, даже и просто для того, чтобы стимулировать какими‑то средствами, пусть небольшими, более активную работу самих регионов в этом направлении. Потому что все мы понимаем, что в будущем, причём в ближайшем будущем, все эти затраты окупятся многократно. Это всем понятно, всё необходимое – и эффективность, и скорость – в решении многих вопросов во многом будет зависеть от этого.
Д.Медведев: Николай Иванович, спасибо.
Слово для выступления Владимиру Александровичу Дмитриеву, председателю Внешэкономбанка.
В.Дмитриев: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые участники совещания!
Очевидно, я буду говорить не в целом об электронном правительстве, а, представляя госкорпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности», о теме, которую сегодня неоднократно поднимали, и она прозвучала отчётливо во вступительном слове Президента Российской Федерации, речь идёт о национальной платёжной системе.
Вашему вниманию представлена презентация, она на семи страницах. И в целях экономии времени я буквально несколько слов по каждому слайду прокомментирую.
Нет нужды говорить о том, что современная система финансовых взаимоотношений граждан с государством просто вопиющая, не соответствует тем задачам, которые стоят перед нашей страной в контексте планов по созданию электронного правительства. Именно об этих недостатках коротко говорится на первом слайде.
Вместе с тем не всё так печально: в нашей стране запущен целый ряд региональных проектов. Александр Александрович говорил об астраханском проекте, есть ещё ряд регионов, в которых прежде всего Сберегательный банк реализует проекты региональной платёжной системы, где сочетаются и социальные задачи, и одновременно присутствует приложение в виде платёжных инструментов. Но тем не менее, во‑первых, массового распространения внедрение этих систем не получило, и, во‑вторых, региональные платёжные системы, основанные на компетенции и услугах одного банка, не тиражируются в других регионах.
Преодолеть существующие проблемы, имею в виду региональные платёжные системы, на наш взгляд, призвана национальная платёжная система со своими естественными преимуществами, которая не основана на коммерческих принципах, которая доступна практически для всех желающих операторов банковских услуг и которая является исключительно важной с точки зрения национальной безопасности и социальной ответственности.
Четвёртый слайд иллюстрирует, собственно, принципы организации национальной платёжной системы. Мы ещё раз подчёркиваем, что оператор национальной платёжной системы не должен быть коммерческим институтом и одним из коммерческих банков в том смысле, что эта ситуация естественным образом нарушала бы конкуренцию в банковской среде.
Схема организации национальной платёжной системы, которая продемонстрирована на пятом слайде, наглядно демонстрирует, как банки, участвующие в национальной платёжной системе (а, по нашим расчётам, львиная доля российских банков может и должна участвовать в этой системе, порядка 80 процентов банковской системы страны), взаимодействуют через оператора национальной платёжной системы с населением и с органами государственной власти.
Национальная платёжная система, основанная на принципах, проиллюстрированных в предыдущих слайдах, позволит существенным образом решить ключевые задачи, которые стоят и перед «электронным обществом», и электронным правительством, и в смысле взаимоотношения в финансовых расчётах населения с государством.
И, наконец, завершая свою презентацию, я хотел бы подчеркнуть, что для внедрения национальной платёжной системы необходимо скорейшее принятие закона о национальной платёжной системе, о создании некоммерческого оператора.
Хотел бы сказать, что Внешэкономбанк как институт, созданный государством для преодоления инфраструктурных ограничений роста, готов стать той платформой, на базе которой могла быть создана и процессинговая структура, и база данных, и, собственно, основные операторские функции по созданию национальной платёжной системы. Тем более что на прошлой неделе наблюдательный совет Внешэкономбанка принял решение о том, чтобы на базе Связь-банка – это один из банков в структуре Внешэкономбанка – был создан Почта-банк, основанный на взаимодействии Связь-банка с «Почтой России», а это 42 тысячи отделений «Почты России» по всей стране. Таким образом, эта инфраструктура позволила бы обеспечить население страны доступными электронными услугами и с точки зрения взаимоотношения с государством и местными органами власти, и собственно платёжными средствами, которыми население могло бы пользоваться с помощью кредитных карт.
Д.Медведев: Владимир Александрович, если я правильно понимаю, то после принятия решения о создании объединённого банка на основе осколков системы, в том числе Связь-банка, и организаций почтовой связи, Вы считаете, что необходимая филиальная сеть, которая прямо или косвенно связана будет с Внешэкономбанком, у вас существует?
В.Дмитриев: Разумеется.
Д.Медведев: Тогда второй вопрос: если закон будет принят, как быстро Вы готовы будете создать эту национальную банковскую систему?
В.Дмитриев: Дмитрий Анатольевич, сам проект ещё не разработан в деталях, технико-экономического обоснования нет, финансово-экономического обоснования нет. Но я полагаю, что в течение полугода эти необходимые документы могут быть сформированы.
Д.Медведев: Нет, документы при чём здесь? Вы сами говорите, что мы хотим этим заниматься, без обиняков. Хорошо. Сколько, на Ваш взгляд, вам потребуется времени при наличии нормативной базы?
В.Дмитриев: Я думаю, что в течение года эта работа может быть завершена. Имея в виду, что процессинговый центр во Внешэкономбанке есть.
Д.Медведев: То есть год начиная с момента создания нормативной основы, допустим, закона о национальной банковской системе, так?
В.Дмитриев: Да.
Д.Медведев: Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие что‑то добавить, сказать пару слов на темы, которые ещё не звучали? Я тогда прошу это делать коротко совсем. Может быть, лучше с места.
Алексей Леонидович, пожалуйста.
А.Кудрин: У меня очень короткие замечания. В выступлении было сказано о подготовке плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года. К сожалению, этот план не согласован ещё со всеми ведомствами, прежде всего он ещё не согласован по финансам прежде всего на 2011–2012 годы, тем не менее мы готовы проделать эту работу. Я хотел бы, чтобы такое поручение было Правительству, и мы в ближайшее время завершим работу по согласованию данного плана. Сейчас он не согласован.
Вторая часть – в отношении национальной платёжной системы. Дмитриев в своём выступлении высказал спорные, я бы сказал, концептуально, на мой взгляд, неверные подходы к национальной платёжной системе. Сейчас такой законопроект готовится. Есть рабочая группа, которая готовит, включая Министерство финансов, Минэкономразвития, Центральный банк. Мы привлекаем специалистов банков, которые сегодня создали наиболее мощные процессинговые системы.
Что, мне кажется, не вполне верно в выступлении Дмитриева? Он национальную платёжную систему как мощную отечественную систему по проведению расчётов, на базе которой можно использовать разные продукты: социальные карты, карты платёжные – карты, связанные с платёжными системами типа «Visa» или «Сберкарта», путает с национальной платёжной системой. Это процессинговые центры, системы, которые могут помочь развить любые такие продукты. В данном случае ВЭБ считает, что он или Почта-банк будет, по сути, базой для такой системы. Я думаю, что это не одно и то же.
Но здесь, он уже сказал, есть ещё время для проработки. Работа над законом завершается. И мы можем ещё раз все эти вопросы взвесить. Но, повторяю, у нас в Правительстве такое предложение ВЭБа не обсуждалось. Сегодня я его услышал. И для меня были несколько неожиданными эти предложения.
Д.Медведев: Алексей Леонидович, спасибо.
Естественно, всё это нужно будет обсуждать. Поэтому у меня и в проекте поручения, которое я дам по итогам нашего сегодняшнего Госсовета, содержится соответствующая формулировка без указания на то, на какой базе это будет делаться. Но срок короткий – до 1 февраля 2010 года.
И второй момент. Мелкий, но важный.
У нас в стране исторически принято о присутствующих говорить не в третьем лице, а обращаясь по имени и отчеству. И если говорится фамилия, то, как правило, добавляется имя и отчество. Алексей Леонидович, просил бы Вас об этом не забывать.
А.Кудрин: Извините, я учту это.
Д.Медведев: Это не передо мной.
Пожалуйста, Дмитрий Вадимович.
Д.Зеленин: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!
Буквально коротко. Я предложил бы дополнить многофункциональные центры оказания госуслуг, которые у нас создаются, использованием возможностей пунктов коллективного доступа в интернет. Пункты эти организованы на базе отделений «Почты России». Это очень важно для сельской местности. Эти пункты пользуются доверием населения, прежде всего старшего нашего поколения, являются, в общем‑то, для них «окном в мир». Кроме этого, почта обладает высококвалифицированным персоналом в части работы с интернетом. У нас из 880 отделений «Почты России» есть пункты в 470, то есть это закрывает сельскую местность.
Кроме этого, почтовое ведомство имеет опыт работы с федеральными ведомствами, и в некоторых случаях вообще почта – это даже градообразующее предприятие. Поэтому предложил бы в действующую нормативную базу в части расширения перечня услуг, которые может оказывать «Почта России», обусловить её юридическим участником процесса. Это первое.
Второе. Очень важный вопрос по единой системе электронной идентификации граждан. Должны быть взаимоувязанные центры сертификации в различных ведомствах. Сейчас эта работа каждым ведомством ведётся, на мой взгляд, самостоятельно. Так вот задача в части стандартов и взаимного признания электронно-цифровых подписей, выданных различными центрами сертификации, также важна.
Ещё одни момент – это электронные формы. Сейчас, когда на портале мы разместили услуги, а мы разместили 49 наших региональных стандартов на федеральном портале, то важным стал вопрос об электронных заявлениях. Они не только должны иметь единую форму, но и единые технологические стандарты формирования этих электронных форм и обработки информационными системами. Также стандартизованным, возможно, должно быть не только программное обеспечение, на основе которого создаются программные комплексы, но и сам язык, сам фундамент, сама база, на которой и формируется это программное обеспечение. Всё это, на мой взгляд, должно быть принято, в том числе на правительственном уровне.
Также я поддержал бы предложение Юрия Михайловича Лужкова по созданию фонда ликвидации цифрового неравенства регионов. Без наличия такого фонда очень тяжело будет довести широкополосный интернет до каждого офиса врача общей практики или до каждой библиотеки. Фонд содействия реформированию ЖКХ показал свою эффективность. На мой взгляд, это одно из таких направлений, которым можно решать в целом задачи по стране.
А так, если говорить о примерах, то Тверская область завершила подачу широкополосного интернета: до всех населённых пунктов свыше 500 человек это 1 гигабит, до районных центов – 10 гигабит и до школ, внедрили широкополосный интернет в школах, где учится 80 процентов учащихся, – это 10 мегабит для 120 школ и 2 мегабита до 60 сельских школ.
Д.Медведев: Спасибо. Есть ещё что‑то?
С.Собянин: Дмитрий Анатольевич, можно два слова?
Д.Медведев: Да, пожалуйста, Сергей Семёнович.
С.Собянин: Уважаемые коллеги, спасибо за заинтересованный разговор. Действительно, Правительство последний год достаточно интенсивно работает над данными проектами, в том числе в плотном контакте с вами, с регионами. Должен заметить, что электронная форма предоставления государственных услуг является лишь электронной формой и отражает ту реальную действительность, которая у нас существует. Поэтому я должен, коллеги, вас предупредить о том, что лёгких решений здесь не бывает. Для того чтобы предоставить электронные услуги, например, в области здравоохранения, нужно реформировать здравоохранение. Для того чтобы обеспечить в электронной форме услуги в области ЖКХ, надо реформировать ЖКХ, и так далее, и тому подобное. Поэтому просто так упростить услуги и предоставить их в электронной удобной форме невозможно, я прошу иметь это в виду, это первое.
Второе: я бы считал возможным в проекте поручений конкретизировать часть, которая касается региональной составляющей. Дмитрий Анатольевич об этом уже сказал, полностью поддерживаю в том, что необходимо считать приоритетной задачей деятельности органов госвласти перевод государственных услуг в электронный вид. И также обеспечить внедрение первоочередных региональных, муниципальных услуг, утверждённых Правительством Российской Федерации. Такой перечень буквально недавно приняли, и мне кажется, что только совместной работой его можно реализовать, причём там сроки более сжатые. По такому же принципу, как, Дмитрий Анатольевич, мы утверждали первоочередные федеральные услуги, мы теперь такой перечень для региональных услуг сделали. И именно их обозначить как первоочередные, сосредоточиться на этих услугах, они являются наиболее социально значимыми.
Но для того, чтобы понять вообще, какой объём услуг вы оказываете населению, конечно, в каждом регионе надо иметь реестр услуг, которые вы предоставляете населению. Это также важно. И мне кажется, что можно было в поручения записать такую позицию.
Были разные мнения по поводу того, создавать свои собственные порталы или нет или ограничиться федеральным порталом и загрузить туда все услуги. Но в ходе работы мы пришли к выводу, что нужно иметь и то, и другое. То есть федеральный портал будет работать, и там будут загружаться все возможные ваши услуги, которые вы оказываете на региональном уровне, но должен существовать и региональный портал в каждом регионе для того, чтобы все ваши наработки были видны в системном проекте, созданном на базе региона. В конечном итоге и федеральный, и региональный порталы должны системно быть объединены – то, что сегодня и происходит и по целому ряду регионов.
Поэтому я просил бы эту позицию также отразить в проекте поручений.
И, конечно, для реализации этих сложных проектов необходимо в каждом регионе создать координационный центр, единый координационный центр, который бы работал по этому сложнейшему проекту, назначить вице-губернатора, который бы непосредственно, лично отвечал и курировал. Это формально.
А неформально, конечно, если губернатор или президент республики занимается этим проектом, там дела идут неплохо. Дело не в деньгах, а дело в желании и в организации работы.
Д.Медведев: Уважаемые коллеги!
Хотел бы, завершая наш разговор, поддержать то, что только что было сказано Сергеем Семёновичем [Собяниным] в отношении того, что там, где региональная власть с интересом занимается этой темой, – там изменения есть. А там, где региональная власть считает, что это какие‑то «ёлочные украшения»: и так жизнь трудная, но ещё какое‑то «электронное правительство» придумали, – там движения не будет.
Хотел бы, обращаясь ко всем здесь коллегам, сказать: тот, кто не будет заниматься этой темой, тот просто показывает, что он не годен к работе в современных условиях. И, может быть, это достаточно жёсткая констатация, но это, к сожалению, правда, потому что весь мир сегодня двигается именно в эту сторону. Мы отстали, и нам нужно быстро восполнить это отставание, иначе мы окажемся абсолютно неконкурентоспособны.
Я уже об этом рассказывал на других мероприятиях: был недавно в Сингапуре, смотрел, как там работает эта система – ну просто как часы. Да, Сингапур маленький. Да, они начали этим заниматься давно. Но это не повод, чтобы нам махать на эту проблему рукой. Поэтому я надеюсь, что федеральная исполнительная власть вместе с властью региональной приложит все усилия для того, чтобы заниматься этой темой.
Я специально выбрал эту тему для Государственного совета в конце года. Почему? Потому что нужно ставить амбициозные задачи. Конечно, можно говорить о преодолении последствий глобального финансового экономического кризиса, о мерах поддержки, и мы делали это, неоднократно в этом году встречались, все работали над этим. На мой взгляд, работали слаженно и неплохо. Но нужно и смотреть в будущее. А будущее нашей страны – это модернизация экономики и современная система управления страной. Современной системой управления страной является электронное правительство. Уверен, что, если мы за эту тему возьмёмся, мы её решим – и решим в достаточно короткие сроки.
Сегодня у одного из наших товарищей день рождения – это Александр Николаевич Ткачёв, ему почти 50, но ещё не 50, это хорошо: ему 49. Александр Николаевич, мы Вас поздравляем!
Спасибо, коллеги.
23 декабря 2009 года, Москва, Кремль