Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 29.09.2025 г. № 360-ФЗ

pravo.gov.ru

О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>тья 95. Цели и порядок расследования авиационного происшествия или инцидента</p><p> </p><p>1. Авиационное происшествие или инцидент с гражданским, государственным или экспериментальным воздушным судном Российской Федерации либо с воздушным судном иностранного государства на территории Российской Федерации, а также с используемым в целях гражданской авиации воздушным судном, не зарегистрированным в порядке, установленном статьей 33 настоящего Кодекса, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, подлежит обязательному расследованию.</p><p>Авиационные происшествия или инциденты с беспилотными гражданскими воздушными судами расследуются, классифицируются и учитываются только в отношении воздушных судов, подлежащих обязательной сертификации в соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 8 настоящего Кодекса и (или) допускаемых к эксплуатации в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 36 настоящего Кодекса.</p><p>2. Единственной целью расследования авиационного происшествия или инцидента является предотвращение авиационных происшествий и инцидентов в будущем. Целью расследования авиационного происшествия или инцидента не является установление чьей-либо вины или ответственности.</p><p>3. Проведение расследований, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов осуществляются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации соответственно в гражданской, государственной и экспериментальной авиации.</p><p>Проведение расследований, классификация и учет авиационных происшествий или инцидентов с воздушными судами государственной и экспериментальной авиации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.</p><p>4. Правила проведения расследований авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации и должны включать в себя порядок проведения расследований, классификации и учета авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами Российской Федерации или гражданскими воздушными судами иностранного государства на территории Российской Федерации, а также с используемыми в целях гражданской авиации воздушными судами, не зарегистрированными в порядке, установленном статьей 33 настоящего Кодекса, за исключением пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, соответствующий стандартам Международной организации гражданской авиации, за исключением отклонения от международных стандартов и процедур, о которых Международная организация гражданской авиации уведомлена в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации.</p><p>5. Если авиационное происшествие явилось следствием столкновения гражданского воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, уполномоченный орган, который проводит расследование, определяется Правительством Российской Федерации.</p><p>6. Если авиационный инцидент явился следствием столкновения или сближения гражданского воздушного судна с воздушным судном другого вида авиации, расследование проводится уполномоченным органом по расследованию авиационных инцидентов с гражданскими воздушными судами.";</p><p>25) дополнить статьей 951 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 951. Особенности расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации</p><p> </p><p>1. Орган по расследованию авиационных происшествий и орган по расследованию инцидентов, уполномоченные Правительством Российской Федерации:</p><p>1) дают разъяснения по вопросам применения утвержденных Правительством Российской Федерации правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации;</p><p>2) разрабатывают и утверждают инструкции и методики по вопросам расследования, классификации и учета авиационных происшествий или инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации;</p><p>3) заключают соглашения с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, уполномоченным органом в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела (таможенный контроль), функции по обеспечению соблюдения мер экспортного контроля, в том числе мер в отношении продукции военного назначения, функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, и федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовного судопроизводства, в целях обеспечения взаимодействия при организации и проведении расследований авиационных происшествий или инцидентов, реализации необходимых мероприятий в целях расследования авиационных происшествий или инцидентов, включая организацию сбора, перемещения, в том числе через таможенную границу, хранения и исследования объектов.</p><p>2. Если в связи с проведением расследования авиационного происшествия или инцидента необходимо направить бортовые регистраторы или агрегаты воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, в другое государство для исследования, вывоз таких бортовых регистраторов или агрегатов, а также их возврат совершается в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Аналогичный порядок применяется при ввозе в Российскую Федерацию бортовых регистраторов или агрегатов воздушных судов в рамках расследования авиационных происшествий или инцидентов, проводимого другими государствами.";</p><p>26) в статье 96:</p><p>а) пункт 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Расследование авиационного происшествия или инцидента проводится комиссией. Комиссия по расследованию авиационного происшествия имеет статус государственной комиссии. Комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента предоставляется независимость в проведении расследования. Любое судебное (внесудебное) разбирательство или любое другое расследование, направленное на установление чьей-либо вины или ответственности, проводится отдельно от расследования, проводимого в соответствии с правилами, указанными в пункте 4 статьи 95 настоящего Кодекса.";</p><p>б) пункт 2 изложить в следующей редакции:</p><p>"2. Комиссия по расследованию авиационного происшествия или инцидента имеет право:</p><p>1) беспрепятственно проходить на борт воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, для выяснения обстоятельств авиационного происшествия или инцидента;</p><p>2) обследовать воздушное судно, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, его составные части, имущество, находящееся на борту воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, либо вовлеченное в авиационное происшествие или инцидент извне, независимо от принадлежности этого имущества, а также средства и объекты обеспечения полетов воздушных судов;</p><p>3) поручать юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности проведение исследований и работ, связанных с расследованием авиационного происшествия или инцидента;</p><p>4) привлекать для решения задач, требующих знаний в соответствующих областях науки и техники, работников организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;</p><p>5) опрашивать очевидцев авиационного происшествия или инцидента, лиц, которые имеют или могут иметь отношение к авиационному происшествию или инциденту, получать необходимую информацию от правоохранительных органов;</p><p>6) изучать все вопросы разработки, испытаний, производства, эксплуатации и ремонта воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, вопросы подготовки лиц из числа авиационного персонала, организации воздушного движения, выполнения и обеспечения полетов воздушных судов, затребовать и получать от соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также от граждан и юридических лиц документы и материалы по вопросам, связанным с авиационным происшествием или инцидентом;</p><p>7) проводить исследования психофизиологического состояния членов экипажа воздушного судна, с которым произошли авиационное происшествие или инцидент, а также соответствующих лиц из числа авиационного персонала.";</p><p>27) дополнить статьей 971 следующего содержания:</p><p> </p><p>"Статья 971. Медицинское освидетельствование лиц, вовлеченных в авиационное происшествие или инцидент</p><p> </p><p>Лица, наряду с лицами, определенными пунктом 6 статьи 531 настоящего Кодекса, вовлеченные в авиационное происшествие или инцидент с воздушным судном, могут направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 января 1998 года № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающую выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).";</p><p>28) в наименовании статьи 98 слова "работ на месте" заменить словами "работы комиссии по расследованию";</p><p>29) статью 99 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 99. Финансирование работы по расследованию авиационного происшествия или инцидента</p><p> </p><p>Расходы на обеспечение работы комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента финансируются за счет средств федерального бюджета.";</p><p>30) в пункте 6 статьи 1011 слова "в федеральную государственную информационную систему допуска перевозчиков к выполнению регулярных и чартерных международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты" заменить словами ", в федеральную государственную информационную систему "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта";</p><p>31) статью 1012 изложить в следующей редакции:</p><p> </p><p>"Статья 1012. Федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта"</p><p> </p><p>1. Федеральная государственная информационная система "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта" представляет собой систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, анализ, хранение, предоставление информации, ее размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и используемую для оказания государственных услуг и исполнения функций, информационного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и организациями, а также для использования в том числе информации о воздушных перевозках, перевозчиках и выданных им допусках.</p><p>2. На основании решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, его полномочия как оператора АИС ОГУ может осуществлять подведомственная ему организация в части эксплуатации АИС ОГУ, предназначенной для выполнения требований пункта 1 статьи 242 настоящего Кодекса.</p><p>3. Порядок, сроки и способы представления информации для ее размещения оператором АИС ОГУ, порядок предоставления информации, содержащейся в АИС ОГУ, пользователям АИС ОГУ, состав информации, содержащейся в АИС ОГУ, порядок взаимодействия АИС ОГУ с другими информационными системами, требования к АИС ОГУ, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу АИС ОГУ, к ее оператору устанавливаются положением о федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта", утверждаемым в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.</p><p>4. Пользователями АИС ОГУ являются лица, определенные положением о федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта", предусмотренным пунктом 3 настоящей статьи.</p><p>5. Положение о федеральной государственной информационной системе "Автоматизированная информационная система оказания государственных услуг Федерального агентства воздушного транспорта" утверждается Правительством Российской Федерации и должно содержать в том числе:</p><p>1) порядок, сроки, способы представления информации для ее размещения в АИС ОГУ оператором АИС ОГУ;</p><p>2) порядок предоставления информации, содержащейся в АИС ОГУ, пользователям АИС ОГУ;</p><p>3) состав информации, содержащейся в АИС ОГУ;</p><p>4) порядок взаимодействия АИС ОГУ с другими информационными системами, а также с инфраструктурой, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме;</p><p>5) требования к АИС ОГУ, к базам данных, входящим в ее состав, к информационно-телекоммуникационной сети, обеспечивающей работу АИС ОГУ, к ее оператору;</p><p>6) перечень информационных систем, взаимодействующих с АИС ОГУ.</p><p>6. Обладателем информации, размещаемой в АИС ОГУ, является Российская Федерация. От имени Российской Федерации правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС ОГУ, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации.</p><p>7. Информация, содержащаяся в АИС ОГУ, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, а также с законодательством Российской Федерации о коммерческой тайне и об иной охраняемой законом тайне.</p><p>8. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в АИС ОГУ, должен предоставляться с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".";</p><p>32) в статье 102:</p><p>а) пункт 1 изложить в следующей редакции:</p><p>"1. Перевозчик, агент перевозчика, осуществляющий от имени перевозчика и за его счет бронирование, продажу и оформление перевозочных документов на воздушные перевозки (далее - агент перевозчика, осуществляющий бронирование, продажу и оформление перевозочных документов), юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие обслуживание пассажиров, обработку багажа, грузов в аэропорту, обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.</p><p>Перевозчик организует, обеспечивает и выполняет воздушную перевозку пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами. Перевозчик вправе передать часть обязанностей по договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, осуществляющим обслуживание пассажиров, обработку багажа, грузов в аэропорту, оставаясь ответственным за их действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.</p><p>Перевозчик вправе передать обязанности по договору воздушной перевозки пассажира, договору воздушной перевозки груза другому перевозчику, оставаясь ответственным за его действия (бездействие) перед пассажиром, грузоотправителем и грузополучателем и выполнение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза.</p><p>Перевозчик выполняет перевозку пассажиров, багажа, груза чартерными рейсами в соответствии с договором фрахтования воздушного судна (воздушного чартера).";</p><p>б) дополнить пунктом 11 следующего содержания:</p><p>"11. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей должны содержать в том числе:</p><p>1) правила внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов регулярными рейсами, выполняемыми по расписанию движения воздушных судов, и чартерными рейсами, выполняемыми по программе выполнения нерегулярных (чартерных) воздушных перевозок по договору фрахтования воздушного судна;</p><p>2) требования к содержанию правил воздушных перевозок перевозчика;</p><p>3) правила бронирования пассажирских мест и провозной емкости воздушного судна для воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, включая информацию, предоставляемую пассажирам, грузоотправителям при бронировании;</p><p>4) категории пассажиров, багажа, грузов, бронирование воздушной перевозки которых осуществляется по согласованию с перевозчиком;</p><p>5) порядок получения пассажиром информации от перевозчика;</p><p>6) порядок оплаты воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, включая информацию, предоставляемую пассажирам, грузоотправителям при оплате воздушных перевозок;</p><p>7) порядок оформления перевозочных документов на воздушные перевозки пассажира, багажа, груза;</p><p>8) содержание опубликованного расписания движения воздушных судов, обязанности перевозчика в случае изменения опубликованного расписания движения воздушных судов;</p><p>9) основания отмены, задержки рейса, указанного в билете, грузовой накладной, замены типа воздушного судна, изменения маршрута воздушной перевозки;</p><p>10) порядок регистрации на рейсы (в том числе регистрации на рейсы с использованием сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), включая правила предоставления пассажирских мест на борту воздушного судна, порядок оформления багажа;</p><p>11) порядок установления перевозчиком класса обслуживания на борту воздушного судна (первого класса, бизнес-класса, экономического класса и иных классов обслуживания на борту воздушного судна, устанавливаемых перевозчиком);</p><p>12) порядок обслуживания пассажиров в аэропорту, в том числе порядок предоставления звуковой и зрительной информации;</p><p>13) порядок обслуживания пассажиров на аэровокзале (в терминале) в случае задержки рейса, отмены рейса по вине перевозчика, вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, вследствие изменения маршрута во</p></div>
Показать следующую страницу документа