Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин по приглашению Президента Российской Федерации В.В.Путина в период с 7 по 10 мая 2025 г. посетил Российскую Федерацию с официальным визитом. В Москве состоялись полноформатные российско-китайские переговоры на высшем уровне, по итогам которых лидеры двух стран подписали настоящее совместное заявление. 9 мая глава китайского государства принял участие в торжественных мероприятиях, приуроченных к 80-й годовщине Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика (далее – Стороны) заявляют о следующем.
I
Текущий год знаменует 80-летие Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии и общемировой Победы над фашизмом.Вторая мировая война стала крупнейшей трагедией в истории человечества. Будучи главными театрами военных действий в Европе и Азии, Советский Союз и Китай приняли на себя основной удар гитлеровской Германии с объединившимися под ее знаменами сателлитами и милитаристской Японии, стали двумя ключевыми силами в борьбе с фашизмом и милитаризмом. Пройдя через беспрецедентные тяготы вероломного вторжения, испытав все ужасы той войны, советский и китайский народы плечом к плечу вели ожесточенную борьбу с агрессорами, бескорыстно поддерживая друг друга, ценой неисчислимых жертв одержали Великую Победу, совершив великий исторический подвиг во имя достоинства человечества и восстановления мира на планете.
Разгром нацистской Германии и милитаристской Японии ознаменовал крах притязаний носителей человеконенавистнической идеологии фашизма на мировое господство, попыток обратить в рабство целые народы, лишить их национальной культуры, идентичности, традиционных ценностей.
В современном мире Россия и Китай выполняют общую миссию – несут ответственность за сохранение достоверной исторической памяти о Второй мировой войне. В наших странах будут вечно помнить праведный подвиг народов Советского Союза и Китая, защитивших мир на планете. Отдаем дань памяти десяткам миллионов воинов, павшихза свободу и независимость будущих поколений, и безвинно погибшим мирным жителям. Выражаем глубокое уважение фронтовикам и труженикам тыла за их ратный подвиг и трудовой героизм, проявленные в годы войны. Стороны продолжат уделять особое внимание воспитанию молодежи на примере старших поколений в духеприверженности непреходящим нравственным ценностям патриотизма, чувства долга перед Родиной и народом и готовности к самопожертвованию ради ее мирного будущего и процветания.
Стороны будут решительно отстаивать итоги Победы во Второй мировой войне, пресекать попытки фальсификации ееистории, умаления и отрицания исторического вклада России и Китая в Победу во Второй мировой войне, очернения освободителей, резко осуждать деяния, связанные с осквернением или разрушением мемориалов павшим в ходе Второй мировой войны.
Стороны приложат все усилия для противодействия участившимся попыткам реабилитации человеконенавистнической идеологии нацизма и расового превосходства, продолжат сообща противостоять героизации нацистов и их пособников, подъему неонацизма, милитаристскому реваншизму и практикам, которые способствуют эскалации различных форм расовой дискриминации, расизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
Стороны призывают мировое сообщество уважать и защищать выработанные Международным военным трибуналом в Нюрнберге и Международным военным трибуналом для Дальнего Востока принципы, направленные на предотвращение развязывания войн, совершения геноцида, военных преступлений, пыток и других преступлений против человечности. Приговоры обоих трибуналов – незыблемая и не подлежащая пересмотру основа современного международного права и миропорядка.
Нюрнбергский трибунал и Международный военный трибунал для Дальнего Востока установили, что военные преступления нацистов и милитаристов совершались в таком широком масштабе, которого не знала история войн, сопровождаясь жестокостью и террором, степень которых трудно представить. Убийства гражданского населения и жестокое обращение с ним в ходе Второй мировой войны при этом достигли предела. Опираясь на исчерпывающие доказательства, судебное разбирательство констатировало, что эти преступления были частью плана по реализации намерений изгнать и истребить мирное население для того, чтобы колонизировать захваченную территорию.
Российская Сторона подчеркивает, что факты изгнания и истребления нацистами, а также их пособниками мирного населения СССР, установленные в приговоре Международного военного трибунала в Нюрнберге, должны расцениваться как геноцид народов Советского Союза.
Стороны полагают, что официальный Токио должен извлечь уроки из бесчеловечных страниц собственной истории, быть осторожным в словах и действиях в отношении храма Ясукуни и других моментов истории, полностью отмежеваться от милитаризма, принесшего в прошлом горе и страдания народам стран мира и самой Японии.
В русле общей задачи сохранения исторической правды, памяти о непреходящем значении решающих событий на азиатском фронте военных действий, обеспечивших капитуляцию Японии и установление долгожданного мира на планете, Стороны будут и далее осуществлять разноплановую просветительскую и мемориальную деятельность, выявлять и изучать новые свидетельства преступлений нацистов и японского милитаризма в годы Второй мировой войны и соответствующие исторические материалы, а также проводить совместные памятные мероприятия на местах событий, изменивших ход Второй мировой войны.
Стороны считают, что человечеству следует всегда помнить об ужасных событиях Второй мировой войны, ее причинах и уроках, приложить все усилия, чтобы предотвратить повторение подобной трагедии. Россия и Китай будут твердо стоять на стороне международной справедливости и готовы совместно с выступающими за мир народами всех государств решительно отстаивать послевоенный мировой порядок во имя построения прекрасного будущего всего человечества.
II
Стороны единодушно отмечают, что боевое братство и традиции взаимопомощи народов двух стран, закаленные в годы Второй мировой войны, заложили прочную основу российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, которые благодаря совместным усилиям Сторон вступили в новую эпоху, достигнув наивысшего уровня за свою историю, и продолжают уверенно и всесторонне развиваться, предлагая образцовую модель международных отношений нового типа и сотрудничества между великими державами и крупнейшими государствами-соседями в современном мире.
Под стратегическим руководством глав двух государств Стороны,опираясь на положения Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. и основополагающие принципы взаимоотношений, закрепленные в других двусторонних документах и заявлениях, поддерживают дух вечного добрососедства и дружбы, всеобъемлющего стратегического взаимодействия,взаимной выгоды и обоюдного выигрыша и продолжают укреплять сотрудничество в различных областях, достойно выдерживая внешние вызовы.
Прочной основой такого многопланового взаимодействия России и Китая является широкая общность национальных интересов в долгосрочной исторической проекции и соответствие задачам комплексного национального развития обоих государств. Российско-китайские отношения обладают уникальной стратегической самодостаточностью и мощной внутренней движущей силой, не направлены против какой-либо третьей стороны и не подвержены влиянию третьих сторон. В условиях турбулентной и переменчивой международной обстановки Стороны, сохраняя стратегическую решимость и неизменно рассматривая друг друга в качестве приоритетных партнеров, будут совместно противостоять любым попыткам вмешательства и подрыва традиционной дружбы и глубокого взаимного доверия между Россией и Китаем, способствовать взаимному развитию и подъему, а также привносить в мир стабильность и позитивную энергию.
Стороны заявляют о твердой поддержке друг друга в обеспечении суверенитета, территориальной целостности, безопасности и стабильности, недопущении любых попыток внешних сил препятствовать нормальному развитию отношений между двумя государствами и вмешиваться в их внутренние дела, в праве самостоятельного выбора пути развития, сохранении культурно-исторической идентичности и традиционных нравственных ценностей.
Российская Сторона подтверждает приверженность принципу «одного Китая», признает, что в мире есть только один Китай, Тайвань является его неотъемлемой частью, а правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Выступает против независимости Тайваня в какой бы то ни было форме, твердо поддерживает действия правительства Китая по защите собственного суверенитета и территориальной целостности, а также по объединению страны.
Китайская Сторона поддерживает усилия Российской Стороны по обеспечению безопасности и стабильности, национального развития и процветания, суверенитета и территориальной целостности, выступает против вмешательства извне во внутренние дела России.
Стороны, направляемые «дипломатией лидеров», будут всесторонне и последовательно реализовывать достигнутые главами государств важные договоренности, продолжать поддерживать тесные контакты на высшем и высоком уровнях, обеспечивать высокую интенсивность механизмов межправительственных, межпарламентских и межпартийных контактов.
Стороны подтверждают, что тесные связи между вооруженными силами России и Китая имеют особое значение и способствуют повышению возможностей Сторон отстаивать свой суверенитет и национальные интересы, эффективно противостоять традиционным и новым вызовам и угрозам.
Стороны продолжат укреплять военное и военно-техническое сотрудничество во благо народов России и Китая, а также глобальной и региональной безопасности.
Стороны будут углублять взаимное доверие и взаимодействие между вооруженными силами, расширять масштабы и географию совместных учений, регулярно осуществлять совместные морские и воздушные патрулирования, развивать обмены и сотрудничество как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов, выводя военное сотрудничество между Россией и Китаем на более высокий уровень.
Российская Сторона высоко ценит бережное отношение Китайской Стороны к захоронениям советских воинов, погибших в боях с японскими агрессорами. Стороны подчеркивают важность сохранения военно-мемориальных объектов, увековечивающих память погибших героев Второй мировой войны, и ухода за такими объектами, будут прилагать совместные усилия по установлению судеб погибших и пропавших без вести, активизировать работу по совершенствованию соответствующей нормативно-правовой базы.
III
Стороны, выступая важными торговыми партнерами друг друга и высоко оценивая значительный прогресс, достигнутый в экономических отношениях за последние годы, единодушно отмечают, что двустороннее взаимовыгодное сотрудничество внесло позитивный вклад в повышение благосостояния народов двух стран. Российская Федерация и Китайская Народная Республика твердо отстаивают право на самостоятельное развитие двустороннего торгово-экономического партнерства.В целях дальнейшего продвижения взаимовыгодной кооперации Стороны договорились:
продвигать стабильное развитие двусторонней торговли и совершенствовать структуру товарооборота, в том числе за счет повышения доли высокотехнологичной продукции, развития инновационных методов электронной торговли, взаимного снабжения базовыми материалами, минеральными ресурсами и товарами сельского хозяйства;
углублять связи в сфере инвестиций, повышать уровень взаимодействия в соответствии с обновленным Планом российско-китайского инвестиционного сотрудничества и подписанным 8мая 2025 г. Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о поощрении и взаимной защите инвестиций, формировать справедливую, прозрачную и предсказуемую деловую среду;
продолжать укреплять всеобъемлющее энергетическое партнерство, поддерживать экономических операторов двух сторон в реализации проектов в области нефти, природного газа, сжиженного природного газа, мирного атома, угля, электроэнергии и возобновляемых источников энергии, обеспечивая стабильное функционирование соответствующей трансграничной инфраструктуры и беспрепятственную транспортировку энергетических ресурсов;
повышать уровень финансового взаимодействия, наращивая межбанковские связи, расширяя расчеты в национальных валютах и углубляя кооперацию в области страхования, рейтинговых агентств и ценных бумаг;
совершенствовать транспортную инфраструктуру на российско-китайской границе, повышать эффективность пассажирских и грузовых перевозок, таможенного оформления и досмотровых процедур, раскрывать транзитный потенциал двух стран, обеспечивать беспрепятственное функционирование российско-китайских трансграничных транспортных коридоров, укреплять взаимовыгодное сотрудничество по Северному морскому пути;
активизировать промышленную кооперацию, расширять сотрудничество в области технологий и инноваций, укреплять производственные цепочки;
расширять и наращивать потенциал научно-технического сотрудничества, в том числе путем формирования новых направлений взаимодействия в области инноваций, фундаментальных и прикладных исследований, организовывать проведение на регулярной основе совместных конкурсов и реализацию научно-исследовательских проектов, поддерживать создание новых форматов научно-технической кооперации;
всесторонне углублять многоплановое двустороннее практическое сотрудничество и обеспечить его существенное качественное продвижение к 2030 году в таких сферах, как торгово-экономическое, таможенное, сельскохозяйственное, транспортное, финансовое, промышленное, природоохранное взаимодействие, а также кооперация в области космической и спутниковой навигации, ядерной энергетики, городского строительства, здравоохранения, информационно-коммуникационных технологий.
IV
Стороны поддерживают культурное и цивилизационное многообразие, признают самобытность как основу многополярного мира, уважают уникальные системы ценностей государств и народов.
Стремясь к справедливому, равноправному, открытому и инклюзивному международному культурно-гуманитарному сотрудничеству, выступают категорически против его политизации, использования подходов, основанных на дискриминации и ксенофобии, навязывания деструктивных идеалов и ложных убеждений, подрывающих фундамент культурного суверенитета.
В русле усилий по недопущению забвения подвига наших народов в Победе над германским нацизмом и японским милитаризмом Россия и Китай продолжат противостоять любым попыткам ввести в заблуждение подрастающие поколения.В целях сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей, исторической памяти и культурной идентичности, непрерываемого наследия моральных норм и принципов, обычаев дружбы между народами, укрепления взаимопонимания Стороны договорились:
укреплять взаимодействие в области образования, совершенствовать его законодательную базу, расширять сотрудничествов сфере общего, среднего профессионального, дополнительного образования и между университетами, усиливать соответствующую работу в рамках таких многосторонних площадок, как БРИКС и Шанхайская организация сотрудничества, наращивать масштабывзаимных студенческих обменов, поощрять преподавание и изучение русского языка в Китае и китайского языка в России, продолжать оказывать поддержку ведущим национальным университетам в разработке и реализации совместных образовательных программ и научно-исследовательских проектов, поддерживать деятельностьассоциаций профильных университетов, осуществлять контакты между академическими кругами, проводить научно-исследовательские конференции и иные мероприятия в области науки и образования;
выступать за объективное и беспристрастное освещение российскими и китайскими средствами массовой информации дружественных связей и социально-экономического развития двух стран, углублять диалог по вопросам политики в области средств массовой информации и сотрудничество в таких сферах, как совместное производство аудиовизуального контента и обмен им, использование новых технологий и подготовка кадров, проведение крупных медиафорумов, продвижение в глобальном медиапространстве общих внешнеполитических подходов, взаимодействие в рамках мировых и региональных информационных объединений. Стороны намерены объединить усилия для повышения уровня защищенности журналистов и обеспечения права граждан на достоверную информацию;
поддерживать взаимодействие по линии архивных служб двух стран в целях борьбы с попытками фальсификации истории и нивелирования вклада народов двух стран в борьбу с немецким фашизмом и японским милитаризмом;
продолжать реализовывать на высоком уровне мероприятия в рамках Годов культуры России – Китая в 2024–2025 годах в целях углубления сотрудничества по всем направлениям, в том числе в области исполнительских искусств, выставочных обменов, библиотечного дела, творческого образования и креативных индустрий. Поддерживать традицию проведения библиотечного форума, фестивалей национальных культур и таких мероприятий, как «Китайский Новый год в Москве»и «Российско-Китайская ярмарка культуры и искусства», а также организацию «Московских сезонов в Пекине». Поощрять участие представителей Сторон в новых международных музыкальных конкурсах, проводимых по инициативе России или Китая, включая Международный музыкальный конкурс «Интервидение». Продвигать дальнейшее развитие межрегиональных связей, повышать роль работающих на основе принципа взаимности культурных центров двух стран;
поступательно развивать сотрудничество в сфере кинематографии, способствовать расширению совместного кинопроизводства, установлению и углублению прямых контактов между деятелями и организациями в области кинематографии России и Китая. Приступить к выполнению Плана действий в области совместного кинопроизводства до 2030 года, утвержденного Министерством культуры Российской Федерации и Государственным управлением по делам кинематографии Китайской Народной Республики. Поощрять проведение таких культурных мероприятий в области кино, как традиционные обменные кинофестивали и недели анимационного кино, поддерживать учреждение Российской Стороной Евразийской академии кинематографических искусств и Открытой Евразийской кинопремии, положительно рассмотреть возможность представления фильмов и направления деятелей киноиндустрии для участия в профильных конкурсных мероприятиях;
признавая уникальную роль физической культуры и спорта для упрочения солидарности и мира, способствовать развитию международного спортивного сотрудничества на равноправной и деполитизированной основе, выступать против дискриминации спортсменов по любому признаку. Совместно защищать олимпийские ценности, отстаивать принципы честного и справедливого спорта;
укреплять молодежное сотрудничество посредством реализации совместных проектов и программ в сферах духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, предпринимательства и инноваций, добровольчества, творчества и креативных индустрий. Стороны договорились содействовать участию молодого поколения двух стран в проектах и программах, посвященных празднованию 80-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне и Победы китайского народа в Войне сопротивления японской агрессии;
расширять молодежные обмены на всех уровнях, включая межрегиональный, поощрять координацию работы на многосторонних площадках для продвижения общих позиций по вопросам развития молодежи.
Стороны высоко оценивают тесное сотрудничество по широкому спектру вопросов в области охраны окружающей среды, совместную деятельность по обеспечению биоразнообразия, позитивные результаты взаимодействия России и Китая в сфере охраны больших панд, поддерживают укрепление двустороннего сотрудничества и обменов в вопросах защиты популяций амурского тигра и дальневосточного леопарда в приграничных регионах двух стран и создания трансграничных заповедников. Стороны будут проводить исследования в рамках международного взаимодействия по сохранению золотистых курносых обезьян, совместно повышать компетенции в работе по защите редких диких животных.
V
Стороны с беспокойством отмечают деструктивные действия ряда государств и их объединений, стремящихся в угоду своим узкокорыстным гегемонистским интересам пересмотреть итоги Второй мировой войны, расшатать принципы сложившегося послевоенного миропорядка, размыть центральную роль Организации Объединенных Наций (ООН) в поддержании мира и безопасности в глобальном измерении.
Стороны подтверждают свою приверженность соблюдению международного права, включая цели и принципы, закрепленные в Уставе ООН в качестве его неотъемлемого и основополагающего элемента во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи, выражают готовность противодействовать попыткам ревизии основополагающих принципов международного права.
Стороны отмечают безальтернативность формирования более справедливого и устойчивого многополярного миропорядка и агрессивную политику ряда государств, которые, действуя в логике гегемонизма и неоколониального мышления, защищают свои привилегии путем ограничения суверенитета государств, сдерживания их экономического и научно-технического развития и создания тем самым препятствий тенденциям многополярности и демократизации международных отношений.
Являясь независимыми силами в процессе формирования многополярного миропорядка, Стороны будут в полной мере реализовывать потенциал двусторонних отношений, защищать международную систему, центром которой является ООН и международные отношения в которой выстраиваются с опорой на цели и принципы Устава ООН,способствовать установлению равноправной и упорядоченной многополярности в мире и демократизации международных отношений, консолидировать усилия, направленные на создание более справедливого многополярного мира.
Россия и Китай, как основные государства–победители во Второй мировой войне, государства–основатели ООН и постоянные члены ее Совета Безопасности, подчеркивают значимость отмечаемого в 2025 году 80-летнего юбилея ООН, создание которой стало одним из главных итогов Победы во Второй мировой войне.
Стороны подтверждают приверженность сохранению за ООН центральной координирующей роли в согласовании интересов государств-членов и выработке коллективных ответов на вызовы современности.
Стороны заинтересованы в максимально тесной координации на площадке ООН, включая ее Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею, в целях содействия поиску долгосрочных и справедливых решений глобальных проблем на основе целей и принципов Устава ООН, а также баланса интересов.
Стороны придают особое значение активизации деятельности Группы друзей в защиту Устава ООН, рассматривают это объединение как эффективный механизм отстаивания принципов и норм международного права, формирования справедливого и демократического многополярного миропорядка, борьбы с неоколониальными практиками, включая нелегитимные односторонние принудительные меры, а также противодействия политизации прав человека.
Россия и Китай выступают за широкий равноправный диалог о путях адаптации международной архитектуры к формирующимся многополярным реалиям ХХI века на основе многообразия цивилизаций, баланса сил и интересов всех участников международного сообщества.
Российская Сторона придает большое значение Глобальной цивилизационной инициативе, готова совместно с Китайской Стороной организовать профильные мероприятия в соответствии с резолюцией «Международный день диалога между цивилизациями», принятой Генеральной Ассамблеей ООН, продвигать культурные обмены и диалог, содействовать связям между народами.
Стороны подчеркивают важное позитивное значение выдвинутых Китайской Стороной концепции построения Сообщества единой судьбы человечества и серии других глобальных инициатив. Судьбы народов всех стран взаимосвязаны, ни одно государство не должно обеспечивать свою безопасность за счет и в ущерб безопасности других государств. Стороны обращаются ко всем странам с призывом твердо придерживаться принципа неделимости безопасности в глобальном и региональном аспектах, минимизировать конфликтный потенциал в межгосударственных отношениях, обеспечивать всеобщую, комплексную, устойчивую безопасность, основанную на совместном сотрудничестве. Стороны будут сотрудничать в деле Глобальной инициативы в области безопасности. Китайская Сторона придает большое значение выдвинутой Российской Стороной инициативе Евразийской архитектуры безопасности, готова вместе с Российской Стороной активно продвигать сопряжение концепций по безопасности и общие интересы в этой сфере, прилагать усилия в защиту мира и безопасности.
Стороны подтверждают приверженность поиску политических решений для урегулирования кризисных ситуаций посредством диалога и поддерживают конструктивное участие международного сообщества в политическом урегулировании «горячих конфликтов» на основе принципа невмешательства во внутренние дела, а также устранения не только их последствий, но и коренных причин.
Осознавая важность сохранения и защиты в целях обеспечения стабильности на пространстве Евразии системы международного права, в основе которой лежит Устав ООН, Россия и Китай выступают за адаптацию евразийского регионального взаимодействия в области безопасности, экономики, культуры и других сферах к многополярным реалиям в интересах всех государств континента.
Стороны подчеркивают, что обеспечение надежной и устойчивой архитектуры евразийской безопасности невозможно без устранения первопричин межгосударственных противоречий и отказа от создания угроз друг другу. Россия и Китай решительно осуждают любые попытки внешнего силового диктата, направленного на подрыв процессов консолидации и равноправного сотрудничества в Евразии.
Стороны констатируют, что принимаемые в обход Совета Безопасности ООН односторонние принудительные меры, в том числе экономического характера, противоречат Уставу ООН и другим нормам международного права и наносят ущерб интересам обеспечения международной безопасности. Решительно выступают против идущих вразрез с международным правом и не получивших одобрения Совета Безопасности ООН односторонних принудительных мер и осуждают давление на другие страны путем запугивания, ограничений и угроз.
Стороны поддерживают центральную роль ООН в регулировании искусственного интеллекта, акцентируют важность уважения суверенитета государств, соблюдения национальных законодательств и Устава ООН в рамках данного процесса. Подтверждают намерение совместно направлять искусственный интеллект в интересах общего развития, отмечая, что машинное обучение, призванное способствовать социально-экономическому развитию всех государств, не должно стать геополитическим инструментом достижения гегемонии отдельных государств. Стороны выступают против политизации научно-технических вопросов, а также умышленных действий, направленных на подрыв стабильности международных производственно-сбытовых цепочек, связанных с искусственным интеллектом. Российская Сторона высоко оценивает усилия Китайской Стороны по принятию на основе консенсуса Генеральной Ассамблеей ООН резолюции об укреплении международного сотрудничества в сфере развития искусственного интеллекта, приветствует разработку Китайской Стороной Плана действий по укреплению потенциала искусственного интеллекта, намерена развивать многостороннее сотрудничество в рамках Группы друзей по наращиванию потенциала искусственного интеллекта и Центра развития и сотрудничества в области искусственного интеллекта Китай-БРИКС. Стороны будут поддерживать друг друга при проведении Глобального цифрового форума в 2025 году, Всемирной конференции по искусственному интеллекту– Конференции высокого уровня по глобальному управлению искусственным интеллектом в 2025 году.
Стороны отмечают важность международной гуманитарной помощи для гражданского населения и беженцев, пострадавших от вооруженных конфликтов, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, подчеркивают необходимость соблюдения Устава ООН, призывают мировое сообщество руководствоваться принципами гуманности, нейтралитета, беспристрастности и независимости при оказании гуманитарной помощи, обеспечивать гарантии прав на существование и доступ к первичным потребностям пострадавших, выступают против вмешательства во внутриполитические дела и расшатывания региональной стабильности под предлогом оказания международной гуманитарной помощи, а также против политизации и инструментализации вопросов оказания международной гуманитарной помощи. Стороны призывают мировое сообщество к укреплению сотрудничества в сфере оказания международной гуманитарной помощи, совместному формированию более справедливой, рациональной и эффективной системы оказания международной гуманитарной помощи в целях смягчения гуманитарных кризисов в глобальном масштабе.
Стороны единодушно полагают, что загрязнение пластиковым мусором является следствием утечки пластиковых отходов в окружающую среду, и выражают решимость наращивать усилия по борьбе с загрязнением пластиковым мусором с учетом национальных особенностей и суверенитета каждого государства, а также совместно с другими государствами разработать международный юридически обязывающий инструмент по предотвращению загрязнения окружающей среды, в том числе морской, пластиковым мусором.
VI
Стороны будут и далее укреплять тесную координацию в рамках Шанхайской организации сотрудничества как перспективное направление развития российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху.
Россия и Китай совместно с другими государствами – членами ШОС продолжат усилия по повышению международного влияния ШОС и увеличению ее практического вклада в построение справедливого многополярного миропорядка при сохранении центральной роли ООН, строгом соблюдении и уважении принципов международного права. Стороны будут активно способствовать углублению взаимодействия в рамках ШОС, которое может послужить основой для формирования архитектуры равной и неделимой безопасности в Евразии, широкого пространства мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания.
В этом контексте Россия и Китай считают приоритетной задачей последовательную реализацию Предложений по совершенствованию деятельности ШОС на современном этапе, утвержденных Решением Совета глав государств – членов ШОС 4 июля 2024 г. Стороны совместно с другими государствами – членами ШОС намерены предпринимать меры, направленные на ускорение процессасоздания Универсального центра по противодействию вызовам и угрозам безопасности в Ташкенте и Антинаркотического центра в Душанбе.
Стороны придают важное значение последовательному расширению состава участников ШОС за счет государств, разделяющих цели, задачи и основополагающие принципы Хартии ШОС, включая принципы взаимного доверия, взаимной выгоды, равенства, взаимных консультаций, уважения к многообразию культур и стремления к совместному развитию, воплощенные в «шанхайском духе». Россия и Китай выступают за укрепление разнопланового сотрудничества с партнерами по диалогу и наблюдателями при ШОС, заинтересованными государствами и международными организациями, в том числе в формате «ШОС плюс».
Стороны, подтверждая взаимную поддержку председательства Китайской Народной Республики в ШОС и Российской Федерации в Совете глав правительств государств – членов ШОС, будут оказывать содействие друг другу при подготовке саммита ШОС в Китае и заседания Совета глав правительств государств – членов ШОС в России в 2025 году. Они убеждены, что предстоящие встречи на высшем уровне будут эффективно содействовать дальнейшему укреплению мощного потенциала ШОС в сферах политики, безопасности, экономики и гуманитарных связей, а также приданию новой динамики и качества торгово-экономическому сотрудничеству с учетом принятых в ШОС профильных программных и концептуальных документов в целях повышения благосостояния и уровня жизни народов на пространстве ШОС.
Россия и Китай готовы совместно с другими участниками БРИКС содействовать развитию стратегического сотрудничества в рамках объединения по всем трем направлениям: политика и безопасность, экономика и финансы, культурные и гуманитарные контакты.
Стороны будут вносить вклад в наращивание взаимодействия в формате БРИКС в сферах торговли, финансов, добычи полезных ископаемых, цифровой экономики, общественного здравоохранения, технологий и инноваций, искусственного интеллекта, взаимосвязанности и государственного управления, содействовать выработке общих подходов и сотрудничеству по использованию национальных валют, а также по реформе мировой валютно-финансовой системы, устойчивому развитию, продовольственной и энергетической безопасности, адаптации к последствиям изменения климата, углеродному регулированию и другим вопросам.
Стороны будут оказывать содействие новым государствам БРИКС в процессе гармоничной интеграции в механизмы сотрудничества объединения, продолжат способствовать повышению его международного авторитета и выстраиванию прочных связей с развивающимися странами, в том числе посредством вовлечения государств-партнеров в сотрудничество в рамках объединения и укрепления форматов «БРИКС плюс»/ «аутрич».
Россия поддерживает китайскую Глобальную инициативу в области развития и продолжит принимать участие в работе «Группы друзей в поддержку Глобальной инициативы в области развития». Стороны будут и впредь призывать международное сообщество держать в фокусе внимания вопросы развития, наращивания инвестиций и углубления практического международного сотрудничества с целью ускорения реализации Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.
VII
Стороны отмечают, что применение отдельными государствами и их объединениями торговых и финансовых ограничений, таких как односторонние нелегитимные ограничительные меры и завышенные таможенные тарифы, а также других нерыночных методов конкуренции негативно влияет на мировую экономику, подрывает справедливую конкуренцию, препятствует международному сотрудничеству в борьбе с важнейшими для всего человечества вызовами, включая обеспечение глобальной продовольственной и энергетической безопасности, достижение Целей устойчивого развития ООН. Стороны осуждают циничные действия, предпринимаемые в обход Совета Безопасности ООН, нарушающие Устав ООН и международное право, препятствующие правосудию, а также меры, противоречащие правилам Всемирной торговой организации (ВТО).
Стороны убеждены, что согласно базовому принципу международного права о суверенном равенстве государств международные обязательства, касающиеся иммунитетов государств и их собственности (включая суверенные резервы), должны неукоснительно соблюдаться. Стороны осуждают инициативы по изъятию активов и собственности иностранных государств и подчеркивают право таких государств на применение ответных мер в соответствии с международным правом.
Стороны намерены продолжать совместно противостоять негативным трендам в мировой экономике, содействовать более широкому вовлечению стран Глобального Юга в международную и региональную торговлю, способствовать формированию справедливой модели развития Африканского континента, поддерживать создание зон свободной торговли на Африканском континенте посредством интеграции государств Африки в глобальные производственно-сбытовые цепочки в качестве не только поставщиков сырья, но и производителей промежуточных и конечных товаров.
Стороны отмечают возрастающие риски фрагментации мировой торговли, роста числа дискриминационных мер и неправомерных торговых ограничений. Введение необоснованных таможенных пошлин отдельными государствами в отношении торговых партнеров серьезно нарушает законные права и интересы других государств и правила ВТО, подрывает основанную на правилах многостороннюю торговую систему и угрожает глобальной экономической стабильности. Стороны решительно выступают против нелегитимного одностороннего буллинга, злоупотреблений таможенными тарифами и экспортным контролем и других односторонних протекционистских мер, разрушающих международный торгово-экономический порядок и оказывающих серьезное негативное влияние на функционирование глобальных производственно-сбытовых цепочек.
Стороны намерены активно продвигать открытую, инклюзивную, прозрачную и недискриминационную многостороннюю торговую систему, центральным элементом которой является ВТО, поддерживать адаптацию правил ВТО к современным реалиям, содействовать либерализации и упрощению процедур торговли и инвестирования,укреплять российско-китайские диалоговые инициативы по сотрудничеству в рамках ВТО, подтверждать важность повестки развития, продвигать реформирование организации, включая усилия по восстановлению полноценно функционирующего механизма разрешения споров, продвигать включение «Соглашения об упрощении инвестиций в целях развития» в правовую архитектуру ВТО, провести надлежащую подготовительную работу к 14-й Министерской конференции ВТО, совместно защищать интересы развивающихся стран.
Стороны подтвердили стремление и далее укреплять конструктивное взаимодействие по линии международных форматов, включая «Группу двадцати», форум «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), БРИКС и ШОС, в том числе для консолидации Глобального Юга и укрепления их права голоса в механизмах глобального управления, продвижения инициатив по формированию равноправного и упорядоченного многополярного миропорядка и инклюзивной экономической глобализации. Стороны придают особую важность справедливому реформированию международных финансовых институтов, в частности Международного валютного фонда и Всемирного банка.
Стороны, высоко оценивая конструктивное российско-китайское взаимодействие в «Группе двадцати», подтвердили намерение и далее содействовать укреплению ее роли как ведущей международной площадки по экономическому взаимодействию, совместно продвигать выгодную для всех инклюзивную экономическую глобализацию, противодействовать глобальным финансовым и экономическим вызовам на основе консенсуса как основополагающего принципа функционирования данного форума и направлять мировой порядок в сторону справедливого, сбалансированного и рационального развития во всех трех измерениях: экономическом, социальном и экологическом. Стороны готовы вносить весомый вклад в успешную работу «Группы двадцати» под руководством ЮАР в 2025 году.
Российская сторона поддерживает предстоящее председательство Китая в АТЭС в 2026 году. Стороны продолжат укреплять тесное взаимовыгодное сотрудничество на площадке форума, продвигать всестороннюю реализацию Путраджайских ориентиров развития АТЭС до 2040 года, совместно строить азиатско-тихоокеанское сообщество, содействовать созданию открытой мировой экономики, совместно способствовать продвижению региональной экономической интеграции, поддерживать создание региональной зоны свободной торговли, формировать свободную, открытую, инклюзивную, недискриминационную и предсказуемую торгово-инвестиционную среду. Укреплять диалог и координацию для продвижения общими усилиями практического сотрудничества по всем направлениям, включая взаимосвязанность и цифровую экономику, реагировать на актуальные социально-экономические вызовы.
Признавая важность экономической интеграции и взаимодействия соответствующих структур на евразийском пространстве, Стороны продолжат работу по реализации и своевременной актуализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами–членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 г., своевременно будут проводить работу по совершенствованию Соглашения и упрощению процедур торговли между Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Китаем, будут прилагать совместные усилия для дальнейшего сопряжения планов развития ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь»,продвижения параллельного и скоординированного развития инициативы «Один пояс, один путь» иБольшого Евразийского партнерства, укреплять диалог между региональными объединениями, включая ЕАЭС, ШОС и Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии.
VIII
Стороны подтвердили свою приверженность поддержанию и укреплению глобальной стратегической стабильности, совместному противодействию вызовам и угрозам в соответствующих областях и призыв к всестороннему учету всех основных факторов, влияющих на глобальную стратегическую стабильность.
Стороны отметили, что отдельные государства, обладающие ядерным оружием, предпринимают ряд негативных шагов, которые подрывают глобальную стратегическую стабильность, подстегивают гонку вооружений, повышают риски возникновения конфликтов и представляют собой серьезную угрозу международному миру и безопасности. Стороны настоятельно призывают соответствующие государства отказаться от менталитета «холодной войны» и «игр с нулевой суммой», решать проблемы путем равноправного диалога и взаимоуважительных консультаций, укреплять доверие во избежание опасных просчетов и воздерживаться от действий, создающих стратегические риски.
Стороны отметили, что одним из наиболее актуальных стратегических рисков, требующих скорейшего устранения, является то, что некоторые государства, обладающие ядерным оружием, осуществляют экспансию военных союзов и коалиций в чувствительных районах поблизости от других ядерных государств в целях оказания силового давления на них и совершения иных враждебных действий, угрожающих коренным интересам безопасности этих государств. Стороны осудили некоторые государства, обладающие ядерным оружием, за выстраивание ничем не ограниченной глобальной и многосферной системы противоракетной обороны, размещение за пределами своих границ наземных ракет средней и меньшей дальности, нацеленных на другие ядерные государства, и реализацию глубоко дестабилизирующих схем так называемых «совместных ядерных миссий» и «расширенного ядерного сдерживания», что подрывает региональную стабильность и глобальную безопасность. Стороны выступают против этих и других провокационных действий, повышающих напряженность и увеличивающих стратегические риски в отношениях государств, обладающих ядерным оружием.
Стороны подтвердили свою приверженность Совместному заявлению лидеров пяти государств, обладающих ядерным оружием, о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений от 3 января 2022 г. и призвали все стороны заявления предпринять конкретные действия для выполнения своих соответствующих обязательств.
Стороны вновь заявили о своем несогласии с определением и использованием отдельными странами космического пространства в качестве территории боевых действий и выступили за то, чтобы все страны взяли на себя политическое обязательство не размещать первыми оружие в космическом пространстве, а также за скорейшее начало многосторонних переговоров на основе китайско-российского проекта договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов в целях разработки международного юридически обязывающего инструмента по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве.
Стороны подтвердили, что контроль над вооружениями является важным инструментом укрепления международной безопасности и стабильности, в то время как действия, их подрывающие, одновременно подрывают усилия в области контроля над вооружениями. Стороны будут прилагать усилия к реализации подлинной многосторонности и поддерживать центральную роль ООН и ее профильного многостороннего механизма в процессе контроля над вооружениями.
Стороны будут и впредь поддерживать авторитет Договора о нераспространении ядерного оружия, Конвенции о запрещении биологического оружия, Конвенции о запрещении химического оружия и других международно-правовых документов, а также содействовать осуществлению резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Поощрение международного сотрудничества в области мирного использования в контексте международной безопасности».
Стороны подтвердили совместную позицию, зафиксированную в Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области обеспечения международной информационной безопасности от 8 мая 2015 г., и выступили против попыток использования отдельными странами своих преимуществ в сфере информационно-коммуникационных технологий для реализации собственных геополитических интересов и применения информационно-коммуникационных технологий для создания угрозы международной безопасности, подчеркнув, что информационно-коммуникационные технологии должны использоваться в мирных целях. Стороны прилагают усилия, направленные на укрепление многосторонней координации и двустороннего практического сотрудничества по вопросам международной информационной безопасности на основе целей и принципов Устава ООН.
Стороны приветствуют принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции ООН против киберпреступности, ставшей первым универсальным международным договором в сфере информационной безопасности. Россия и Китай намерены подписать Конвенцию в числе первых государств и призывают все международное сообщество последовать их примеру, выступают за скорейшее вступление документа в силу и запуск заложенных в нем механизмов сотрудничества государств-участников в целях эффективной борьбы с ИКТ-криминалом. Стороны будут активно участвовать в переговорах по разработке дополнительного протоколапо вопросам криминализации к названной Конвенции, постоянно содействовать совершенствованию механизмов в рамках международного сотрудничества по борьбе с информационной преступностью.
Стороны выступают за обсуждение и выработку при участии всех государств новых международных юридически обязывающих инструментов в целях формирования системы международной информационной безопасности и построения открытой, безопасной, стабильной, доступной, мирной среды информационно-коммуникационных технологий, полагая, что такая работа должна вестись в рамках ООН и на основе действующих правил ответственного поведения государств. Приветствуем создание в рамках ООН будущего постоянного механизма по международной информационной безопасности, в рамках которого может осуществляться предметная дискуссия о параметрах и охвате будущих международно-правовых договоренностей в данной сфере, в том числе по таким новым вопросам, как безопасность данных, стабильность цепочек поставок и другие.
Стороны прилагают усилия для обеспечения целостности, стабильности функционирования и безопасности национальных сегментов Всемирной сети при соблюдении соответствующего законодательства. Стороны категорически не приемлют попыток вмешательства во внутренние дела государств с использованием низкоорбитальных спутниковых систем интернет-связи.
Россия и Китай подтверждают настрой на дальнейшее тесное сотрудничество и координацию подходов на международных и региональных площадках, прежде всего в ООН, БРИКС и ШОС, в целях борьбы с важнейшими глобальными угрозами безопасности, такими как терроризм, сепаратизм, экстремизм, транснациональная организованная преступность, незаконный оборот наркотиков и использование новых технологий в преступных целях.
Стороны, исходя из необходимости решительного противодействия распространению любых радикальных идеологий, которые способствуют росту проявлений терроризма и экстремизма в современном мире, подчеркивают недопустимость поддержки террористических группировок и иных экстремистских сил и их использования в политических целях, в том числе для дестабилизации и вмешательства во внутренние дела других государств. Стороны готовы углублять сотрудничество в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, совместно бороться с террористическими организациями, включенными в список Совета Безопасности ООН, и другими террористическими и экстремистскими организациями, представляющими угрозу безопасности России и Китая.
IX
Стороны решительно осуждают гегемонистское стремление отдельных стран Запада и их союзников создавать квазиюридические механизмы для оказания давления на страны, проводящие независимый внешнеполитический курс, а также фальсифицировать историческую правду в угоду своим конъюнктурным интересам.
Россия и Китай выражают серьезную озабоченность конфронтационной политикой и риторикой отдельных стран и их объединений. Стороны призывают прекратить вмешиваться во внутренние дела других государств, подрывать устоявшуюся архитектуру безопасности в различных регионах мира, создавать искусственные разделительные линии между странами и насаждать блоковое противостояние.
Стороны решительно выступают против насаждения третьим странам в различных регионах мира враждебных подходов к России и Китаю, а также против дискредитации росийско-китайского взаимодействия, и намерены наращивать взаимодействие и уплотнять координацию в целях решительного противодействия курсу Вашингтона на «двойное сдерживание» России и Китая.
Россия и Китай отмечают крайне негативное влияние на мир, стабильность и процветание в Азиатско-Тихоокеанском регионе попыток США и их союзников расширить присутствие НАТО в этом регионе, активно развивать там блоковые коалиции узкого состава, вовлекать страны региона в реализацию своих «индо-тихоокеанских» стратегий. Россия и Китай считают неприемлемым строительство военных блоков антироссийской и антикитайской направленности с ядерной составляющей, размещение в регионе ядерных вооружений под вывеской «расширенного сдерживания», а также развертывание угрожающих стратегической стабильности элементов глобальной системы противоракетной обороны и наземных ракет средней и меньшей дальности.
Стороны намерены наращивать скоординированную работу в интересах формирования в Азии пространства безопасного сотрудничества, развития и процветания, а также углублять взаимодействие и координацию на региональных площадках, включая продвижение через многосторонние объединения совместных инициатив по различным направлениям сотрудничества.
Стороны будут укреплять взаимодействие с АСЕАН в интересах обеспечения стабильности и процветания региона.
Стороны будут продолжать взаимодействовать в рамках асеаноцентричных механизмов, включая Восточноазиатский саммит, Региональный форум АСЕАН по безопасности, Совещание министров обороны государств–членов АСЕАН с партнерами по диалогу, в целях содействия формированию в Азии архитектуры безопасности, основанной на принципах международного права, взаимного уважения, открытости и инклюзивности.
Россия поддерживает усилия Китая и стран–членов АСЕАН по поддержанию мира и стабильности в Южно-Китайском море. Стороны считают, что проблема Южно-Китайского моря должна решаться путем переговоров и консультаций между непосредственно вовлеченными государствами, решительно выступают против вмешательства в проблематику Южно-Китайского моря внерегиональных сил. Россия поддерживает всестороннюю и эффективную реализацию Китаем и странами АСЕАН «Декларации о поведении сторон в Южно-Китайском море» и приветствует скорейшее заключение «Кодекса поведения сторон в Южно-Китайском море».
Стороны приветствуют председательство России в Расширенной туманганской инициативе в 2025 году, нацеленное на укрепление потенциала сотрудничества в Северо-Восточной Азии, а также на развитие взаимодействия стран–участниц Расширенной туманганской инициативы по линии регионов, в том числе в сферах транспорта, энергетики, торговли и инвестиций, цифровой экономики, сельского хозяйства, туризма и окружающей среды. Стороны изучают возможность трансформации Расширенной туманганской инициативы в самостоятельную международную организацию.
Стороны выступают за всемерное продвижение комплексного урегулирования проблем Корейского полуострова исключительно политико-дипломатическими средствами. Стороны настойчиво призывают соответствующие государства отказаться от политики односторонних принудительных мер и силового давления в отношении Корейской Народно-Демократической Республики, а также от курса на милитаризацию региона Северо-Восточной Азии и провоцирование там конфронтации, предпринять практические шаги, направленные на разрядку напряженности и устранение угрозы вооруженных инцидентов и масштабных военных конфликтов на Корейском полуострове. Стороны убеждены, что обязательным условием для урегулирования проблем Корейского полуострова является взаимное уважение суверенитета и сбалансированный учет национальных интересов вовлеченных государств. Стороны подтверждают готовность вносить конструктивный вклад в процесс политического урегулирования проблем Корейского полуострова и достижение долгосрочного мира и стабильности в Северо-Восточной Азии.
Стороны выражают намерение наращивать партнерское взаимодействие на афганском направлении как на двусторонней основе, так и в многосторонних форматах, нацеленных на содействие становлению Афганистана в качестве независимого, нейтрального, единого и мирного государства, свободного от терроризма и наркотиков, сосуществующего в мире и согласии со всеми соседними странами. Стороны отмечают и поддерживают активную и конструктивную роль региональных площадок в политическом урегулировании афганской проблемы: Московского формата консультаций по Афганистану, механизма стран–соседей Афганистана, региональной «четверки» Россия-Китай-Иран-Пакистан, ШОС.
X
Стороны убеждены, что для долгосрочного и устойчивого урегулирования украинского кризиса необходимо устранить его первопричины при соблюдении принципов Устава ООН во всей их полноте, совокупности и взаимосвязи и принципа неделимости безопасности с учетом обоснованныхинтересов и озабоченностей всех государств в области безопасности. Руководствуясь этим, Стороны поддерживают все усилия, способствующие установлению мира.
Российская Сторона позитивно оценивает объективную и непредвзятую позицию Китайской Стороны по украинскому кризису и приветствует стремление Китая играть конструктивную роль в его урегулировании политико-дипломатическим путем. Китайская сторона намерена продолжать усилия в рамках Группы друзей мира в ООН и на других площадках в целях формирования условий для политического урегулирования.
Стороны признают важную роль Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в обеспечении региональной стабильности, включая борьбу с международным терроризмом, незаконным производством и оборотом наркотиков, организованной преступностью, незаконной миграцией и другими трансграничными вызовами и угрозами. Стороны подчеркивают наличие потенциала сотрудничества между ОДКБ и Китаем в интересах поддержания мира и безопасности в Евразии, совместного противодействия попыткам дестабилизации региона извне.
Стороны рассматривают Содружество Независимых Государств (СНГ) как важный фактор обеспечения стабильности и устойчивого межгосударственного сотрудничества на пространстве Евразии. Они поддерживают дальнейшее укрепление данной организации в качестве эффективного интеграционного объединения и выступают за уплотнение взаимодействия между СНГ и ШОС в сферах, представляющих взаимный интерес.
Стороны продолжат усилия, направленные на обеспечение стабильности и поступательного социально-экономического развития в Центрально-Азиатском регионе.
Стороны высоко оценили перспективы дальнейшего наращивания комплексного взаимодействия в трехстороннем формате с участием Монголии и строительства Экономического коридора Россия–Монголия–Китай, будут активно содействовать реализации ключевых совместных проектов и кооперации в рамках данного коридора. Стороны согласились продолжить оказывать содействие Улан-Батору в его подключении к региональным интеграционным процессам, в том числе в рамках ШОС.
Россия и Китай призывают к стабилизации ситуации на Ближнем Востоке, выступают за урегулирование острых проблем посредством политико-дипломатических мер. Стороны подчеркивают безальтернативность всеобъемлющего, справедливого и долгосрочного урегулирования палестинского вопроса на известной общепризнанной международно-правовой основе в рамках двугосударственной формулы, предусматривающей создание независимого палестинского государства, сосуществующего в мире и безопасности с Израилем.
Стороны привержены комплексному урегулированию в Сирии на основе широкого национального диалога при уважении ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Россия и Китай убеждены, что Сирии необходимо решительно выступить против любых форм террористических и экстремистских сил.
Стороны будут активно взаимодействовать в интересах укрепления безопасности в районе Персидского залива и содействовать странам региона в укреплении взаимного доверия и реализации устойчивого развития.
Стороны намерены играть активную созидательную роль в урегулировании вокруг иранской ядерной программы, подчеркивая, что онобудет способствовать поддержанию международного режима ядерного нераспространения, мира и стабильности на Ближнем Востоке. Россия и Китай призывают вовлеченные стороны к мирному разрешению противоречий политико-дипломатическими средствами, отмечая необходимость на практике отстаивать авторитет Договора о нераспространении ядерного оружия, руководствоваться целями как ядерного нераспространения, так и мирного использования атомной энергии, с тем чтобы путем диалога и переговоров выйти на решение, учитывающее разумные озабоченности всех участников процесса. Россия и Китай убеждены, что вовлеченные стороны не должны допускать эскалации, прибегать к необоснованным мерам военного характера и нелегитимным односторонним принудительным мерам.
Стороны нацелены на дальнейшее наращивание многопланового конструктивного сотрудничества с государствами Африки и их ведущими интеграционными объединениями, в первую очередь Африканским союзом. Стороны намерены поддерживать усилия стран континента по реализации амбициозных целей Повестки дня Африканского союза на период до 2063 года «Африка, какой мы хотим ее видеть», руководствуясь принципом «африканским проблемам-африканское решение». Стороны едины во мнении, что установление мира, стабильности и достижение государствами Африки подлинных независимости и самостоятельности являются фундаментальной основой развития, процветания и осуществления модернизации на континенте. Стороны приветствуют открытость объединения БРИКС к комплексному взаимодействию с африканскими странами и готовы продолжать укреплять контакты и координацию по африканской проблематике. Стороны поддерживают усилия южноафриканского председательства в «Группе двадцати», направленные на придание глобальному управлению более справедливого и рационального характера.
Стороны, приветствуя настрой стран Латинской Америки и Карибского бассейна на развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе равенства, взаимного уважения и учета интересов друг друга, рассчитывают на укрепление такого сотрудничества со всеми заинтересованными государствами региона и их объединениями, включая Сообщество латиноамериканских и карибских государств, Южноамериканский общий рынок, Андское сообщество, Боливарианский альянс для народов Америк, Тихоокеанский альянс, Карибское сообщество, а также в рамках международных форматов, таких как ООН, «Группа двадцати» и БРИКС, с тем чтобы сообща способствовать стабильности и процветанию в регионе.
Стороны выступают за сохранение в Арктике мира и стабильности, предотвращение в этом регионе военно-политической напряженности.
г.Москва, 8 мая 2025 года