Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта:
Изображения

Настройки

Президент России — официальный сайт

Банк документов   /

Федеральный закон от 28.12.2024 г. № 523-ФЗ

pravo.gov.ru

О технологической политике в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
Показать предыдущую страницу документа
<div><p>ующих изделий и программ для ЭВМ;</p><p>6) на создание способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности, на основе которых создается высокотехнологичная продукция.</p><p> </p><p>Глава 5. Проекты по развитию сквозных технологий </p><p> </p><p>Статья 17. Общие положения о проектах по развитию сквозных технологий</p><p> </p><p>1. К проектам по развитию сквозных технологий относятся проекты, направленные на внедрение и (или) развитие сквозных технологий в целях формирования новых рынков и производства высокотехнологичной продукции.</p><p>2. Развитие сквозных технологий основывается на следующих принципах: </p><p>1) привлечение на условиях взаимовыгодного сотрудничества разработчиков технологий, объединение усилий которых необходимо для достижения целевых показателей развития технологий, определенных в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 18 настоящего Федерального закона; </p><p>2) развитие рыночных отношений и исключение односторонних действий, направленных на ограничение конкуренции в Российской Федерации в высокотехнологичных областях; </p><p>3) укрепление международного сотрудничества в области технологической политики и развитие международной кооперации при соблюдении интересов Российской Федерации.</p><p>3. Правительство Российской Федерации: </p><p>1) утверждает порядок оценки технологий и отнесения их к сквозным технологиям;</p><p>2) утверждает порядок подготовки и выполнения планов мероприятий по реализации проектов по развитию сквозных технологий, включающий описание функций и порядок взаимодействия лиц, участвующих в реализации указанных проектов, порядок заключения, изменения и прекращения действия соглашений о развитии сквозных технологий, типовую форму таких соглашений, предусматривающую в том числе условие о сроке исполнения таких соглашений, и порядок осуществления мониторинга исполнения таких соглашений;</p><p>3) определяет меры государственного стимулирования в рамках реализации проектов по развитию сквозных технологий.</p><p>4. Инициаторами реализации проектов по развитию сквозных технологий могут выступать Правительство Российской Федерации и юридические лица, намеревающиеся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий и (или) формирование собственных линий разработки технологий.</p><p>5. В целях формирования собственных линий разработки технологий юридические лица, намеревающиеся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий, должны обладать (с учетом группы лиц, к которым они относятся, и договоров, заключенных с российскими юридическими лицами, не относящимися к указанной группе лиц) необходимыми ресурсами, в том числе результатами исследований и разработок, технической документацией, соответствующими программами для ЭВМ, правами на результаты интеллектуальной деятельности, основными средствами и иным имуществом, а также кадровым потенциалом.</p><p>6. Проекты по развитию сквозных технологий реализуются российскими юридическими лицами с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, определяемых согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, на основании заключенных с Российской Федерацией в лице Правительства Российской Федерации соглашений о развитии сквозных технологий. </p><p>7. К отношениям, возникающим в связи с заключением, изменением и расторжением соглашения о развитии сквозных технологий, а также с исполнением обязанностей по указанному соглашению, применяются положения гражданского законодательства Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 18. Соглашение о развитии сквозных технологий</p><p> </p><p>1. Предметом соглашения о развитии сквозных технологий являются внедрение и (или) развитие отдельных видов сквозных технологий и (или) формирование собственных линий разработки технологий в целях формирования (с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции) новых рынков, производства высокотехнологичной продукции и обеспечения технологического лидерства Российской Федерации в среднесрочной перспективе.</p><p>2. Соглашение о развитии сквозных технологий должно содержать следующие условия: </p><p>1) предмет соглашения о развитии сквозных технологий;</p><p>2) наименование высокотехнологичной отрасли, для формирования или развития которой заключается соглашение о развитии сквозных технологий, описание сквозной технологии (сквозных технологий), на внедрение и (или) развитие которой (которых) направлено указанное соглашение, виды и характеристики результатов интеллектуальной деятельности, создание и использование которых планируются в соответствующей технологии;</p><p>3) целевые показатели развития технологий с учетом показателей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, а также методика их расчета;</p><p>4) права и обязанности сторон соглашения о развитии сквозных технологий в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом права на обоснованный риск, предусмотренного статьей 24 настоящего Федерального закона;</p><p>5) ответственность юридических лиц, заключивших соглашение о развитии сквозных технологий, за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 4 настоящей части;</p><p>6) формы и способы обеспечения юридическим лицом, намеревающимся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий, долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию, а также объем такого спроса;</p><p>7) иные условия, предусмотренные типовой формой соглашения о развитии сквозных технологий, утверждаемой Правительством Российской Федерации.</p><p>3. В рамках подготовки к заключению соглашения о развитии сквозных технологий юридическое лицо, намеревающееся осуществить внедрение и (или) развитие сквозных технологий и являющееся инициатором реализации проекта по развитию сквозных технологий, обосновывает наличие долгосрочного спроса на высокотехнологичную продукцию и в случае заключения указанного соглашения обеспечивает долгосрочный спрос на высокотехнологичную продукцию в соответствии с формами, способами и объемом, которые определяются в указанном соглашении.</p><p> </p><p>Глава 6. Развитие технологических инноваций</p><p> </p><p>Статья 19. Общие положения о технологических инновациях</p><p> </p><p>1. Технологические инновации создаются и внедряются разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции в целях обеспечения технологического лидерства Российской Федерации, повышения качества и расширения ассортимента продукции, сохранения существующих рынков сбыта или выхода на новые, снижения издержек производства, роста производственных мощностей, достижения финансовых, экономических, инвестиционных, социально-экономических, экологических, научных, научно-технических и (или) иных общественно полезных характеристик (эффектов) (далее - характеристики (эффекты).</p><p>2. Технологические инновации создаются и внедряются разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции самостоятельно или с привлечением иных лиц, в том числе путем реализации проектов развития технологий.</p><p> </p><p>Статья 20. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий</p><p> </p><p>1. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий разрабатываются с учетом прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на среднесрочный и долгосрочный периоды в целях обеспечения реализации технологической политики и утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом предложений Российской академии наук, агентов развития технологий и иных юридических лиц (в части, касающейся банковской сферы и иных сфер финансового рынка, - по согласованию с Центральным банком Российской Федерации).</p><p>2. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий являются основой для разработки перечней критических и сквозных технологий, утверждаемых Правительством Российской Федерации или уполномоченным органом (уполномоченными органами), иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области технологической политики, а также программ инновационного развития организаций с государственным участием.</p><p>3. Среднесрочные и долгосрочные планы развития технологий должны содержать описание вызовов, ограничений и рисков, оценку текущего состояния, основных проблем, тенденций и возможных сценариев развития технологий, а также иные положения в соответствии с требованиями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 21. Программы инновационного развития организаций с государственным участием</p><p> </p><p>1. Под программами инновационного развития организаций с государственным участием понимаются направленные на достижение стратегических целей комплексы мероприятий по разработке, внедрению и (или) развитию критических и сквозных технологий, технологических инноваций, формированию собственных линий разработки технологий, предусматривающие финансирование таких мероприятий этими организациями с государственным участием или иными лицами. Перечень организаций с государственным участием, реализующих программы инновационного развития, утверждается Правительством Российской Федерации.</p><p>2. В программах инновационного развития организаций с государственным участием должны быть предусмотрены исследования и разработки и (или) проекты развития технологий, в том числе способствующих достижению целевых показателей обеспечения технологического лидерства Российской Федерации и (или) среднесрочного и долгосрочного развития технологий в отраслях экономики, а также цели, срок, планируемые итоги, параметры финансирования и ключевые показатели эффективности реализации таких программ. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать иные требования к содержанию программ инновационного развития организаций с государственным участием.</p><p>3. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать случаи, при которых организации с государственным участием обязаны:</p><p>1) привлекать малые технологические компании к реализации программ инновационного развития организаций с государственным участием;</p><p>2) привлекать лиц, осуществляющих содействие развитию технологий, к разработке, экспертизе и реализации программ инновационного развития организаций с государственным участием;</p><p>3) реализовывать программы инновационного развития организаций с государственным участием на основе собственных линий разработки технологий.</p><p> </p><p>Глава 7. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики</p><p> </p><p>Статья 22. Меры государственного стимулирования. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики, не являющееся государственным</p><p> </p><p>1. Меры государственного стимулирования применяются с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, используемых для оценки стадий жизненного цикла продукции при ее разработке, производстве и выведении на рынок и определенных согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, для достижения целей технологической политики, указанных в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона.</p><p>2. В отношении деятельности по реализации технологической политики в случаях и порядке, которые предусмотрены правом Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и в соответствии с условиями, содержащимися в указанных нормативных правовых актах, могут предоставляться следующие меры государственного стимулирования:</p><p>1) финансирование проекта развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в формах, предусмотренных бюджетным и гражданским законодательством Российской Федерации (далее - финансирование проекта развития технологий);</p><p>2) налоговые льготы и иные преференции, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, а также льготы по уплате таможенных платежей, установленные правом Евразийского экономического союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании;</p><p>3) льготы по арендной плате в случае предоставления в пользование имущества, находящегося в государственной собственности;</p><p>4) информационно-консультационная поддержка, в том числе правовая охрана и защита прав на результаты интеллектуальной деятельности, содействие в привлечении инвестиций, оказание услуг таможенного представителя, оказание услуг по развитию кадрового потенциала;</p><p>5) поддержка инновационной деятельности;</p><p>6) поддержка развития кадрового потенциала;</p><p>7) инфраструктурная поддержка, в том числе предоставление в пользование объектов недвижимости и оборудования;</p><p>8) поддержка экспорта при выходе на рынки иностранных государств и освоении этих рынков;</p><p>9) поддержка в рамках установления экспериментальных правовых режимов;</p><p>10) содействие сотрудничеству между разработчиками технологий и производителями высокотехнологичной продукции, а также формированию гарантированного спроса и предложения в отношении высокотехнологичной продукции;</p><p>11) иные меры поддержки.</p><p>3. Меры государственного стимулирования должны быть установлены с учетом стадий разработки, внедрения и развития технологических инноваций.</p><p>4. Стимулирование деятельности по реализации технологической политики, не предусмотренное частью 2 настоящей статьи, осуществляется юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 23. Особенности финансирования проектов развития технологий</p><p> </p><p>1. Финансирование проектов развития технологий осуществляется с учетом целей и задач технологической политики, а также с учетом уровней готовности технологий, готовности производства, рыночной готовности и коммерциализации высокотехнологичной продукции, определенных согласно методикам, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.</p><p>2. Агенты развития технологий в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними локальными нормативными актами агентов развития технологий при принятии и реализации решений о финансировании проектов развития технологий осуществляют необходимую экспертизу проектов развития технологий, в том числе при необходимости с привлечением независимых экспертов, до начала финансирования проектов развития технологий, в процессе их реализации и после завершения их реализации (при необходимости), а также обеспечивают целевое использование средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленных при применении мер государственного стимулирования.</p><p>3. Агенты развития технологий осуществляют мониторинг и контроль реализации проектов развития технологий, в том числе финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, включая мониторинг и контроль целевого использования таких средств. Критерии целевого использования средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, и порядок осуществления мониторинга и контроля такого целевого использования средств устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.</p><p>4. После завершения каждого этапа реализации проекта развития технологий получатель средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, представляет агенту развития технологий отчет и документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов, в срок, установленный Правительством Российской Федерации в зависимости от этапа реализации проекта развития технологий и (или) с учетом стадий разработки, внедрения и развития технологических инноваций, если иной срок не установлен соглашением между агентом развития технологий и получателем средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий.</p><p>5. В случае выявления нецелевого использования средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, агент развития технологий уведомляет об этом получателя таких средств, который обязан возвратить агенту развития технологий такие средства в объеме, соответствующем объему выявленного нецелевого использования средств, в порядке и сроки, которые установлены соглашением между агентом развития технологий и получателем таких средств. </p><p>6. Неурегулированные разногласия между получателем средств, направляемых на финансирование проекта развития технологий, и агентом развития технологий по вопросу наличия и объема нецелевого использования средств разрешаются в судебном порядке.</p><p>7. Организацию деятельности по финансированию проектов развития технологий агенты развития технологий осуществляют в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.</p><p>8. Порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемый Правительством Российской Федерации, должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядок принятия агентом развития технологий решения о финансировании проектов развития технологий и учитывать уровень готовности разрабатываемой или разработанной технологии, перспективы коммерциализации деятельности по реализации технологической политики, объем предполагаемого финансирования проектов развития технологий, а также методы и инструменты управления рисками, включая мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.</p><p>9. Агент развития технологий утверждает методику оценки рисков реализации проекта развития технологий по согласованию с главным распорядителем средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации должностным лицом, осуществляющим координацию деятельности агента развития технологий, в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.</p><p>10. Условия финансирования проектов развития технологий, полномочия главных распорядителей бюджетных средств и их ответственность за осуществление агентами развития технологий мониторинга и контроля реализации проектов развития технологий получателями средств, направляемых на финансирование проектов развития технологий, в том числе целевого использования таких средств, мониторинга и контроля соблюдения методики оценки рисков реализации проектов развития технологий и порядка принятия агентами развития технологий решений о финансировании проектов развития технологий, ответственность за принятие решений на основе оценки эффективности финансирования проектов развития технологий за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на применение мер государственного стимулирования, а также правила указанной оценки, предусмотренные частью 5 статьи 24 настоящего Федерального закона, учитываются в правилах предоставления субсидий или бюджетных инвестиций, порядке принятия решений, утверждаемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.</p><p> </p><p>Статья 24. Оценка эффективности финансирования проектов развития технологий с учетом права на обоснованный риск</p><p> </p><p>1. Оценка эффективности финансирования</p></div>
Показать следующую страницу документа