Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 10.04.2000 г. № 51-ФЗ

pravo.gov.ru

Об утверждении Федеральной программы развития образования
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>педагогических и других работников образовательных учреждений из системы образования;</p><p>обновление системы аттестации педагогических работников;</p><p>повышение квалификации педагогических работников, в том числе через систему послевузовского образования;</p><p>реализация международных договоров Российской Федерации о сотрудничестве в области обмена педагогическими и научно-педагогическими кадрами;</p><p>расширение участия образовательных учреждений и других организаций системы образования в международных программах академической мобильности;</p><p>повышение профессионального мастерства и качества труда педагогических, научно-педагогических и других работников образовательных учреждений и других организаций системы образования.</p><p> </p><h4>Подраздел 2.Материально-техническое обеспечение образовательных учреждений</h4><p> </p><p>Поддержание и развитие материально-технической базы образовательных учреждений является одним из основных условий успешного осуществления учебного процесса. Образовательные учреждения испытывают большой дефицит в площадях. Высшим учебным заведениям по сравнению с нормативами не хватает 3,6 миллиона квадратных метров учебно-лабораторных площадей.</p><p>Здания и сооружения образовательных учреждений построены в разные периоды, более 30 процентов площадей в настоящее время приходится на здания, построенные до революции, плохо приспособленные для проведения учебного процесса и находящиеся в ветхом состоянии. Занятия ведутся в две и в три смены.</p><p>Необходимо осуществить их реконструкцию, заменить инженерные коммуникации, оборудование и мебель. На восстановление зданий и инженерных коммуникаций, находящихся в аварийном состоянии, требуется единовременно свыше 1,5 млрд. рублей. Но в последние годы средства на ремонтные работы образовательным учреждениям не выделялись.</p><p>В прошлые десятилетия естественная убыль учебных площадей компенсировалась за счет строительства новых учебно-лабораторных зданий. Но в связи с резким сокращением инвестиций, объем которых по сравнению с 1990 годом сократился более чем в 20 раз, указанный источник поддержания и развития материальной базы образовательных учреждений постепенно иссякает.</p><p>По состоянию на 1 января 1997 года в стадии строительства находилось около 300 объектов системы образования с остатком сметной стоимости 3,4 млрд. рублей. В последние годы удалось с помощью привлечения внебюджетных средств и средств спонсоров, инвесторов и других не запрещенных законом источников ввести часть объектов системы образования в эксплуатацию, сократить остаток сметной стоимости. На 1 января 1999 года незавершенными являются около 250 объектов системы образования, для полного завершения которых необходимо 2,8 млрд. рублей.</p><p>Основными направлениями развития являются:</p><p>сохранение и развитие материально-технической базы образовательных учреждений и других организаций системы образования в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, социальных норм и нормативов;</p><p>переход на новые нормативы и механизмы оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования средствами обучения, инвентарем, учебно-наглядными пособиями, станочным, лабораторным и научным оборудованием, приборами, вычислительной, информационной и множительной техникой, печатной учебно-методической продукцией с использованием современных форм хозяйствования в виде тендеров, конкурсов и торгов;</p><p>разработка и реализация комплекса мер по поддержке производителей учебно-лабораторного, научного и производственного оборудования учебного назначения, мягкого и жесткого инвентаря и иных средств оснащения образовательных учреждений и других организаций системы образования;</p><p>строительство, ремонт зданий и сооружений организаций системы образования;</p><p>оснащение образовательных учреждений защитными средствами, обеспечивающими защиту педагогических и других работников организаций системы образования, обучающихся в условиях чрезвычайных ситуаций и военного положения;</p><p>оптимизация номенклатуры средств обучения, учебно-лабораторного и научного оборудования;</p><p>разработка новых строительных норм и правил, норм проектирования всех видов и типов образовательных учреждений.</p><p>Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:</p><p>развитие материально-технической базы образовательных учреждений;</p><p>создание здоровых и безопасных условий труда и учебы;</p><p>увеличение числа подготовленных зданий и сооружений образовательных учреждений к осуществлению реализуемых ими задач;</p><p>разработка и производство перспективных моделей технических средств обучения, наглядных пособий, научных приборов и оборудования;</p><p>повышение уровня обеспечения образовательных учреждений и их научных организаций учебно-лабораторными и научными площадями, современной научной аппаратурой, приборами, вычислительной и информационной техникой;</p><p>обеспечение обучения преимущественно в одну смену;</p><p>укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе интернатов для детей-сирот;</p><p>развитие материально-технической базы предприятий системы образования, осуществляющих производство учебной, научной и технической продукции, мебели, строительных материалов, а также организаций, осуществляющих ремонт и строительство зданий и сооружений, принадлежащих организациям системы образования;</p><p>расширение возможностей финансирования образования, в особенности профессионального образования, за счет привлечения денежных средств из не запрещенных законом источников.</p><p> </p><h4>Подраздел 3.Социальная поддержка работников образовательных учреждений и других организаций системы образования</h4><p> </p><p>Основными направлениями развития являются:</p><p>разработка нормативных правовых актов о защите педагогических и иных работников организаций системы образования в целях обеспечения для них условий труда и социальных гарантий;</p><p>разработка и реализация мер по совершенствованию Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы в части оплаты труда работников образовательных учреждений;</p><p>установление видов материальной поддержки педагогических и других работников организаций системы образования, норм их оказания и льгот в указанной области;</p><p>разработка предложений о совершенствовании пенсионного обеспечения педагогических и других работников организаций системы образования;</p><p>разработка и реализация научно-организационных и инженерно-технических мероприятий по повышению устойчивости функционирования образовательных учреждений и системы образования в целом в чрезвычайных ситуациях.</p><p>Ожидаемыми результатами реализации Программы являются:</p><p>повышение общественного престижа и востребованности труда педагогических и других работников организаций системы образования;</p><p>повышение государственного и социального статуса указанных работников;</p><p>реализация целевой социальной поддержки указанных работников;</p><p>совершенствование пенсионного обеспечения указанных работников;</p><p>развитие системы стимулов, обеспечивающих поддержку и совершенствование уровня профессионального мастерства педагогических, научно-педагогических и других работников организаций системы образования.</p><p> </p><h4>Раздел V.ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ</h4><p> </p><p>Общие финансовые расходы, необходимые для развития системы образования и реализации инновационных мероприятий Программы, рассчитаны исходя из норм законодательства об образовании в части финансирования системы образования и мер по обеспечению государственных гарантий педагогическим и другим работникам организаций системы образования, обучающимся.</p><p>Средства бюджетов всех уровней, выделяемые на образование в настоящий период, не позволяют полностью финансировать расходы на социально защищенные статьи (выплата заработной платы) и не обеспечивают покрытие значительной части затрат на питание, оплату коммунальных услуг, текущее содержание зданий и сооружений, принадлежащих образовательным учреждениям. Средств на развитие образовательных учреждений, укрепление их учебно-материальной базы в бюджете практически не предусмотрено. Выделяемое финансирование не позволяет выполнять положения законодательства в области образования по обеспечению образовательного процесса на уровне современных требований, реализации социальных норм и нормативов, предоставлению государственных гарантий педагогическим и другим работникам системы образования, обучающимся.</p><p>Предлагается обеспечить постепенное увеличение ассигнований из бюджетов всех уровней как на функционирование системы образования (раздел "Образование" функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации), так и на осуществление установленных Программой мероприятий и проектов (инноваций) с достижением к 2005 году расчетной потребности в финансовых средствах.</p><p>Финансовое обеспечение системы образования и установленных Программой мероприятий необходимо осуществлять по двум основным направлениям:</p><p>увеличение бюджетного финансирования посредством указанного механизма при условии повышения эффективности использования выделяемых образовательным учреждениям и другим организациям системы образования бюджетных средств;</p><p>создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования образования без снижения норм, нормативов и абсолютных размеров бюджетного финансирования.</p><p>Структура расходов из федерального бюджета и внебюджетных источников на установленные Программой мероприятия и проекты (инновации), капитальные вложения по годам приведены в таблице 2.</p><p>Субъектами Российской Федерации в соответствии с региональными программами развития образования, а также органами местного самоуправления в пределах их компетенции будет осуществляться финансирование установленных Программой мероприятий и проектов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.</p><p>Объем инвестиций и других расходов на осуществление Программы может ежегодно уточняться, исходя из возможностей соответствующих бюджетов и иных не запрещенных законом источников.</p><p> </p><p>Таблица 2</p><p> </p><h4>Примерная структура расходов на реализацию Программы по годам и направлениям финансирования (в млн. рублей)</h4><p> </p><table><tr><td><h4>Направления финансирования</h4></td><td>Год</td></tr><tr><td><p>2000</p></td><td>2001</td><td>2002</td><td>2003</td><td>2004</td><td>2005</td><td><h4>Итого</h4></td></tr><tr><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюдж. ист.</h4></td><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюд. ист.</h4></td><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюд. ист.</h4></td><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюдж. ист.</h4></td><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюдж. ист.</h4></td><td><h4>Фед бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюдж. ист.</h4></td><td><h4>Фед. бюдж.</h4></td><td><h4>Внебюдж. ист.</h4></td></tr><tr><td><h4>Всего</h4><h4>в том числе:</h4></td><td><h4>1676,7</h4></td><td><h4>123,0</h4></td><td><h4>2000,0</h4></td><td><h4>202,5</h4></td><td><h4>2200,0</h4></td><td><h4>251,0</h4></td><td><h4>2500,0</h4></td><td><h4>294,5</h4></td><td><h4>3000,0</h4></td><td><h4>348,0</h4></td><td><h4>3500,0</h4></td><td><h4>391,5</h4></td><td><h4>14876,7</h4></td><td><h4>1610,5</h4></td></tr><tr><td><h4>Капитальные вложения</h4></td><td><h4>167,7</h4></td><td><h4>24,0</h4></td><td><h4>233,1</h4></td><td><h4>27,5</h4></td><td><h4>324,0</h4></td><td><h4>35,0</h4></td><td><h4>450,4</h4></td><td><h4>42,5</h4></td><td><h4>626,1</h4></td><td><h4>60,0</h4></td><td><h4>864,0</h4></td><td><h4>67,5</h4></td><td><h4>2665,3</h4></td><td><h4>256,5</h4></td></tr><tr><td><h4>НИОКР</h4></td><td><h4>9,0</h4></td><td><h4>5,0</h4></td><td><h4>18,0</h4></td><td><h4>10,0</h4></td><td><h4>50,0</h4></td><td><h4>18,0</h4></td><td><h4>80,0</h4></td><td><h4>21,0</h4></td><td><h4>100,0</h4></td><td><h4>24,0</h4></td><td><h4>150,0</h4></td><td><h4>27,0</h4></td><td><h4>407,0</h4></td><td><h4>105,0</h4></td></tr><tr><td><h4>Прочие виды расходов*</h4></td><td><h4>1500,0</h4></td><td><h4>94,0</h4></td><td><h4>1748,9</h4></td><td><h4>165,0</h4></td><td><h4>1826,0</h4></td><td><h4>198,0</h4></td><td><h4>1969,6</h4></td><td><h4>231,0</h4></td><td><h4>2273,9</h4></td><td><h4>264,0</h4></td><td><h4>2486,0</h4></td><td><h4>297,0</h4></td><td><h4>11804,4</h4></td><td><h4>1248,5</h4></td></tr><tr><td><h4>Итого по</h4><h4>указанным источникам финансирования</h4></td><td>1799,7</td><td>2202,5</td><td>2451,0</td><td>2794,5</td><td><h4>3348,0</h4></td><td>3891,5</td><td>16487,2</td></tr></table><p>______________________________ </p><p>* - раздел 14 функциональной классификации расходов федерального бюджета.</p><p> </p><h4>Раздел VI.СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ</h4><p> </p><p>В систему мероприятий по реализации Программы включены комплексные мероприятия, предусмотренные механизмом реализации Программы (таблица 3).</p><p>Финансирование указанных мероприятий предусмотрено за счет прочих видов расходов (таблица 2).</p><p>В систему мероприятий по реализации Программы не включены мероприятия, для обеспечения реализации которых не предполагаются дополнительные решения и непосредственное участие Федерального Собрания Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.</p><p> </p><p>Таблица 3</p><table><tr><td><h4>Мероприятия</h4></td><td><h4>Сроки реализации (годы)</h4></td><td><h4>Ответственные исполнители</h4></td></tr><tr><td><h4>1</h4></td><td><h4>2</h4></td><td><h4>3</h4></td></tr><tr><td><h4>Подраздел 1 раздела III. Общие направления развития системы образования1</h4></td></tr><tr><td><h4>1. Обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации</h4></td></tr><tr><td><p>1.1. Обеспечить гарантированное свободное функционирование и развитие единого образовательного пространства и расширение доступа граждан к образованию, в том числе и из государств - участников Содружества Независимых Государств</p></td><td><h4>2000 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; организации системы образования</p></td></tr><tr><td><p>1.1.1. Разработать нормативно-правовую и информационную базу, экономические и управленческие механизмы реализации государственной политики в области образования, обеспечения его единства и приоритетности в жизнедеятельности государства и общества, осуществления прав граждан на равный доступ к высококачественному образованию различных уровней</p></td><td><h4>2000 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы</p></td></tr><tr><td><p>1.1.2. Разработать среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития системы образования. Подготовить краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы (в том числе на уровне субъектов Российской Федерации) подготовки специалистов с учетом потребностей личности, общества и государства. Обосновать, сформировать и реализовать на основе прогнозов механизмы формирования кадрового заказа на подготовку специалистов федерального уровня, уровня субъектов Российской Федерации и местного уровня</p></td><td><h4>2000 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; организации системы образования</p></td></tr><tr><td><p>1.1.3. Разработать концепцию развития образовательного права, в том числе основные направления правового регулирования единой системы образования Российской Федерации, а также на уровне субъекта Российской Федерации и местном (муниципальном) уровне. </p><p>Организация реализации концепции</p></td><td><h4>2000 - 2002</h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4>2000 -  2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профессиональные союзы (привлекаются к работе по согласованию), детские и молодежные общественные объединения и организации (привлекаются к работе по согласованию), общественные организации</p></td></tr><tr><td><p>1.1.4. Ввести и обеспечить реализацию преемственных государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ, содержащих федеральные компоненты для всех уровней системы образования, в том числе дополнительное профессиональное</p></td><td><h4>2000</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования</p></td></tr><tr><td><p>1.1.5. Восстановить и развить издательскую, полиграфическую и производственную базу единого образовательного пространства страны с привлечением к этой работе государственных, общественных, промышленных, научных, рыночных структур и организаций</p></td><td><h4>2000 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное (привлекаются к работе по согласованию)</p></td></tr><tr><td><p>1.1.6. Разработать концепцию и механизм функционирования единой федеральной государственной системы инспектирования в порядке надзора на всей территории Российской Федерации любых образовательных учреждений и всех органов управления образованием (учредителей - для негосударственных), включая обеспечение контроля за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, государственных образовательных стандартов, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования.</p><p>Организовать их реализацию</p></td><td><h4>2000</h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4> </h4><h4>2001 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; союзы, объединения промышленников, предпринимателей и тому подобное; общественные организации</p></td></tr><tr><td><p>1.1.7. Разработать концепцию и программу кадровой политики единой системы образования страны и осуществить их реализацию</p></td><td><h4>2000 - 2005</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молодежные общественные объединения и организации; общественные организации</p></td></tr><tr><td><p>1.1.8. Разработать и реализовать комплекс мер по профилактике детских и молодежных правонарушений, возвращению в образовательные учреждения детей, оставивших школу</p></td><td><h4>2000 - 2001</h4></td><td><p>Органы государственной власти, включая государственные органы управления образованием; органы местного самоуправления, включая местные (муниципальные) органы управления образованием; академии наук; объединения системы образования; организации системы образования; профсоюзы; детские и молоде</p></td></tr></table></div>
Показать следующую страницу документа